-
Как зажигают звезды в Германии
Молодежный футбол05.06.13 15:41
Накануне чисто немецкого финала Лиги чемпионов «Боруссия» — «Бавария» английская газета «Гардиан» опубликовала репортаж о том, как Германия прошла путь от кризиса до расцвета молодежного футбола. В свете сегодняшнего старта чемпионата Европы U-21 тема не потеряла своей актуальности. «Спорт День за Днем» предлагает читателям перевод репортажа о фабрике звезд по-немецки, о тренерах, которые помогают молодым футболистам делать уроки, и о клубе «Фрайбург», который лишь на первый взгляд можно сравнить с «Зенитом» Юрия Морозова.
Дальше развиваться некуда
У Робина Дутта хорошенькая проблема. Сидя в своем офисе во Франкфурте, человек, который в августе заменил Матиаса Заммера на посту спортивного директора Немецкого футбольного союза (DFB) и взял на себя ответственность за развитие молодых игроков и тренеров, сомневается в том, можно ли совершенствоваться еще.
— Мы на высшем уровне, и трудно забраться еще выше, — говорит Дутт. — Окажись мы сейчас в 2000 году, мы были бы на дне — тогда да, нам было бы куда двигаться. Но здесь и сейчас не видно никаких ошибок.
Дутт улыбается иронии судьбы. Десять лет назад представители DFB ездили по миру за опытом, а теперь именно в Германию все едут за советами. В числе последних посетителей был Дэн Эшуорт, недавно назначенный на пост директора по элитному развитию Футбольной ассоциации Англии (FA). Эшуорт провел три часа как раз с Дуттом — бывшим главным тренером немецких «Байера» и «Фрайбурга». Встреча должна была оказаться поучительной.
Немецкий футбол на подъеме, это плоды стратегии, разработанной после провала на Евро-2000, где сборная Германии заняла последнее место в своей группе. Принужденные взяться за детско-юношеский футбол, DFB, бундеслига и сами клубы решили, что развитие доморощенных, лучше оснащенных технически игроков — в личных интересах всех и каждого. Это привело к созданию молодежных академий при двух высших дивизионах — при первой и второй бундеслигах.
Результаты у всех на виду. Главный тренер сборной Германии Йоахим Лев наделен поколением молодых одаренных игроков — это Юлиан Дракслер (19 лет), Андре Шюррле (22), Свен Бендер (24), Томас Мюллер (23), Хольгер Бадштубер (24), Матс Хуммельс (24), Месут Озил (24), Илкай Гюндоган (22), Марио Гетце (20), Марко Ройс (23), Тони Кроос (23)… Список можно продолжать, а Дутт говорит, что скоро появятся еще таланты — из молодежной сборной Германии, которая отправилась в Израиль на Евро-2013 (U-21).
Федерация и клубы — в тесном контакте
Относительно немецкого финала Лиги чемпионов DFB с гордостью отмечает, что 26 игроков, заявленных «Боруссией» и «Баварией» к участию в турнире, — доморощенные и, соответственно, могут выступать за сборную Германии. Больше половины из них обучались по разработанной DFB программе развития, введенной в 2003 году с целью выявления перспективных молодых игроков и наделения их техническими навыками и тактическими знаниями в раннем возрасте. Это впечатляющее нововведение с охватом 366 районов по всей Германии распространяется на детей от восьми до четырнадцати лет. Обучает их тысяча тренеров, работающих на неполной ставке при DFB. Все они обязаны получить от УЕФА тренерскую лицензию категории B, и требуется от них не только тренировать детей, но и заниматься скаутингом.
— Население Германии — восемьдесят миллионов человек, и, я думаю, до 2000 года мы не обращали внимания на таланты, — говорит Дутт. — Теперь мы замечаем каждого.
Некоторые подростки, занимающиеся по программе развития, уже принадлежат профессиональным клубам. Другие же пока выступают за свои местные юниорские команды, и их еженедельные матчи в соревнованиях, проводимых под эгидой DFB, — это тоже шанс для команд бундеслиги взять кого-то из игроков на карандаш.
Прямо противоположная ситуация наблюдается в Англии, где ответственность за развитие молодых игроков FA возлагает на клубы. Дутт улыбается, когда и ему предлагают такой вариант:
— Но если мы помогаем клубам, мы помогаем себе самим, потому что игроки попадают в наши сборные — в первую сборную, в юношеские — из клубов.
