• Как утопить бюджет в 100 миллионов

    Сказки о Германии от Ивана Жидкова

    14.03.16 13:55

    Месть действительно подают холодной. А еще перчат, солят, поливают лимонным соком и добавляют много-много-много табаско, чтобы прямо полыхало! Бывший спортивный директор «Ганновера» Йорг Шмадтке со скамейки «Кельна» наблюдал, как у берегов Машзее, искусственного озера в центре Ганновера, горит команда, которую когда-то он помогал создавать. Впрочем, кому и за что Шмадтке хотел бы отомстить, до конца непонятно. В 2012-м году «96-е» вышли в еврокубки. Успех вызвал столь сильное вертиго у управленцев, что тренер Мирко Сломка и Шмадтке в нелегких трудах по разделу славы превратились из слаженно работающего тандема в Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. В апреле 2013-го Шмадтке покинул «Ганновер», Сломка задержался до декабря. И именно в тот момент клуб из главного города Нижней Саксонии начал незаметно сползать вниз. Столь незаметно, что на опасные симптомы властный глава клуба Мартин Кинд поначалу даже не обращал внимания.


    На матч с «Кельном» «Ганновер» вышел полным эмоций. Благо, тренер Томас Шааф научился их выкачивать из воздуха, работая больше десятка лет в «Вердере». Солидный, пусть слегка порывистый, прессинг должен был испугать нерешительных гостей, вынудить их к ошибкам. Один момент, второй… Голов не было. «Ганновер» попытался перевести дух, и первая же атака гостей привела к 0:1. Так бывает, когда кто-то привык проигрывать и боится. Страх и неуверенность накапливаются у аутсайдера, как радиация в организме. Поэтому даже малейшие ошибки не исправляются и наказываются. Поэтому героические спасения у попавших в штопор случаются редко. «Гамбург», оставшийся в прошлом году — исключение и чудо. «Штутгарт» — заслуга бравого Хуба Стивенса, вовремя почувствовавшего какие именно душевные струны следует брать.

    Впрочем, у «Штутгарта» весной 2015-го был куда более оформленный состав, оставалось лишь вдохнуть в него жизнь. Мартин Кинд, король слуховых аппаратов и производитель всех самых шумных газетных заголовков, связанных с «Ганновером» («Я, как президент, более спонтанен в высказываниях, чем мое окружение в клубе»), всегда неплохо справлялся с выбором тренеров. За почти 15 лет присутствия нижнесаксонцев в бундеслиге на скамейке сменилось всего 9 тренеров — в Гамбурге бы только презрительно скривились. Три года отработали Ральф Рангник, Мирко Сломка и Дитер Хекинг и даже Тайфун Коркут, из которого не получилось сделать «концептрайнера» продержался почти полтора. Кроме того, Кинд, склонный к резкой оценке собственных сотрудников, достаточно четко понимал, что хочет от клуба, при выборе спортивных директоров. Рангник со своими полиспособностями помог выстроить приличный скаутинговый отдел, вытащив у «Байера» перспективного русского швейцарца Илью Кенцига. Затем был Шмадтке, а вот после его ухода Кинд столкнулся с проблемой современности: нехваткой кадров.

     

    — К сожалению, не во всех немецких клубах можно обеспечить высокий уровень управления, — заявил Кинд в Kicker зимой, когда Томас Шааф только готовился набрать свои 3 очка из 27 возможных — В принципе, этот недостаток есть в каждой сфере, но в футболе он всем становится заметным очень быстро, — обратите внимание, Кинд говорит не о России, а о Германии. После таких слов нам остается только закрыть свою лигу и перейти на футбол во дворе.


    Один из самых ярых поклонников правила 50+1 и при этом большой критик всяких «иждивенцев», вроде «Байера» и «Вольфсбурга», имеет право на крепкие выражения. В 1997-м году «Ганновер» был клубом третьей лиги, без надежд, перспектив и без денег. Вылететь во вторую бундеслигу в 2016-м клуб собирается в полном экономическом здравии, с современным стадионом, где проходили матчи ЧМ-2006 и ежегодными инвестициями в 20 миллионов евро в собственную академию (хотя, конечно, за 20 миллионов евро у нас, понятно, не построят даже курятник).

    — Кто-то должен был взять ответственность, — гордо говорит Кинд — И об этом я вспоминаю сегодня, когда мне со стороны дают массу советов, но при этом никто не собирается ту самую ответственность за свои советы на себя брать.

    Царь «Ганновера» явно с трудом удерживается от цитаты Вито Корлеоне: «Невозможно стало работать, кругом одни кретины». При этом, возможно, ответственности одного лишь Кинда для клуба стало уже недостаточно. Возможно, и в силу возраста — в апреле ему исполняется 72 года.

    Ответственность, уверенность, сила воли — прекрасные качества. Как преданность — ведь именно поэтому Мартин Кинд не желает отдавать «Ганновер» в чужие руки, тем более, слышать ничего не хочет о переходе «под крыло сильной компании». Но вылет из бундеслиги, который, похоже, неизбежен («Нам нужно чудо, чтобы остаться», — это слова вратаря Рона-Роберта Цилера после 0:2 с «Кельном»), может повлиять и на человека-скалу. Как и на итоги запланированных на 2017-й год выборы в наблюдательном совете. В конце концов, чрезмерная уверенность в себе во все времена вела к крупным авариям и даже катастрофам.

