• Как России догнать Англию: что делать с ТВ-трансляциями?

    Как сделать показ футбола прибыльным

    25.04.18 02:31

    Как России догнать Англию: что делать с ТВ-трансляциями? - фото

    Фото: Инстаграм Тины Канделаки

    В конце нынешнего сезона истекает трехлетний контракт российской премьер-лиги с монополистом футбольных трансляций «Матч ТВ». Новое соглашение пока не подписано.

    — Сейчас сумма составляет 1,49 млрд рублей за сезон, плюс еще международные права — в районе $10 млн. Это очень маленькие деньги для лиги, — признался президент РФПЛ Сергей Прядкин в интервью ТАСС. — Я неоднократно говорил, что хотелось бы зарабатывать порядка 100 млн долларов с телевизионного контракта.

    Бесплатные трансляции останутся

    Российский футбол никак не может найти золотую середину — заработать больше и угодить болельщикам, недовольным большим количеством платных трансляций.

    Все матчи премьер-лиги можно посмотреть на платном канале «Наш футбол», который представлен во многих телевизионных сетях. Стоимость подписки — 219 рублей в месяц. Можно купить один матч за 75 рублей, чтобы посмотреть его на доступном устройстве с Интернетом: компьютере, ноутбуке или планшете.

    Впрочем, как правило, этого не требуется. Все топовые матчи обычно транслирует общедоступный «Матч ТВ». В ближайшее воскресенье там запланирована прямая трансляция матча  «Зенит» — ЦСКА. Хотя лига могла заработать, предложив болельщикам только платную трансляцию на канале «Наш Футбол».

    — Не согласен с тем, что в России люди не привыкли платить за футбол. Все больше сервисов становятся платными, — отметил генеральный продюсер канала «Телеспорт» Илья Рустамов. — По моей информации, в следующем сезоне на общедоступном канале планируют показывать два матча из каждого тура. Так что ничего страшного не происходит. Наши клубы тоже должны работать над привлечением интереса болельщиков. В Европе люди ходят на стадионы, покупают трансляции. А у нас все эти годы футбол показывали бесплатно. Что, у людей вырос интерес к футболу?

    РФПЛ занимает 14-е место

    Когда заходит речь о финансовом fair play и доходах от продажи телеправ, руководители российских клубов сразу кивают в сторону. Им есть чему завидовать. «Сандерленд», вылетевший прошлой весной из чемпионата Англии, получил от телевидения 93,5 млн фунтов стерлингов (130,9 млн долларов по сегодняшнему курсу). Что же тогда говорить про остальные клубы...

    Английской премьер-лиги нет в общедоступном показе, все трансляции исключительно на платной основе. Как и в других топ-чемпионатах, а их доходы от продажи телеправ внушают чувство зависти. В Англии заработали 2,27 млрд евро, в Италии — 1,01 млрд, в Испании — 937 млн, в Германии — 751 млн, а во Франции — 502 млн. Любопытно, что шестой по телевизионным доходам идет турецкая лига с 286 млн евро. Россия — только на 14-м месте с показателем в 29 млн. Зато у нас есть общедоступные трансляции.

     

    На данный момент у РФПЛ есть предложения от «Газпром-медиа», владеющего телеканалом «Матч ТВ», и от еще одной компании, чье название пока не раскрывается. Как и планы на показ чемпионата России.

    — Уход исключительно на платные платформы не очень приятен для крупных спонсоров, активно продвигающих себя именно через премьер-лигу, — считает телеведущий Илья Казаков. — Для того чтобы полностью «уйти» в Интернет или на спутник, нужно сделать определенные коммуникационные вложения. В Англии сначала вложили серьезные суммы, чтобы в каждой условной деревне каждый человек мог подключить телевизор к спутниковому или кабельному телевидению. У нас пока нет такой возможности.

    Мнение

    Михаил Гершкович, заместитель генерального директора АНО «Олимпийский Канал»: Пора ввести жесткую платную модель

    — Наш футбол завис в гибридном состоянии, где произошло смешение бизнеса и социального фактора. Отсутствие одной определенной экономической модели и устоявшихся системных правил для всех участников процесса (клубов, болельщиков, телевещателей, рекламодателей) приводит к эффекту «телеги» из басни Крылова «Лебедь, рак и щука», которая уже десятилетия стоит на одном месте. В этом году РФПЛ собирается проводить тендер на медиаправа — это значит, клубы понимают необходимость движения в сторону «бизнеса». Хотя, на мой взгляд, тендер немного запоздал по срокам. Уже через три месяца стартует новый сезон, но все равно это шаг вперед.

    Если РФПЛ сможет убедить болельщиков, что они не просто платят за просмотр игр, а эти инвестиции влияют на уровень нашего футбола, конкуренцию, появление новых талантов, то все разговоры о том, зачем платить за просмотр футбола, сразу сойдут на нет. Сейчас ведь практически никто не спрашивает: «Зачем платить за парковку?» Люди понимают, что часть средств вкладывается в дорожную и пешеходную инфра-структуру, создаются удобные пространства для жизни.

    Я поддерживаю жесткую платную модель трансляций РФПЛ, приход в футбол эффективных частных инвестиций и современных медиатехнологий. Только так можно развивать медиапродукт РФПЛ на ежедневной основе, а не только в периоды перезаключения договоров с одним-единственным возможным основным вещателем.

    Цифры

    79 матчей чемпионата России-2017/18 показали по «Матч ТВ». Остальные 137 транслировались только на платных каналах: «Наш Футбол», «Матч! Футбол», «Матч! Футбол 2», «Матч! Футбол 3» и «Матч! Наш спорт».


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»