Тридцать лет назад Хуммельс был бы диспетчером
Для Германии история после Евро-2000 — это история об изменении философии, равно как и о том, чтобы задействовать больше тренеров на полной занятости и модернизировать инфраструктуру. В DFB хотели изменить прямолинейную игру, а также отойти от знаменитого немецкого духа, за счет которого выигрывались матчи. Вместо этого тренеры сфокусировались на разработке гибких тактических расстановок, что, в свою очередь, потребовало появления проворных, ловких игроков, которых в прежние времена упустили бы из виду из-за отсутствия физической мощи.
— В прошлом было много великих игроков, но посмотрите, какие игроки у нас сейчас, — говорит Дутт. — Вы понимаете, что для футболиста важна техника, а технари, как правило, невысокие. Марадона, Иньеста, Хави — они все небольшого роста. Мы думаем, что в обороне необходимы мощные игроки. Матс Хуммельс — большой, но он отлично обращается с мячом. В 1982 году Хуммельс не играл бы в обороне, ему бы отвели роль десятого номера. Возьмите нашу связку защитников в семидесятые годы. Беккенбауэр играл в футбол, а Шварценбек бегал за игроками сборной Англии. Если он получал мяч, то отдавал его Беккенбауэру — и все, дело сделано. А сейчас Хуммельс объединяет в себе качества обоих. Он играет как Беккенбауэр и Шварценбек вместе.
Беккенбауэр влюбился во «Фрайбург»
Если какой-то немецкий клуб и нашел верную технологию по производству молодых игроков, то это «Фрайбург», который четырежды за последние семь лет выигрывал Кубок Германии на молодежном уровне. В их составе двадцать пять игроков, десять из них — доморощенные. Шестеро из этих десяти вышли в стартовом составе «Фрайбурга» на матч заключительного тура против «Шальке». «Фрайбург» уступил 1:2 в этом матче, в котором требовалось победить, чтобы сделать невообразимое — попасть в Лигу чемпионов. Франц Беккенбауэр был среди тех, кто отправился на «Маге Золар Штадион» в надежде увидеть, как вершится история.
Под руководством эрудированного и колоритного тренера Кристиана Штрайха, учителя по образованию, который шестнадцать лет проработал в юношеской системе клуба, «Фрайбург» был одной из сенсаций этого сезона в бундеслиге. С годовым бюджетом 18 млн евро на зарплаты, охватывающим тренерский штаб и игровой состав первой команды, итоговое пятое место — выдающееся достижение. Штрайх, правда, был не в силах скрыть своего разочарования оттого, что его команда будет выступать только в Лиге Европы, а четыре ведущих игрока были раскуплены.
На минувшей неделе корреспондент «Гардиан» отправился в тренировочный центр «Фрайбурга». Его расположение, на окраине Шварцвальда, столь же впечатляюще, как и работа, которая проводится в футбольной школе. Тренировочный центр с четырьмя полями, включая небольшой стадион, обошелся клубу в 10 млн евро в 2001 году — до того как были введены реформы по устройству клубных академий и одновременно с вылетом команды из первой бундеслиги во вторую. Это дает представление о том, насколько предан «Фрайбург» делу по производству игроков.
У «Фрайбурга» нет ни средств, ни желания бороться за таланты из-за рубежа. В академии «Фрайбурга» из 66 игроков в возрастных группах от 16 до 19 лет всего лишь двое не могут играть за сборную Германии. Согласно традициям клуба, где есть замечательное ощущение общности, все игроки старшего возраста в академии зарабатывают одинаково.
Не стал футболистом — иди в вуз
…«Фрайбург» тесно сотрудничает с пятью любительскими командами, которым полагается тренер на неполную ставку для обучения детей в возрасте от восьми до одиннадцати лет. Самых многообещающих игроков приглашают посещать академию в дни школьных каникул, а также отдельные турниры по выходным.
— Мы считаем, что для девятилетнего ребенка не очень хорошо выступать на регулярной основе за профессиональную команду. У него тогда будут совсем другие мотивы играть в футбол, — говорит Себастьян Нойф, член руководства футбольной школы.