    То, что рука бойца устала колоть, стало похоже, когда временный тренер Михаэль Фронцек за первый выигранный в 2016-м году матч и сохранение места в бундеслиге в последнем туре получил контракт на два года. Это выглядело подарком с барского плеча для специалиста, не успевшего определиться с профессиональным почерком. Резкий контраст с тем, как Дитмар Байерсдорфер сразу после своего возвращения в Гамбург из Санкт-Петербурга дал понять, что долго благодарить Мирко Сломку за спасение «динозавров» в 2014-м не собирается.

    Кинду очевидно не помог и бывший спортивный директор Дирк Дуфнер, который, похоже, и был одним из тех, кто не нес ответственности за свои советы. Тем не менее, к кардинальным изменениям после едва не закончившегося вылетом сезона 2014/15, клуб летом не прибег. «Если бы мы освободили тогда пост спортивного директора, потеряли бы на поиски все лето», — защищался Кинд. При этом, забыв добавить, что Дуфнер был сильно урезан в полномочиях. Корабль уже сносило на встречу льдине, но старый моряк явно знал, что делал.

    Еще неделю до увольнения Фронцека было провозглашено, что «тренеру оказывается полное доверие», хотя бывший хавбек «Ман Сити» уже и сам себе явно не доверял. Голова празднично полетела перед самым Рождеством. Весело, весело встретим Новый Год…

    Зато в сентябре Кинд провел назначение спортивного директора. «Новая команда вместо нового тренера!», — примерно так звучал лозунг «Ганновера». Вместо Дуфнера был назначен Мартин Бадер. Кто-то в Германии считает, что его потолок — глава пресс-службы, но Кинд сформулировал иначе: «Для клуба Мартин Бадер — это решение будущего. Он проявил себя как специалист, способный выстроить концепцию для развития. Мы выиграли его для «Ганновера».


    Бадер раньше трудился в «Нюрнберге» и, судя по результатам баварцев последних лет, сложно понять, какую именно концепцию он там выстроил. Но хотя бы ответственность за решения стал на себя брать: в «Ганновер» пришли очень талантливый норвежец Ивер Фоссум из «Стремсгодсета», в аренду взяли Адама Салаи, также появился японский хавбек Хотару Ямагути, которому, собственно, следовало бы заняться европейской карьерой чуть раньше, чем в 25 лет. Корм оказался мимо коня — Фоссум последний матч провел еще в начале ноября, Салаи игровой практикой также был не избалован. Да и формы Угу Алмейды, которого пригласил уже сам Томас Шааф, хватило лишь на первые официальные полчаса, когда португалец забил в проигранном в итоге «Дармштадту» матче. Вроде бы проблемные позиции «Ганновер» закрыл, но вовсе не теми людьми, которые сходу могли решить совершенно очевидные турнирные сложности.

    При этом еще при Дуфнере «Ганновер» позволял себе этакое пьяненькое мотовство: забрать в бундеслигу из Дюссельдорфа несуразного форварда Шарлисона Бенсхопа, да еще и заплатить за него 1,5 миллиона — это, я вам скажу, почище, чем «ни сдачи, ни пальто не надо».

    Спортивный директор «Кельна» Йорг Шмадтке радовался редкой победе своей команды, но, кажется, все же был немного грустен. Летом из «Ганновера» ушли Яя Конан, Жимми Бриан, Хоселу — те, кого приводил именно он. Добавляем Ларса Штиндля, Марсело и Лео Биттенкура, который, что печальнее всего, и сделал дубль за «Кельн», сравниваем с нынешним составом и видим, как в тлеющие угли превращается почти 100-миллионный бюджет.

    Мартин Бадер после «Кельна» говорил о «новом проекте» — матче с «Айнтрахтом», который предстоит «Ганноверу» на следующей неделе. Еще одним клубом, где советы любят давать чаще, чем принимать решения. Это будет славная охота!

    Результаты 26-го тура

    «Герта» — «Шальке» — 2:0; «Боруссия» М — «Айнтрахт» — 3:0; «Дармштадт» — «Аугсбург» — 2:2; «Ганновер» — «Кельн» — 0:2; «Хоффенхайм» — «Вольфсбург» — 1:0; «Ингольштадт» — «Штутгарт» — 3:3; «Бавария» — «Вердер» — 5:0; «Байер» — «Гамбург» — 1:0; «Боруссия» Д — «Майнц» — 2:0.

    Положение команд: 1. «Бавария» — 66; 2. «Боруссия» Д — 61; 3. «Герта» — 45; 4. «Боруссия» М — 42; 5. «Шальке» — 41; 6. «Майнц» — 40; 7. «Байер» — 39; 8. «Вольфсбург» — 37; 9-10. «Кельн», «Ингольштадт» — 33; 11. «Штутгарт» -32; 12. «Гамбург» — 31; 13-15. «Аугсбург», «Вердер», «Дармштадт» — 27; 16-17. «Айнтрахт», «Хоффенхайм» — 24; 18. «Ганновер» — 17.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»