-
«Из «Зенита» можно было сделать «Манчестер Юнайтед» – витрину нашей власти, города, России»: откровения переводчика о Виллаш-Боаше и Халке
Истории от бывшего переводчика «Зенита»16.10.19 09:59
Бывший переводчик Андре Виллаш-Боаша Валерий Рудковский, работавший с ним на первом этапе нахождения в Петербурге в 2014 году, дал интервью «Спорту День за Днем» и Youtube-каналу «Рашен Football». Он рассказал, каким был португалец на самом деле, зачем он приехал в Россию и чем запомнились самые звездные игроки той команды Халк и Гарай.
Зачем Андре Виллаш-Боаша пригласили в «Зенит»?
– После покупки Халка и Витселя ситуация в команде была сложная. Спаллетти себя выработал, и были большие проблемы. По какому-то совету, могу только догадываться, возможно, от Абрамовича – пригласили молодого тренера. Это был очень умный шаг. В течение двух первых недель ситуация успокоилась, все были довольны.
Андре с агентом скромно прилетели из Москвы. На следующий день поехали на базу. И он сразу начал все переставлять – столы, стулья. Все под себя. И тут же начал работать. Он не приехал сюда зарабатывать. После побед с «Порту» у него была эйфория: молодой специалист, талант, поднял футболистов. Его пригласили в «Челси», там добился хороших успехов, но поругался с Терри и Лэмпардом. И Абрамович сделал выбор в пользу игроков. В «Тоттенхэме» тоже были проблемы с руководством, с господином Леви. Здесь же ему пообещали поддержку, и он думал, что сможет добиться больших успехов: победить в Лиге чемпионов, выйти в полуфинал, четвертьфинал. Он после Англии был сильно обижен, считал, что его недооценили. Андре рассказывал, что пытался достучаться до владельца, но приходилось общаться только с дамой, которая там всем руководит. (Марина Грановская. – «Спорт День за Днем».) Он что-то предлагал Абрамовичу, месяц-два это тянулось, потом был, как обычно, отрицательный ответ.
Каким был АВБ?
– Он – тренер нового типа, не лезет к игрокам. Если к нему обращаются по личным вопросам, он поможет. Меня вызывал. Был такой молодой игрок Симонян – я ему переводил. Но в своей компетенции как главного тренера был очень жестким. Из-за этого у него, думаю, и были проблемы в «Челси». Но во всем остальном, что вне его работы, – делайте что хотите, полная свобода. Русским игрокам он понравился. Было, конечно, небольшое разделение из-за языка. Лодыгин – единственный из русских был с иностранными игроками. Но Андре никак не давил на россиян. Разве что вначале были проблемы у Анюкова с Халком. Жесткие подкаты, все остальное. Но потом все успокоилось, и атмосфера была очень хорошая.
Он довольно ранимый человек, с тонкой психикой. При этом очень хотел, чтобы все было по его желанию и идеально выполнялось. Изначально Андре думал, что приехал в Африку. Считал, что раз есть Газпром, ему все обеспечат. Он не совсем понимал конкуренцию, которая существует между Москвой и Петербургом. Лимит – главное, что его подрубило.
Это был уникальный шанс, который наши власти – Газпром и дальше, верх – не использовали. Из «Зенита» можно было сделать «Манчестер Юнайтед» – витрину нашей власти любимой, Питера, всей России. Команду, которая победила бы в Лиге чемпионов или вышла в полуфинал. Команду, у которой пять миллионов здесь болельщиков, и есть болельщики по всему миру, всей стране. Можно было сделать пропаганду, это было бы чудесно.
Кто мог перейти в «Зенит»?
– Андре мне писал в WhatsApp, что договорился абсолютно четко – и по контракту, и по деньгам, и по всему – с Моутинью, Фалькао и даже Чичарито.
С кем из помощников поругался Виллаш-Боаш?
– Луиш Мартинш очень обижен на Виллаш-Боаша. Они поругались в Петербурге. Он сам мне потом писал в «Фейсбуке», что был очень обижен. Хотя этот тренер воспитал Роналду – еще в «Спортинге», когда Криштиану был 15-летним парнем. Мартинш работал вторым тренером и в «Челси», и в «Тоттенхэме». Видимо, поругались из-за денег, как всегда. Из-за чего ругаются? Или из-за принципов, или из-за денег. О принципах, думаю, там речь не шла.
Почему уехал Гарай?
– Гарай страдал без жены, ребенка. У него изначально было подспудное желание уехать. Если бы жена Андре переехала в Петербург, возможно, он по-другому бы относился. Он был очень привязан к семье.
А что с Халком?
– Халк ко мне тепло относился. Он обращался ко мне два раза по нефутбольным вопросам. Один раз вместе с агентом и папой спросили, возможно ли открыть бразильский ресторан в Петербурге. Я ответил, что надо консультироваться со специалистами. На мой взгляд, это было невозможно, потому что под бразильское национальное блюдо не найти свежего мяса такого высокого качества. Потом Халк спрашивал по поводу рекламы, разные люди предлагали ему очень большие деньги. Отправил его к руководству «Зенита».
Он бразилец из деревни, никогда ничему особо не учился. И вдруг на него упало счастье, благодаря его таланту. Верит в Бога, семья для него главное.
Андре действительно не любил Аршавина и Кержакова?
– Я не видел недовольства игроков. Разве только Аршавин, может, немножечко был недоволен Андре. Его мало ставили, хотя он очень активно тренировался, оставался после занятий. Я спросил у тренера напрямую о нем и Кержакове: они же символы. Андре ответил прямо, что у него нет сомнений в форме Аршавина, но он не хотел, чтобы они влияли на игроков во время матча. Не хотел, чтобы они сломали психологическую обстановку, которую он создал. Они авторитетные игроки и могли повлиять. К тому же Аршавин умный парень и по-английски говорит. Насчет Аршавина – это одна из ошибок Андре.
Читайте также
Андре Виллаш-Боаш: Дзюба стал настоящим Королем России
Фото: ФК «Зенит»
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»