-
Из семейства «белковых»
15.05.10 23:39
«Это он, это он, моего сердца чемпион». Эти незатейливые слова из старого фильма невольно вспоминаются сейчас, когда, после завершения матча на мировое первенство в Софии, читаешь многочисленные отклики на его итоги, в которых искренние восторги по поводу нового срока чемпионства Ананда соседствуют со скепсисом по тому же поводу.
Рассказывать о многолетней борьбе за первенство мира — не хватит места. Главное, что за более чем столетнюю историю розыгрыша, если отбросить период двоевластия и нокаут-чемпионаты, чемпионов было всего пятнадцать. И каждый из них представлял собой яркую, многогранную личность. При этом не так важно, проявлялись ли таланты обладателей короны в других профессиях (как у Ласкера, Эйве, Ботвинника) или вроде бы не выходили за рамки шахматной доски. Но вспомним: Капабланка обладал даром дипломата, Алехин и Таль — несомненным литературным талантом, Смыслов — оперным голосом, Фишер стал автором потрясающих изобретений (игры с произвольной расстановкой фигур, оригинальных часов)…
«Да, были люди в наше время / Могучее, лихое племя: / Богатыри — не вы». Эти лермонтовские строки лучше всего подходят к преклонению перед кумирами последней четверти прошлого века — Карповым и Каспаровым. Сами чемпионы (особенно Анатолий Евгеньевич) многократно подчеркивали, что с их уходом золотая пора шахмат и эра великих королей завершились.
Конечно, 80–90-е годы запомнились пятью фантастическими матчами между этими гроссмейстерами. К спортивному интересу примешивались и политические взгляды в обществе: борьба старого, советского с новым, демократическим. Не стоит забывать, что тогда еще компьютерные программы играли слабее чемпионов. Немаловажно и то, что двум «К» повезло застать время, когда в нашей стране шахматистам на невнимание со стороны властей жаловаться тоже не приходилось.
Ныне другие времена. В условиях кризиса не до шахмат. Программа «Рыбка» справится в матче с любым чемпионом. А когда компьютеры делают что-то лучше людей, согласитесь, умнее находить деньги на их усовершенствование, чем вкладывать средства в растущие запросы «белковых» игроков.
И все же вопреки всему, нравится это чемпионам прошлого или нет, отстоявший титул сильнейшего Вишванатан Ананд в их ряду. Невероятно одаренный от Бога, умеющий за доской все, блестяще играющий вне зависимости от контроля времени, Ананд выделяется также беззаветной любовью к шахматам. Это сочетается с умением с достоинством держаться в любой ситуации, избегая не только скандалов, но и возможностей их возникновения. Символично, что за тысячелетнюю историю шахматная корона лишь в нынешнем веке вернулась в страну, где игра была создана. И теперь по «вине» чемпиона мира в Индии и других странах Азии уже наблюдается шахматный бум.
Конечно, Ананд по силе игры не превосходит таких гроссмейстеров, как Крамник или Топалов. Поэтому следующую эпоху «ренессанса» в древней игре следует ожидать тогда, когда в мире появится игрок, превосходящий своих соперников так же, как в свое время Фишер, Карпов, Каспаров.
Один претендент на вакантное место — Магнус Карлсен — уже начал проявлять себя во всем блеске, имена других называть пока рановато.
К счастью, шахматисты уже пережили время, когда на одном празднике жизни можно было одновременно встретить чемпионов мира по различным версиям. Теперь важнее всего сохранить традиции определения чемпиона в поединках обладателей шахматной короны с претендентами, отобранными по спортивному принципу. Кто же чего на самом деле стоит, станет известно только следующим поколениям.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»