• Из Армении в Катар

    30.03.11 16:46

    Из Армении в Катар - фото

    Фото: сайт РФС

    Катар был величествен и одновременно прост. Большой ­аэропорт без каких-либо излишеств: просторный, с множеством регистрационных стоек паспортного контроля. За каждой – красивая арабская женщина в нарядных черных одеждах. Пара мужчин-регулировщиков была, напротив, в белом. Те, кому прежде доводилось бывать лишь в Европе, широко раскрыли глаза, пусть и ничего особенного не происходило, – экзотика. Ну а у меня уже был опыт столкновения с миром, совершенно отличным от нашего. Кубок мира в ЮАР, фантастический аэропорт Йоханнесбурга, в котором, точно в древнем Вавилоне, смешались на площади в несколько квадратных километров все мыслимые языки и народы.

    Было спокойно и несуетно. Лишь одна камера, поджидавшая сборную у автобуса, – и то только оператор, без обычного в таких случаях корреспондента. Ажиотажа, сравнимого с ереванским, разумеется, никто не ждал, но… Даже не поверилось, что через одиннадцать лет здесь будет проходить чемпионат мира, а через пару дней – матч двух стран-победительниц недавней выборной гонки.

    Дорога из аэропорта по ночному шоссе под оживленную болтовню в задней половине салона. Верный признак, что команда недавней игрой если не удовлетворена, то довольна. Вспышки хохота, разговор о победах Ирландии и Словакии, удивление от пейзажной эклектики: песок с пальмами и на их фоне – пора­зительно гармоничные небоскребы, переливающиеся электричеством и неоном.

    Другой мир. Иная реальность. Пахло морем. Курортный рай, все равно что те же Эмираты. Богато, тихо, тепло, далеко.

    Еще три часа назад был республиканский стадион в армянской столице, с хибарками и ветхими домиками на холме за центральной фанатской трибуной. Серьезные степенные аксакалы, задающие традиционные вопросы на пресс-конференции: «Какие шансы у сборной Армении на второе место в группе?», «Кого из армянских футболистов Дик Адвокат взял бы в сборную России?».

    Потом быстрый перелет Ереван – Доха, во время которого ­команда не могла наговориться. Точно нужно было сдерживать себя все эти дни, пока шла подготовка к первой официальной игре года. Именно так часто и выходит постматчевое напряжение. Сергей Фурсенко подсел к Адвокату, постоял с Бородюком, наклонился над креслом тезки – главы РФПЛ, и в постоянном движении президента РФС словно был спрятан вопрос: почему не вы­играли, почему не забили?

    Жаркая тема. Стюардесса, часто пробегавшая мимо с пакетиками льда Кержакову – для травмированной во втором тайме правой руки, казалось, хотела остудить, заморозить тему. Однако вопрос уже становился явным, оборачиваясь новым, сорок первым пассажиром на борту чартера.

     

    Обидно, досадно, но ладно, ладно, ладно. Не выиграли, хотя летели за победой. И несколько дней обида скрипела на зубах. Впрочем, может, это всего лишь белая песчаная пыль, покрывающая всю Доху, а?

    Воскресным утром на завтраке неожиданно многолюдно, хотя команда прилетела за полночь и отправилась на отдых, когда в Москве уже переводили часы. Медицинско-административный штат и вовсе лег в кровати с первыми петухами: багаж прибыл в отель после досконального осмотра на таможне. Да и тренеры, подозреваю, уснули в то же время: по одному из каналов крутили фрагменты субботних матчей – как от такого зрелища оторваться?

    Но свежий морской воздух делал свое дело: игроки потянулись в ресторан к десяти, чтобы успеть до обеда прогуляться по пляжу. Плюс двадцать четыре умиротворили последних скептиков, еще вечером брюзжавших: «Зачем опять играть так далеко?».  

    Редкие часы спокойствия. Похоже, они в дефиците даже у тех, у кого, по общему мнению, есть все.

    Единственная фраза сомнения прозвучала, как анекдот. Да и была по своей сути анекдотом:

    – А, может, начнем во вторник рукопашную? Чтобы прямо одиннадцать на одиннадцать. На первой минуте – и можно домой ехать.

    Посмеялись над идеей. Чуточку пофантазировали, развивая тему. Но недолго. Катар не располагает к агрессии.

    Русскоязычного люда в отеле, в городе – вдоволь. Кто из России, кто из Казахстана, кто из Киргизии. На прямой вопрос, не страшно ли тут – после того, что во всем арабском мире творится, отвечают удивлением:

    – Там голодные протестуют, а здесь голодных нет. Все сыты. Все довольные. Все спокойные.

    Похоже, что так. И товарищеский матч обещал непростое зрелище – экспериментальный состав, несколько дебютов. На первой тренировке в Дохе, где за полем остались Кержаков с Дзагоевым, оставшиеся девять человек стартового состава бегали-тянулись под управлением Роба Одерланда, физиотерапевта из «Твенте», вернувшегося в Россию вместе с Адвокатом. Только теперь сборная, а не клуб восстанавливается под его руководством.

    Адвокат ходил по невероятно ровному полю – английские газоны позавидовали бы, – посматривал то на одну, то на другую половину. Как там основа, как там запас? Хмурый Торбинский, чье невключение в заявку на матч удивило многих, пахал в мини-двусторонке как проклятый. Доказывал, что он претендует на основу не просто так. Старался. Как и остальные.

    Основе в воскресенье было легче, можно было в паузах между упражнениями поглазеть по сторонам. Стадион «Аль-Гарафа», где тренировалась команда, напоминал (и не только цветами) ростовский «Олимп-2». Только более яркий, свежий. По секторам ползали рабочие, отмывая кресла от налетевшей за день пыли. Фотографы в бурнусах искали на поле главного тренера. Помог коллега с высоким ирокезом на голове. Подсказал земляку.

    Ирокез сборники оценили, спросили у Ионова: «Ты, наверное, такой же отращиваешь?».

    Основной состав свою часть тренировки закончил раньше. Но уезжать на отдельном автобусике в ­отель отказался: сидели-смотре-ли на то, как рубятся друг против друга партнеры по сборной. Рыжикову не везло страшно: мячи залетали почему-то только в его ворота. Кержаков хохмил, Зырянов поддерживал, остальные смеялись.

    Люди с «Аль-Джазиры», чья штаб-квартира находится именно здесь, в Дохе, брали интервью у Аршавина и попутно фотографировались с ним на мобильный телефон. Кто бы что ни говорил, «канонир» по-прежнему самый популярный и узнаваемый игрок сборной. «Аль-Джазира» настолько была счастлива общением, что после интервью Аршавину вручили пакет с подарком.

    Отъезжая от «Аль-Гарафы», сборники поразились новости, что понедельничная тренировка, равно как и игра, пройдут на другом, более статусном стадионе.

    – Поле, наверное, не устроило, – сказал Кержаков, и все опять захохотали.

    С полями в Катаре полный порядок. Оставалось узнать, как у них с футболом.


    Колонка Ильи Казакова из еженедельника «Спорт день за днем» №11 (30 марта – 5 апреля 2011)


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»