• Изумруд Среднегорья

    22.12.12 15:56

    Салон самолета, в котором в составе группы журналистов я отправился в столицу Олимпийских игр, оказался практически полностью заполнен представителями солнечного Таджикистана, летевшими, видимо, встречать в родную страну Новый год...

    Снежный вопрос решит искусственное озеро

    Одним из моих соседей оказался как раз философски настроенный представитель этой маленькой, но гордой страны. Когда в иллюминаторах лайнера показались очертания всероссийского курорта, мой попутчик сперва выразил искреннее удивление, что тут есть море, а затем задумчиво отметил:

    — Слюшай, твой Сочи совсем на мой Таджикистан похож!

    — Чем же? — удивился я.

    — У вас горы, и у нас — горы.

    Покоренный такой железной логикой, я даже не стал объяснять, что Сочи пока еще совсем не «мой». Тем более, визит действительно был непосредственно связан с восхождением в горы. Благодаря Газпрому группе журналистов предстояло увидеть, как обстоит дело с олимпийским объектом, где будет проходить «наше все», если верить Дмитрию Губерниеву, — олимпийский турнир по биатлону. А также лыжным гонкам. Двум самым медалеемким видам спорта предстоящих Игр.

    Надо отметить, что в Сочи по-прежнему если не лето, то почти бабье лето — по питерским меркам. Температура в Сочи и Адлере поднимается до плюс 17. И поверить, что вскоре здесь может начаться зимний сезон, достаточно трудно. Даже людям с богатой фантазией.

    Но стоит доехать до Красной Поляны, взобраться на скоростных подъемниках на высоту 1450–1600 метров, где на плато Псехако и располагаются лыжный и биатлонный комплексы, как картинка пейзажа меняется почти полностью. И, о чудо, здесь уже снег лежит, пусть и не очень плотным слоем.

    Кстати, снежный вопрос, едва ли не главный, который сейчас волнует всех болельщиков и специалистов, зима в субтропиках — вещь коварная. Но опасения напрасны. Если небесная канцелярия все-таки подведет, то у организаторов есть план В. Уже построен и введен в строй огромный искусственный водоем на 120 тыс кубов воды, который используется для создания искусственного снега. Как только начинаются заморозки, а обычно это происходит в декабре, в дело вступают снежные ружья и пушки, «боеприпасы», для которых как раз и поступают из искусственного водоема. Его объема хватает на неделю работы снежных пушек.

    Здесь не равнина, здесь климат иной

    До старта Олимпиады еще больше года, но большинство объектов уже введено в строй. Хотя привычное вроде строительство в горах сильно отличается от того, которое бывает на равнине. Сложный рельеф, очень большая высота, ползучие грунты… Не будь в распоряжении организаторов огромных специальных грузовиков, пришлось бы намного сложнее. Да и сейчас добираться до будущего места олимпийских стартов приходится на уазиках и прочих «вездеходах», иначе можно застрять в грязи где-то посередине дороги. Но вскоре появится и комфортное асфальтированное шоссе.

    Полностью строительство горной Олимпийской деревни еще не закончено, в отличие от коттеджного поселка — деревянных, экологически чистых домиков из сосны, где во время Игр будут проживать спортсмены (тренеры, врачи, обслуживающий персонал расположатся в гостинице, строящейся неподалеку).

    — Здесь уже гостили биатлонисты и лыжники: и зимой, и летом. И отзывы восторженные, — рассказывает Сергей Просвирнин, пятикратный чемпион мира по летнему биатлону, который сейчас работает главным технологом по строительству олимпийских трасс. — Ни в одной Олимпийской деревне мира у спортсменов не было таких комфортных условий. Дом рассчитан всего на десять человек… Ну а по поводу инфраструктуры могу сказать, что главной проверкой для нас станут этапы Кубка мира в следующем году: в январе — по лыжным гонкам, в марте — по биатлону. Будут уже отлажены все системы: тайминга, снегообразования, освещения… Но наши спортсмены уже говорят, что они хотят тренироваться здесь, на этой высоте, летом и зимой. Ведь подобных центров в нашей стране просто нет.

