• Иван Яковлев: Когда вручали приз Лиги наций, переспросил: «А это точно мне?»

    Главное открытие Лиги наций - теперь в «Зените»

    21.07.19 13:41

    Иван Яковлев: Когда вручали приз Лиги наций, переспросил: «А это точно мне?» - фото

    Фото: Rambler

    Самый интригующий новичок волейбольного «Зенита» не посетил ВК «Фест», на котором сине-бело-голубые традиционно проводят летнюю презентацию команды. Иван Яковлев хочет выступить перед петербургскими зрителями в августе, во время олимпийской квалификации – 2020. 

    Подробности: Россия на Олимпиаде-2020: устоит ли антирекорд Рио?

    24-летний блокирующий «Факела» ворвался в новую сборную России Туомаса Саммелвуо, как в закрывающиеся двери метро. Он дебютировал в составе по ходу Лиги наций – 2019, а закончил ее... лучшим блокирующим турнира. Индивидуальный приз Яковлеву вручили вскоре после окончания победного финала против сборной США на ее домашней площадке. Вот это поворот! Российские зрители привыкли к долгой, медлительной смене поколений в российской сборной. А в этом году новички растут быстрее, чем печатаются протоколы матчей. 

    Подробности: Вердикт Лиги наций. Россия победила США на их поле

    Яковлев впечатляюще работал на блоке. По статистике «Финала шести, он второй в этом компоненте среди всех участников: 13 результативных попыток за 14 сыгранных сетов. Чуть менее одного блока за сет (0,93). Лучше смыкал руки только 32-летний Максвелл Холт, который более десяти лет честно служит в сборной США. 

    Яковлев удивил эффективностью в атаке. На 3-м этапе отборочного турнира Лиги наций он был лучшим  в сборной России. Это человек, который только-только присоединился к команде, ни разу в жизни не игравший с Игорем Кобзарем – основной связкой команды Саммелвуо. 

    В «Финале шести» в матче против Франции Яковлев выбил шесть очков с шести заходов – по окопам команды, которая славится качественной защитой. Правда, французы вышли в ослабленном составе. Вскоре поляки в полуфинале пострадали от точности российского «джокера». Тайм-ауты гения-мотиватора Витала Хейнена не помогли. 

    Сборная России в финале Лиги наций – у нас появился король КПД

    После столь яркого дебюта Яковлеву еще придется потеть для попадания в состав на олимпийскую квалификацию! На его позицию к важнейшему турниру подъехали «зубры»: Артем Вольвич и Дмитрий Мусэрский.  Остается в строю Ильяс Куркаев – самый незаменимый игрок Саммелвуо в Лиге наций. Финский специалист охотнее расставался с лидером команды Егором Клюкой, нежели с новосибирским великаном. 

     

    Зато в другую известную команду Яковлев уже пробился. Петербургский «Зенит» официально подтвердил переход игрока из «Факела». О трансфере было известно давно, но теперь он совершен окончательно. Яковлев вернулся к истокам. Он уроженец Петербурга и воспитанник «Автомобилиста», ныне – зенитовского фарм-клуба. Такие вот путешествия во времени: зенитовцы взяли воспитанника своей фармы, который покинул ее, когда она еще не была фармой, а «Зенита» вовсе не существовало. В беседе с корреспондентом «Спорта День за Днем», Яковлев рассказал и о сборной, и о клубе. 

    О сборной России: бразильские мухи и забеги Кобзаря

    – Мало кто дебютировал в сборной России лучше вас. На первом же турнире, в Лиге наций, вы стали лучшим блокирующим соревнований и чемпионом вместе с командой Туомаса Саммелвуо. Удивлены своим прорывом?

    – Очень удивлен. Не то чтобы это стало потрясением, просто для меня важно, что тренер сборной России начал мне доверять. Это дает надежду... Не знаю, как сформулировать. В общем, я удивлен (улыбается). 

    – С чего начал Туомас в работе с вами?

    – Прежде всего он сказал, что хочет научить меня чему-то новому.  Помочь добиться чего-то большего. Сделать то, чего с другими тренерами я еще не делал.  Вообще мы, конечно, начали с общекомандных взаимодействий и работы в тренажерке. А если говорить об индивидуальной работе, то первым делом шли технические моменты по блоку. Разобрали смещения на блок. Туомас дал мне свое видение того, как улучшить конкретно мою работу в этом компоненте. Показал мне видео, объяснил тактические и технические моменты. 

