• Как «Зенит» стал самым прибыльным клубом Европы

    21.01.18 23:47

    Как «Зенит» стал самым прибыльным клубом Европы - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Второй год подряд «Зенит» демонстрирует свою финансовую состоятельность. Но если по итогам 2015 года эксперты УЕФА, скрупулезно изучавшие расходы и доходы европейских клубов, констатировали, что сине-бело-голубые стали единственным прибыльным клубом России, то по данным доклада Европейского футбольного союза (УЕФА) в 2016‑м «Зенит» по уровню чистой прибыли вышел на первое место в Европе. Как это получилось?

    Как продать непродаваемых

    В немалой степени экономическому успеху способствовала удачная работа на трансферном рынке. 77 млн евро петербуржцам принесла удачная сделка с китайскими футбольными клубами, куда во второй половине 2016 года отправились два лидера «Зенита» — Халк и Аксель Витсель. Напомним, что в сентябре 2012 года, когда оба оказались в Петербурге, обоих сочли «непродаваемыми». Чуть позже к рекордным для российского футбола деньгам, за которые были проданы китайским клубам игроки сборных Бразилии и Бельгии, «Зенит» добавил 24 млн евро, осуществив трансфер Эсекьеля Гарая в испанскую «Валенсию». Все три трансфера нельзя назвать счастливым стечением обстоятельств. Трансферы Халка, Витселя и Гарая стали результатом внимательной и последовательной работы менеджмента «Зенита» на европейском и мировом футбольном рынке.

    Интерес китайцев к Халку возник еще в начале 2016‑го, однако предложение в 30 млн евро не могло устроить руководство «Зенита». Взятая пауза оказалась верным шагом — спустя полгода цена на бразильца выросла и на сей раз сделка состоялась. Еще больше хладнокровия зенитовский менеджмент проявил в истории с Акселем Витселем, у которого летом 2017‑го заканчивался контракт с «Зенитом», а продлевать его бельгиец отказался. На этом фоне предложение итальянских клубов зимой 2016‑го многим экспертам казалось выгодным — лучше продать игрока за 6-8 млн евро, чем отпускать его свободным агентом. Однако и в этом случае «Зенит» продемонстрировал умение с выгодой для себя расставаться с дорогостоящим футболистом и получил от китайского клуба «Тяньцзинь Цюаньцзянь» за Витселя сумму (20 млн евро, по данным портала transfermarkt.de), в несколько раз превышающую предложение европейских клубов.

    Как перестроить команду

    Почти аналогичная ситуация складывалась и вокруг Гарая. Аргентинец публично заявил о своем нежелании продолжать карьеру в «Зените», но усталость футболиста от Петербурга не помешала сине-бело-голубым осуществить успешную трансферную сделку, получив за Гарая в четыре раза больше, чем было потрачено на его покупку (летом 2014‑го вице-чемпион мира перешел в «Зенит» за 6 млн евро, а спустя два года «Валенсия» приобрела аргентинца за 24 млн евро).

     

    Накопленный в результате этих сделок опыт и финансовый «жирок» позволил «Зениту» летом 2017‑го провести агрессивную, по определению нового президента клуба Сергея Фурсенко, трансферную политику. Тотальное обновление команды было проведено с прицелом не только на спортивные успехи «Зенита», перед которым стоит задача в обозримом будущем вернуться на первую строчку РФПЛ и войти в топ‑10 европейских клубов. Оценив свои способности зарабатывать на уже раскрученных звездных игроках, каким был бразилец Халк в момент переезда в Петербург, менеджмент сине-бело-голубых инвестировал доходы в молодых и перспективных аргентинцев. Каждый из пяти приобретенных этим летом футболистов способен принести клубу дивиденды на футбольном поле и уже делает это. Эмилиано Ригони стал лучшим бомбардиром группового этапа Лиги Европы, Леандро Паредес оказался в числе 10 лучших игроков турнира, Себастьян Дриусси и Эмануэль Маммана вошли в топ‑50 молодых игроков Европы. Но и перспективу удачной продажи этих футболистов в обозримом будущем в «Зените» также держат в уме, более того, трансферные слухи уже говорят об интересе к петербургским аргентинцам со стороны ведущих европейских клубов.

    Как оставаться на виду

    В докладе УЕФА о финансовой деятельности европейских клубов отмечается, что «Зенит» преуспел не только в трансферной активности, но и солидно (52 млн евро) заработал в 2016‑м на спонсорских контрактах и коммерческой деятельности. При этом 2016 год по меркам «Зенита» был не самым успешным — третье место в чемпионате России и потеря путевки в Лигу чемпионов не могли не сказаться на падении определенного процента планируемых доходов. Именно с этими неудачами связаны перемены внутри петербургского клуба, планы по его возвращению на лидирующие позиции в стране и амбиции войти в топ‑10 европейских клубов.

    Не мог «Зенит» в 2016‑м претендовать и на лидерство по показателю посещаемости домашних матчей, поскольку в отчетный период играл на «Петровском».

    Лидирует Петербург и по популярности футбольных телетрансляций — их смотрит 15 процентов от общего количества жителей, в то время как в других регионах эта цифра всего 5-9 процентов. В потенциале доходы от телетрансляций также могут стать одним из источников финансовой состоятельности клуба, хотя сегодня в России этот рынок развивается медленно.

    Сохранил ли «Зенит» лидирующие позиции в 2017 году, финансовые аналитики УЕФА сообщат лишь через год. Впрочем, в Петербурге эти выводы вряд ли тайна уже сейчас и, судя по всему, опасений на этот счет у менеджеров «Зенита» нет.

    Цифры

    146% — с переездом на новую арену «Зенит» более чем в два раза увеличил аудиторию, что также принесет в перспективе финансовые дивиденды. Работу с болельщиками также следует занести в актив менеджмента «Зенита» — высокие показатели посещаемости стадиона «Крестовский» наблюдаются вне зависимости от статуса матча и дня недели, в который он проводится. На конец 2017 года средняя посещаемость домашних игр «Зенита» составляет 45,7 тысяч зрителей, что на 146% больше, чем в 2016 году. Предельных значений посещаемости в 55 тысяч зрителей (именно такова пока вместимость стадиона «Крестовский» на играх РФПЛ) клуб способен достичь уже в ближайшее время.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»