Как только игроку исполняется 11 лет, все меняется. Те, кто живет в пределах 40 км от Фрайбурга, тренируются в футбольной школе до четырех раз в неделю и выступают в лиге, где можно выиграть титул, а можно вылететь. Это главное отличие от того, как организованы футбольные академии в Англии. В Англии с ее главенствующим принципом «Выступления, а не результаты» возрастная категория до 18 лет — самая ранняя, когда футболист будет принимать участие в соревнованиях с реальным турнирным значением за профессиональный клуб. Дутт предлагает интересный ответ, когда его просят обосновать такой принцип устройства лиги:
— Для укрепления характера важно проводить несколько матчей в году, в которых необходимо обязательно выиграть, но это не главное. Главное — хорошо тренироваться.
На выставке в академии «Фрайбурга» нет недостатка в трофеях, хотя в клубе не зациклены на том, чтобы только выигрывать лиги и кубки, а признают, что есть жизнь вне футбола. Согласно поддержанной DFB общенациональной программе для элитных школ, шестнадцать игроков, которые живут и питаются на верхнем из трех этажей здания академии «Фрайбурга», наряду с теми, кто живет с родителями и добирается сюда из дома, имеют возможность продолжать образование, совмещая его с футбольным графиком. Иногда это предполагает тренировки до и после учебных занятий.
Во «Фрайбурге» делают настолько сильный акцент на образовании в академии, что набирают в тренерский штаб людей с опытом работы учителями и преподавателями. Они могут помочь игрокам в учебе, когда это необходимо. Даже по дороге на матч. Это не такая уж и редкая ситуация, когда игроки выполняют домашнее задание вместе с тренером. Штрайх говорит, что это моральная ответственность клубов — думать о будущем тех, кто не сможет пробиться в футбол.
— Восемь лет назад я был в «Астон Вилле». Сказал там, что у наших игроков до 17, до 18 и до 19 лет 34 часа учебных занятий в школе в неделю, — вспоминает Штрайх. — Мне ответили: «Нет, вы обманываете, это невозможно. У наших игроков только девять таких часов». Я сказал: «Нет, я не лгу». Они мне: «Невозможно тренироваться и вместе с тем отводить 34 часа в неделю на учебу». Тогда я сказал: «Я уверен в своих словах. А что вы будете делать с игроками, у которых три года, в возрасте от 16 до 19 лет, было только девять часов занятий в неделю?» Мне сказали: «Игроки должны попытаться стать профессионалами. Или не стать. Им решать, выбор за ними». Я не согласился: «У нас во «Фрайбурге» такого быть не может. Это неправильно. Большинство игроков нашей академии не смогут стать профессионалами, им потребуется искать работу. Школа — это самое важное, только потом футбол». Мы предоставляем игрокам отличный шанс стать футболистами, но даем им два образования. Если восемьдесят процентов игроков не смогут продолжить играть за профессиональную команду, мы должны смотреть за ними. Большинство игроков, которые выступают у нас, идут в высшие учебные заведения. А нам на поле в любом случае нужны футболисты с интеллектом.
Сколько скаутов у «молодежки» «Ман. Сити»?
Совершенно ясно, что тот, кто достаточно хорош, получит во «Фрайбурге» шанс. Это означает, что 3,5 млн евро, которые клуб каждый год инвестирует в детско-юношеский футбол (около десяти процентов оборота), можно назвать весомыми инвестициями. В матче против «Шальке» — одном из самых важных за всю историю «Фрайбурга» — Штрайх выпустил на поле дебютанта Себастьяна Керка — игрока сборной Германии до 19 лет. Никто во Фрайбурге и глазом не моргнул.
В то время как «Фрайбург» инвестирует в молодежный футбол годами (не в последнюю очередь потому, что от этого зависит существование клуба), Штрайх признает, что во всех клубах бундеслиги произошли серьезные изменения, особенно в отношении тренерской работы…
— Раньше в Германии было так. Если вы играли в бундеслиге сколько-то лет, клубы говорили: «Мы возьмем вас тренировать ребят до 17 лет». Но у них не было образования, чтобы работать тренерами. Иногда я видел похожие вещи в Англии. Эти игроки были прекрасны на поле, но это не означает, что они тренеры. В Германии эта ситуация сейчас меняется. Тренерам команд U-15, U-17 и U-19 выделили зарплату, чтобы они могли работать с полной занятостью. К нам приходят тренеры, получившие спортивное образование в университетах, и от этого наша система становится только лучше.