    – Однако поразили вы своей эффективностью в атаке. Все российские блокирующие были хороши в этом компоненте, но ваши числа впечатляют даже на их фоне. 

    – Это  заслуга тренера и связующих, которые нашли со мной взаимодействие в самый короткий срок. Я никогда не играл ни с Кобзарем, ни с Ковалевым. Только знал их по чемпионату. У нас было два месяца для совместной работы, и все выполнили задачу.  Может, в чем-то мне повезло. Может, помогли эмоции. Мы все были на одной волне, а мне еще хотелось доказать самому себе, что не зря вызван в сборную. Во время игр я не обращал внимания на проценты атаки. Делал то, то умею. 

    – Кобзарь умеет зажечь на площадке и поднять настроение партнеров.

    – Конечно, вы сами видите его забеги через всю площадку после забитого мяча! Это эмоциональный игрок. 

    – Больше всего запомнился финал Лиги наций или что-то из матчей с грандами на отборочном этапе?

    -Запомнились решающие матчи «Финала шести» против Польши и США плюс игра с Бразилией на отборочном этапе. Для меня это был важнейший опыт игры против очень сильного соперника, располагающего таким связующим, как Бруно, – волейболист высочайшего класса. 

    – Со стороны выглядело страшновато. Экспериментальный состав сборной России вышел против олимпийских чемпионов на их площадке. 

    – Страха не было, но, может быть, был мандраж. Небольшое волнение. Чувствуешь, что отстаиваешь честь стран, и не должен упасть в грязь лицом. В начале мы, возможно, немного растерялись. Затем нашли свою игру. 

    – Мухи действительно так сильно мешали во время бразильских матчей, как рассказывают?

    – Честно говоря, да! Залетали в рот и в глаза. Не способствует игре, скажем так. За все время игры я с таким не сталкивался. На стадионе в Куябе оказалось полно мошкары, стрекоз, бабочек. То под потолком летали, то на площадке... Удивительно. 

    – Помните, как вам вручили индивидуальный приз после финала?

    – Вот уж чего я никак не ожидал! Я был в шоке, когда после финала с США организаторы подошли и сказали, что сейчас будет награждение индивидуальными призами, и от нашей команды будут Волков Дима, Клюка Егор... и Яковлев. Я в какой-то ступор впал. Подошел к организаторам и переспросил: «А точно Яковлев? Вы уверены?» Только потом пошел на награждение (смеется).

    – Вы долго играли с Клюкой и Волковым, а теперь придется против них. Кого тяжелее сблокировать: Дмитрия или Егора?

    – Ох, их сложно сравнить. Один более быстрый, у другого более высокий съём. (Волков быстрый, Клюка «высокий» – «Спорт День за Днем».) Не могу ответить. 

    – Во время «Финала шести» в Чикаго. 103-й этаж небоскреба, более 400 м высоты. Даже у Полетаева съём пониже:

    – Вам еще придется конкурировать за место в «основе» сборной. 

    – Я пока не ощущаю себя стабильным игроком «основы». В моем амплуа к команде сейчас присоединяются очень сильные волейболисты – Артем Вольвич и Дмитрий Мусэрский. Для меня будет очень хорошим опытом поработать с ними. Я очень рад этому шансу. 

    – Мусэрский про Японию расскажет. 

    – Тоже интересно. Может, когда-то пригодятся знания. 

    – Дмитрий искренне мечтал поиграть и пожить в Японии. У вас есть подобная мечта?

    – Я хочу полностью раскрыться в российском волейболе и достичь максимальных результатов в своей стране. О зарубежных чемпионатах даже не думал. 

    – Тогда вы сейчас полностью сосредоточены на подготовке к олимпийской квалификации – 2020. 

    – Да. Во-первых, мне еще надо попасть в состав. Во-вторых, надо показать максимум и завоевать путевку на Олимпиаду. Конечно, ближайший месяц – все мысли о турнире в Петербурге. 

