• Как Виллаш-Боаш изменил игру «Зенита»

    22-й тур. «Зенит» — «Крылья Советов» — 2:1. Послесловие

    25.03.14 15:20

    Как Виллаш-Боаш изменил игру «Зенита» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    (Фото: РИА «Новости»)

    Корреспондент «Спорта День за Днем» выделил несколько интриг матча с «Крыльями Советов», а также обратил внимание на изменения в игре «Зенита», которые бросались в глаза.

    Вратарский вопрос

    Едва диктор начал объявление состава «Зенита», как стало ясно, что Виллаш-Боаш пренебрег прин­ципом Штирлица — «запоминается последнее». Победа в Дортмунде при надежной игре Вячеслава Малафеева, похоже, не настолько впечатлила португальца, чтобы в своем дебютном матче доверить ворота опытнейшему 35-летнему голкиперу. Ставка на Лодыгина вопросов не вызывает — за него успешная и насыщенная кредитная история с начала сезона. При том что матч с «Боруссией» для Вячеслава стал первым за последние десять месяцев. Впрочем, эти рассуждения показались бессмысленными при виде заявки. В запасе оказались оба молодых вратаря, но не оказалось Малафеева. Просочилась информация, что у него травма... А Лодыгин подтвердил свои претензии на роль первого номера подвигом, который у многих вратарей не случается ни разу за карьеру.

    Что будет с Нету?

    Выбор пары центральных защитников был очевиден из-за травмы Губочана. Интрига заключалась в самой игре Нету. Добавит ли под руководством тренера-соотечественника защитник, который при похвальном старании и заряженности на борьбу приучил к обрезам при первой же передаче, потерям позиции и голам из своей зоны? Самарцы получить хотя бы предварительные ответы на эти вопросы возможности не дали. Прессингом гости не озадачивали и от необходимости пасовать на грани Нету избавили, быстрых атак с численным превосходством почти не проводили, заумных комбинаций в штрафной «Зенита» не придумывали. Но это не помешало португальцу оказаться в центре внимания уже в начале матча. Оказавшись один на один с набравшим скорость Семшовым, Нету бросился ему навстречу таким образом, что соперник ушел от него, как слаломист. До ворот было 17 метров, и не свались у матерого полузащитника мяч во время удара с ноги...

    Опорная зона

    Пожалуй, именно самая проблемная линия выглядела и самой большой загадкой перед матчем. Кому поручит Виллаш-Боаш разрушение в центре поля? Засидевшемуся Тимощуку? Продолжит эксперимент Спаллетти с новой ролью для Рязанцева? Португалец пошел по проторенной предшественником дорожке, доверив опорную зону двум игрокам. Витсель и Файзулин выполняли привычную работу, прилежно двигались, открываясь под передачи защитников, у штрафной с мячом не мудрили, предпочитая вынос или длинный пас рискованному короткому. Бельгиец в нескольких моментах даже напомнил Денисова образца лучших времен, когда проникался моментом до такой степени, что оказывался на месте центрального защитника. Но если надежности сдвоенный центр добавил, то вот атакующий потенциал обеднил. Халку и Данни порой физически не хватало партнера для подыгрыша, а самой атаке явно не хватало умения Витселя на длинном шаге выйти на ударную позицию и мобильности Файзулина.

     

    «Спрятанный» Шатов и новый Данни

    Наверное, Виллаш-Боашу понравилось ноу-хау в Дортмунде, когда Данни с Шатовым поменялись позициями. С «Крыльями» португалец снова действовал в роли «фантазиста». Открывался и принимал мяч не на привычном левом фланге, а на позиции левого инсайда. Мячом владеть Данни стал больше, остроты и непредсказуемости, исходящих из центра, это заметно добавило. Впрочем, добавилось и потерь в центральном круге. А вот Шатов на позиции левого атакующего игрока для самой атаки потерялся. Скоростных рывков не совершал, с мячом в центр не врывался, ограничивался только незамысловатым подыгрышем.

    Креативный квадрат

    Выход Тимощука вместо Данни, как ни странно, добавил разнообразия и креатива средней линии. Если в треугольнике Файзулин — Витсель — Данни все созидание на чужой половине поля вел португалец, то без Мигеля образовался квадрат. Его нижняя часть Тимощук — Файзулин сосредоточилась на разрушении, а вот сместившийся в центр Шатов и выдвинутый вперед Витсель получили возможность гораздо чаще комбинировать с нападающими. И хоть взаимопонимания порой игрокам не хватало, несколько передач отправились в никуда, тенденция проявилась быстро — мяч у «Зенита» стал держаться лучше, комбинаций у ворот «Крыльев» прибавилось, и, как следствие, на этом отрезке «Зенит» имел возможность сделать концовку матча относительно спокойной.

    Дисциплинированный Халк

    Связано ли это с приходом Виллаш-Боаша или просто так совпало, но в первой игре за «Зенит» под руководством знакомого тренера бразилец перестал быть многостаночником. Не опускался в опорную зону для помощи партнерам в отборе, не задерживался в центре поля в роли разыгрывающего, не перемещался на левый фланг. Исключение составил только один момент в первом тайме, когда Халк по ситуации сместился ближе к левой бровке. Все остальное время он был предельно конкретен. Справа начинались его рывки, именно оттуда шли передачи в центр и проходы к штрафной. Символично, что и гол бразилец забил после того, как на скорости ворвался в штрафную с правого фланга.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»