• Каким будет новый стадион «Зенита»?

    Стадион

    26.07.13 02:27

    Каким будет новый стадион «Зенита»? - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    На днях стадион «Зенит» посетил губернатор Санкт-Петербурга, пообещав представить достроенный стадион публике летом 2016 года. Мы решили подробно разобраться  с тем, что именно нас будет ожидать через три года на легендарном месте.

    Лучший среди лучших

    Прообразом строящейся на Крестовском футбольной арены, как известно, стал стадион «Тойота», по­строенный в японском городе Нагойя известным архитектором Кисе Курокавой в начале 2000-х.

    Концептуальная основа архитектурного объекта — идея космического корабля в виде тарелки с антеннами для межгалактической связи — поддерживающими крышу стадиона пилонами. Этот современный арт-объект гармонично вписался в ландшафт Крестовского острова, не обремененного, как многие районы Петербурга, исторической застройкой.

    Наш стадион значительно больше — 68 000 посадочных мест. Вес металлоконструкций стадиона — 9600 тонн, что соответствует весу четырех Эйфелевых башен. Он оснащен раздвижной крышей, так же как японец. Однако в азиатском варианте крыша собирается гармошкой, в нашем случае речь идет о двух выдвигающихся дисках. Еще одна важная отличительная черта «Зенита» — выкатное поле, которым японцы похвастаться не могут.

    Для того чтобы объект смог удовлетворить все нужды петербургского клуба и требования к чемпионатам международного уровня, проект был заметно переработан. Сегодняшний вариант концепции стадиона позволяет проводить мероприятия любого масштаба и сложности в любое время года.

    Стадион «Зенит» занимает первое место по техническим характеристи­кам среди лучших стадионов мира и последнее место по стоимости. Для сравнения: например, стоимость одного места стадиона Madison Square Garden (Нью-Йорк) на 350% выше стоимости места на стадионе «Зенит». Рассмотрим «Зенит» более детально.

    Крыша

    «Зенит» — единственный в России стадион с раздвижной крышей.

    Пожалуй, крыша — это одна из главных «фишек» «Зенит Арены». Похвастаться раздвижной крышей пока не может ни один из действующих российских стадионов. Функциональное обоснование необходимости ее использования — в первую очередь большие перепады температур. Болельщики «Зенита», посещающие домашние матчи на открытом «Петровском», хорошо понимают, о чем идет речь.

    Сделать стадион полностью закрытым — удобно для людей, да и экономнее для бюджета, но несовместимо с желанием иметь круглогодично готовый к эксплуатации качественный футбольный газон. В нормальном состоянии — весной, летом и осенью — крыша будет открыта, что даст возможность не расходовать лишнюю энергию на освещение и кондиционирование чаши стадиона, а траве расти под солнцем. В зимний период и накануне выпадения осадков крыша будет задвигаться, этот процесс, по словам строителей, будет занимать не более 20 минут.

     

    Площадь крыши стадиона соизмерима с тремя Красными площадями, а ее вес — с весом почти четырехсот пассажирских вагонов.

    Раздвижная часть крыши, которая займет около 20% от площади всей кровли, будет выполнена из текслона — мембранного материала с очень низким коэффициентом трения. Благодаря этому качеству, куполообразной форме и многослойности текслона, между слоями которого будет находиться теплый воздух, крыша не будет требовать постоянной очистки. Снег просто не будет скапливаться и создавать потенциально аварийных ситуаций.

    Поле

    «Зенит» — первый в России стадион с выкатным полем.

    Второе ноу-хау «Зенит Арены» — выкатное поле. Его существование связано не только с желанием сделать самый технически продвинутый стадион на постсоветском пространстве, но и с соображениями совершенно прагматического характера. Для того чтобы окупить затраты на эксплуатацию всего комплекса, предполагается, что стадион будет также служить концертной площадкой, местом для конференций, выставок, городских праздников и т. д. Столь суровых условий эксплуатации не выдержит ни одно живое поле. Чтобы не травмировать хрупкую органику, поле будут выкатывать за пределы стадиона. Для этого был сооружен непростой механизм — мост (находится как раз под фанатскими трибунами), проезжая под которым трава и все к ней прилагающееся будет просто уезжать.

    Мост выкатного поля стадиона — самая крупная большепролетная конструкция в России.

    Таким образом, значительная часть жизни футбольного поля будет проходить вне стен стадиона. Обещают, что трава на нем будет сеяться, а не расстилаться рулонами, что должны оценить в первую очередь футболисты. Кстати, вес этого поля (корыто, колеса, передвижной механизм, дерн, земля и т. д.) составит ни много ни мало 8,5 тыс. тонн. Предполагается, что непростая конструкция сможет въезжать и выезжать за 5–8 часов.

    Трибуны

    Конструкция стадиона предполагает двухъярусное решение.

    На нижнем будет расположено 22 000 кресел, остальные 46 000 разместятся на верхнем. Также известно, как распределятся места на новой арене. Фанатская трибуна расположится в секторе G, она будет находиться ближе всего к Финскому заливу. Общее количество фанатских мест — 12 490, из них для хозяев предусмотрено 7623 мест и 4867 мест — для гостей.

    VIP-места разместятся в секторе А и будут двух видов — VVIP и VIP. Первые включают в себя правительственную ложу на 60 мест и 4 ложи для приглашенных лиц по 10 мест в каждой. VIP-зона будет состоять из «платиновых» (1500 мест), «золотых» и «серебряных» мест (по 2000 в каждой из зон). В общей сложности на стадионе будет 6100 VIP-мест, которые, в свою очередь, будут размещены в 104 VIP-ложах (скайбоксах).

    На стадионе предполагаются также и временные места, которые установят на верхних ярусах трибун на время проведения чемпионата мира. Вместимость стадиона может варьироваться в диапазоне от 62 000 (локальные спортивные мероприятия) до 78 000 человек (шоу-программы), в зависимости от необходимости.

    Рассматривая проект стадиона, трудно не обратить внимание на большое количество выходов. Обусловлено это требованием FIFA, которое заключается в том, чтобы через один выход проходило не более 600 человек. Такая мера помогает обезопасить от давки и, в случае возникновения ЧП, позволить эвакуировать всех и вся менее чем за 15 минут.

    Транспорт

    Метро в шаговой доступности от стадиона.

    На сегодняшний день доподлинно известно, что главной транспортной артерией, по которой можно будет добраться до стадиона, станет метро, которое откроется в 2017 году. Более того, известно, что вестибюль будет выполнен в схожей со стадионом стилистике с использованием пилонов. Но неизвестно пока, как будет работать метро в дни проведения матчей — в соответствии с российским законодательством закрываться или, с учетом того обстоятельства, что крупнейший российский стадион находится на острове, будет сделано исключение — покажет время.

    Помимо метро, городские власти рассматривают такие виды транспортного сообщения, как канатная дорога с Васильевского острова и пешеходно-транспортный мост, соединяющий Крестовский остров с Приморским районом. Добраться до стадиона можно будет и на общественном транспорте: после завершения строительства будут запущены новые автобусные маршруты, а в дни проведения соревнований обещают курсирование «шаттла». Однако узнать доподлинно, что нас будет ожидать в окрестностях нового стадиона, можно будет, скорее всего, не раньше, чем в 2017 году — в год накануне проведения полуфинала чемпионата мира.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»