• К барьеру!

    Дуэли

    10.02.12 02:55

    Ровно 175 лет назад скончался Александр Сергеевич Пушкин, смертельно раненный на дуэли.

    За эти годы в жизнь планеты прочно вошел спорт. Сублимация человеческой агрессии. Вместо войн — командные соревнования. Вместо дуэлей — схватки один на один. Тоже ведь своеобразные дуэли. Некоторые ярчайшие противостояния растянулись на долгие годы, выходя подчас за пределы спорта. Вспомним некоторые из них.

    Два великих К

    Дуэль выдающихся шахматистов Анатолия Карпова и Виктора Корчного держала мир в напряжении почти десять лет. Первый из трех исторических матчей Анатолий Евгеньевич выиграл в Москве у своего соотечественника. Второй — в Багио у гроссмейстера без гражданства. Третий — в Мерано у швейцарца.

    Званию чемпиона мира по шахматам в годы холодной войны придавалось особое значение советской пропагандой. Его обладатель неофициально признавался многими чуть ли не интеллектуальным королем планеты. Такой человек не мог быть аполитичным. Все советские чемпионы мира по шахматам, начиная с Михаила Ботвинника непременно вступали в ряды КПСС. Но Борис Спасский вдруг начал откровенно «диссидентствовать». За ним и другие шахматные звезды. Послушный Карпов устраивал Политбюро, на него была сделана ставка.

    После матча в Москве югославский гроссмейстер Светозар Глигорич, авторитетный деятель ФИДЕ, заявил, что советская пресса освещала матч москвича и ленинградца так, как будто противником первого был иностранец. Началась травля Корчного, тому удалось выехать за границу. Он был лишен советского гражданства. Жене не разрешили выехать к Виктору Львовичу. Сына Игоря отправили за решетку. Ведущих советских гроссмейстеров заставляли отдавать Карпову свои заготовки (сам чемпион мира вел себя при этом безупречно, в некоторой степени тоже оказавшись в роли жертвы).

    Корчной пропустил за эти годы, по его словам, около сорока турниров (их бойкотировала советская федерация, если организаторы приглашали «отщепенца»), неся финансовые потери и не имея должной практики.

    Оба матча протекали в атмосфере непрекращающихся скандалов. Карпов победил, но морального победителя в этой затяжной дуэли определить сложно.

    В 1990 году Виктору Корчному вернули советское гражданство, ветеран — частый гость в нашей стране.

    «Свадьбы» Мехико

    Олимпиаде-1968 в Мехико предшествовали чехословацкие события. В них оказались замешаны и спортсмены. Одна из них — знаменитая гимнастка Вера Чаславска. Она не должна была победить в Мексике, тем более что у нас подросла плеяда талантливейших молодых гимнасток: Наташа Кучинская, Лариса Петрик и другие. Ленинградка Кучинская выступала просто великолепно, к тому же была и очень красивой девушкой, мексиканцы полюбили ее. Советские газеты, захлебываясь от восторга, сообщали, что в олимпийской столице газеты выходят под шапкой «Наташа Кучинская — невеста Мехико», и на этом фоне уже не столь важно, что у нее лишь второе место: первой стала Чаславска.

     

    Пройдут годы, и выяснится, что все это — правда. Но не вся. Такой заголовок в мексиканской прессе действительно был. Но над ним был другой — жирным шрифтом: «Вера Чаславска — жена Мехико». Вера вынуждена была потом эмигрировать и вернулась в Прагу, в правительство Вацлава Гавела после распада СЭВа. Наташа Кучинская много лет живет и работает в США.

    Секунданты ушли досрочно

    Лыжник Вячеслав Веденин на Олимпиаде в Саппоро первенствовал в гонке на 30 км, но навечно в историю Игр вошла его победа в эстафете.

    На третьем этапе норвежец Ивар Форму оторвался от нашего Федора Симашова на минуту и восемь секунд. На дистанции 10 км такой гандикап отыграть невозможно, тем более что соперником был выдающийся норвежский лыжник Йос Харвикен. От третьего места отрыв был еще больше, и все стало ясно: у сборной СССР серебряные медали. Этот расклад привел к казусу. Наши тренеры «свернули» рации и начали покидать трассу. Какой смысл вести Веденина, если он вышел на старт, даже не видя норвежца, тот за эту минуту и 8 секунд успел скрыться в лесу.

    Вячеслав, как герой песни Владимира Высоцкого, «на десять тыщ рванул, как на пятьсот», только отнюдь не спекся. Спекся титулованный Харвикен, увидев неожиданно для себя советского лыжника. Это был психологический нокаут. Вместо того чтобы попытаться взвинтить темп, Харвикен начал часто оглядываться на соперника. Неподалеку тренировались наши биатлонисты. Их тренеры сообщили коллегам из лыжной сборной о чуде, которое творит Веденин. Те бегом вернулись на трассу, на ходу доставая рации.

    Уже перед выходом из леса на лыжный стадион, куда, услышав о происходящем, устремились едва ли не все журналисты, работавшие на Олимпиаде, Веденин... настиг Харвикена! Надломленный психологически норвежец безропотно уступил сопернику лыжню.

    Стадион взревел от восторга, когда первым появился Вячеслав Веденин.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»