-
К 100-летию со дня кончины Все мы вышли из Чигорина
27.01.08
Читайте Спорт день за днём вВсю жизнь Михаил Чигорин посвятил служению шахматам. Трудное детство (в восемь лет остался круглым сиротой), мрачные годы учебы в Гатчинском сиротском институте, неудачная личная жизнь — ничто не помешало Михаилу Ивановичу добиться высочайших достижений и как игроку, и как организатору шахматного движения в России.
Он был первым русским, сыгравшим матчи за звание чемпиона мира, в которых дважды соперничал с Вильгельмом Стейницем. Чигорин не победил в них, но был признан современниками и последующими поколениями игроков одним из лучших шахматистов в истории. Александр Алехин писал, что «дарование Чигорина огромно, возможно, он является подлинным гением. Глубина его замыслов бывает порой непостижима для смертных». Чигорин побеждал в первых Всероссийских шахматных турнирах — фактически чемпионатах страны, а четвертый титул завоевал за два года до смерти, выиграв матч у Сальве.
Михаил Иванович организовал первые шахматные общества и собрания в России и Петербурге. Издавал первые в России специализированные журналы «Шахматный листок» и «Шахматный вестник», вел разделы в популярных изданиях. Организовывал соревнования, в том числе международные, и делал все возможное для поднятия престижа российских шахмат за рубежом.
25 января 1908 года Чигорин скончался в Люблине, не дожив до 58 лет. Похороны состоялись там же 28 января.
3 февраля, на девятый день смерти Михаила Ивановича, в Казанском соборе была отслужена панихида, а 14 февраля в Санкт-Петербургском шахматном собрании состоялся вечер памяти Чигорина. На нем, как писал современник, «был сделан доклад о жизни, деятельности и произведениях покойного, причем его партии демонстрировались на большой висячей доске».
Уже через год после смерти могила Чигорина оказалась запущенной, и поклонники шахматиста забеспокоились, что через несколько лет «ее, пожалуй, и найти нельзя будет».
22 июня 1914 года на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга состоялось перезахоронение Чигорина. Никто из его родственников не приехал, собралась только горстка людей. Были возложены два венка — от Петербургского шахматного собрания и от Семена Алапина, считавшегося злейшим врагом покойного, с надписью «Талантливому, безвременно угасшему товарищу от Алапина». Памятник, изготовленный на средства любителей шахмат, спустя годы был утрачен. В 1950-е на могиле установили мраморную стелу.
В России чтят память великого мастера: проводится Мемориал Чигорина, его имя присвоено шахматному клубу в Петербурге и залу в Доме шахматиста в Москве. Мемориальные доски установлены на здании бывшего сиротского института в Гатчине и на доме на 9-й Красноармейской улице, где он прожил последние годы.
Новости партнёров