    – При всем уважении ко многострадальной сборной Кубы, самый опасный соперник – Иран. В рамках Лиги наций – 2019 России не довелось встретиться с персами в финальном раунде, а проигранный матч в отборочном турнире имел мало значения. 

    – Прежде всего мы сыграем при своей публике в родных стенах. Не будет дикого давления, которое мы испытали в Урмии со стороны иранских трибун. Кроме того, мы уже два месяца вместе. Наши связи улучшились. Думаю, сборная России выйдет более сплоченной и уверенной в себе. Тем более к составу могут присоединиться опытные ребята: Максим Михайлов, Дмитрий Мусэрский, Александр Бутько, Артем Вольвич.

    – Возможная замена Кобзаря на Бутько – это проблема? Опять новый связующий перед важнейшим турниром. 

    – Время есть. Если представится шанс, сыграемся и с Бутько! 

    Приключения лучших в Лиге наций:

    О «Зените»: Встреча с родителями и еврокубок

    – Как вы узнали об интересе петербургского «Зенита»? 

    – Все началось со звонка моего первого тренера, Михаила Ивановича Дмитриева, у которого я начинал в Петербурге. Он сообщил, что «Зенит» мной заинтересован, что Владимир Васильевич (Самсонов – директор «Зенита».– «Спорт День за Днем») хотел бы видеть меня в команде. Я, конечно, ответил, что это не дело и нужно пообщаться лично. Тогда Владимир Васильевич позвонил мне и высказал свои предложения. Это было еще в марте. На тот момент я никуда не собирался. О переходе не думал. Был сосредоточен на игре за «Факел» и хотел добиться максимума с командой, которая мне очень много дала. Я очень благодарен «Факелу» за все, чего удалось достигнуть. 

    – «Зенит» и «Факел» вместе завершили сезон. В серии за бронзу Суперлиги уренгойцы победили 2:0 по матчам.

    – Да, и победная игра состоялась в Новом Уренгое. Мы жили с «Зенитом» в одной гостинице. Мы встретились с Владимиром Васильевичем, пообщались. Я взвесил за и против. Поговорил с Николаем Васильевичем (Капрановым. – «Спорт День за Днем») – президентом «Факела». В итоге принял единственно правильно решение, на мой взгляд. Перешел в «Зенит».

    – Но ведь «Факел» пробился в Лигу чемпионов – как раз за счет победы над «Зенитом» в серии за бронзу. В прошлом сезоне стал третьей командой планеты, завоевав бронзу чемпионата мира среди клубов. А «Зенит» без главного еврокубка на следующий сезон.

    – Я игрок молодой. Рассчитываю выйти с «Зенитом» в Лигу чемпионов в следующем сезоне! Надеюсь, что мы возьмем Кубок ЕКВ так же, как нам с «Факелом» удалось в 2017-м взять Кубок вызова.. Думаю, нашей команде это по силам. 

    – К тому же вы возвращаетесь в родной город. 

    – Естественно, здесь моя семья. Родители, бабушка. Будет безумно приятно играть на домашних трибунах, чтобы родные могли наконец-то приходить и смотреть, чем я занимаюсь. Когда я играл за «Факел», им удавалось попасть разве что на выездные матчи с «Зенитом», а в Новый Уренгой они не ездили. Моя жена тоже переезжает со мной в Петербург. 

    – Как расстались с «Факелом»?

    – Руководители клуба сказали, что в случае чего всегда ждут меня обратно (смеется). Всегда мне рады. Разошлись хорошо, хотя они не рассчитывали на мой уход. Как для меня, так и для них трансфер стал неожиданностью. Финансовый вопрос не хотелось бы обсуждать. 

    – Любопытно взглянуть на «Автомобилист», где вы начинали? 

    – Конечно. Это команда, где я рос. Интересно взглянуть, что там сейчас творится. Надеюсь, «Автомобилист» сможет помогать и нашей команде. Не зря же его сделали фарм-клубом. 

    – Уже придумали первое, что сделаете, когда вернетесь в Петербург?

    – На самом деле, нет... Сейчас у нас продолжается сезон национальной сборной. Все мысли о ней. Наверное, первые дни я буду много времени проводить у родителей. Они соскучились. По возможности буду с ними. 


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»