Штрайх улыбается в ответ на вопрос об английских топ-клубах, где есть миллионные траты на молодежные программы, но при этом нет прямого пути в первую команду:
— Невозможно сравнить кого-нибудь типа «Манчестер Сити» с «Фрайбургом». Это небо и земля, — говорит он. — Мы играли против «Манчестер Сити» здесь, в Шварцвальде, несколько лет назад и потом еще раз. У них один игрок был из Швеции, один из Финляндии, один из Бразилии, один отсюда, другой оттуда. Мы их спрашиваем: «Какие планы на будущий год?» — «Да вот покупаем восемь-девять новых игроков». — «Какая у вас система скаутинга?» — «У нас двадцать скаутов на молодежном уровне». Ха-ха, у нас только четыре на профессиональном.
Никаких зарубежных инвесторов!
Франка Арнесена переполняет восхищение от работы Штрайха. Арнесен был по обе стороны баррикад и обладает достаточной квалификацией, чтобы сравнить достоинства детско-юношеского футбола в Германии и Англии. По мнению датчанина, который только что покинул пост спортивного директора «Гамбурга», а до того проработал на той же должности в «Челси» и «Тоттенхэме», в Англии лучше инфраструктура для молодых футболистов, но покупательная способность клубов премьер-лиги отказывает выпускникам английских академий в шансе, который можно получить в бундеслиге.
— Деньги — это большая проблема для Англии, клубы покупают готовых игроков вместо того, чтобы ждать, — говорит Арнесен. — Молодые игроки должны совершать ошибки, чтобы стать лучше. Но тренеры считают, что они не могут себе позволить, чтобы такое происходило. Посмотрите на составы команд. Даже маленькие клубы приобретают игроков со всего мира вместо того, чтобы пройти с молодежью путь с самых низов до главной команды.
Арнесен считает, что введенное в 2001 году правило: «пятьдесят процентов плюс один», которое требует, чтобы клубы бундеслиги находились в собственности немецких инвесторов, способствовало появлению молодых талантов. При отсутствии иностранного капитала есть финансовый смысл в том, чтобы предоставлять возможность молодым немецким игрокам — это в интересах поклонников, контролирующих деятельность клуба.
Ситуация в Англии не может не разниться с немецкой. Большинство клубов премьер-лиги — в руках иностранцев, а вот английские игроки — в меньшинстве. Очень тяжело, практически невозможно представить такую ситуацию в Германии, не в последнюю очередь потому, что успех национальной сборной — первоочередная задача для каждого.
— Тренеры, которые работают на национальную сборную Германии, от основания и до верха пирамиды, пользуются уважением, это престижная работа, — говорит Арнесен. — А вот относительно Англии я на этот счет совсем не уверен. Работа на клуб ценится намного выше, чем работа на FA.
Это была одна из причин, по которым столько людей удивились, когда Эшуорт, привлекший интерес своей выдающейся работой на должности спортивного директора «Вест Бромвич», не стал продолжать карьеру в одном из ведущих клубов Англии, а занял расстрельную должность в FA. До сих пор неясно, получит ли он от клубов премьер-лиги поддержку, в которой нуждается. Арнесен, который недавно встречался с Эшуортом в Гамбурге, считает, что эти отношения в Англии необходимо изменить.
— FA должна создать ситуацию, при которой будет честью работать в федерации, но нужна помощь со стороны клубов, — отмечает Арнесен. — За «Гамбург» играет один из самых талантливых защитников в Германии — Джонатан Тах (капитан сборной U-17). Иногда он тренируется со среды по пятницу со сборной, но не может играть в субботу за свой клуб. Мы посчитали, что это неправильно, так что просто сели и поговорили. Немцы так и поступают…
Программа развития профессиональных игроков, введенная премьер-лигой чуть более двух лет назад, — кажется, последняя кость, которую бросили на развитие молодежи в английском футболе. В академии закачиваются миллионы фунтов, игроки будут больше контактировать с тренерами, чем раньше, но никто не обещает какого-то прорыва. Время покажет, насколько это все работает.
Возвращаемся во Франкфурт. Дутт смотрит на часы в ожидании следующей встречи. Остается последний вопрос, прежде чем мы распрощаемся: почему в академии бундеслиги так мало берут игроков из-за рубежа?
— На африканских игроков, на бразильских нужны деньги, — отвечает Дутт. — Дешевле вырастить своего собственного игрока. А у нас, в Германии, их достаточно.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»