    Из коттеджа пешком на старт гонки

    Кстати, когда принималось решение, где будет проходить Олимпиада-2014 — в Австрии, Корее или России, — одним из ключевых моментов в выборе МОК стало компактное расположение олимпийских объектов в Сочи: здесь от горного кластера до прибрежного расстояние 50 км, и по железной дороге время пути составит всего 30 минут. Да и в горной Олимпийской деревне спортсменам надо пройти буквально 50 метров от своего коттеджа до старта, что упрощает тренировочный процесс и сами соревнования... То есть олимпийцы будут жить буквально на объектах. Такого в истории Олимпиад еще не было. В предыдущих столицах атлетам приходилось час-полтора добираться до места старта, людей возили на автобусах: 10 км, 15 км.

    Да и в целом вся система логистики перемещения зрителей и гостей, которые будут находиться на плато Псехако во время соревнований, разработана таким образом, чтобы минимизировать все переходы, переезды. Поезда и автобусы будут приезжать из нижнего, равнинного кластера, из аэропорта, а далее начинает действовать целая система канатных дорог, позволяющая очень оперативно перемещаться по всем объектам.

    Что касается стадиона, где пройдут соревнования по биатлону и лыжам, то сами сотрудники его называют изумрудом в короне Газпрома. Два года назад был заложен фундамент этого сооружения. А уже в прошлом году здесь прошли первые тестовые соревнования. Ну и сейчас комплекс уже готов к приему гостей.

    Стадион, кстати, уникальный, единственный в России расположенный в среднегорье. До сих пор наша сборная на этих высотах тренировались за рубежом.

    Еще одна новинка стадиона — два больших табло: одно будет с видеокартинкой, другое — информационное.

    К тому же подавляющее большинство биатлонных стадионов в мире — временные: там ставят на время палатки, питание и т. д. То же самое было на прошлых Играх в Ванкувере, где были установлены временные сооружения. Сейчас туда приедешь и вообще ничего не найдешь. В «Лауре» же, за исключением лыжного стадиона, который после Олимпиады будет разобран и увезен, вся система будет функционировать круглый год и в любой момент будет готова провести соревнование или сборы и по лыжным гонкам, и по биатлону.

    Сложные подъемы, коварные спуски

    Кстати, о трассах. Здесь лучше слово вновь предоставить Просвирнину, который знает по этому вопросу практически все:

    — Трассы достаточно сложные, — рассказывает Сергей. — Они располагаются на высоте среднегорья, плюс перепады высот. При проектировании мы подо­шли к верхним границам, которые есть в правилах лыж и биатлона. И спортсмены, которые здесь уже бегали летом и тренировались зимой, прекрасно осознают сложности, ожидающие их на Олимпиаде. Подъемы очень сложные. Одни из самых трудных в мире. В биатлоне такого перепада высот вообще больше нет нигде в мире. В лыжах австрийские трассы еще идут в какое-то сравнение. Трассы построены на пределе допустимого…. И спуски очень сложные. В некоторых местах лыжная и горнолыжная любительская трассы проходят почти параллельно.

    Но при этом организаторы сделали все, чтобы они были безопасными. Кстати, летом здесь еще сложнее тренироваться, ведь на лыжероллерах падения более жесткие и болезненные. Трассы «проинспектировала» наша женская сборная. И не всем спортсменам удалось с ними справиться. Если быть точнее, всего половине. Так что пришлось организаторам какие-то участки упростить.

    Кстати, наверняка возникнет вопрос, во сколько обошлось «удовольствие» по сооружению лыжно-биатлонного комплекса Газ­прому? И в какой срок, собираются вернуть вложенные инвестиции?

    Точные суммы, затраченные на олимпийский объект, пока не называются — все-таки строитель­ство еще не закончено. Хотя понятно, что в горах такие грандиозные проекты не могут обходиться дешево.

    К тому же весь комплекс, в том числе и биатлонный стадион, будет функционировать и после окончания Олимпиады. В корпорации эти расходы уже заложены в смету. Самое главное — здесь будет находиться база российской биатлонной сборной. Ну и конечно, в дальнейшем будут проходить крупные соревнования по лыжам и биатлону…

    Впрочем, не спортом единым. Здесь также будут проводиться развлекательные мероприятия, фестивали, концерты. В Газпроме рассчитывают, что в ближайшие годы часть инвестиций вернется.

    Впрочем, деньги тут не самое главное. Намного важнее для компании так называемая «политическая» составляющая. И тот факт, что сейчас закладывается фундамент на многие годы вперед. В корпорации хотят, чтобы наша страна после Олимпиады получила толчок для развития массового спорта и туризма. И еще не одно поколение граждан России ездило отдыхать в комплекс «Лаура».

    Сочи — Санкт-Петербург


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»