• Каждому — по труду

    Премиальные

    03.10.10 11:45

    Каждому — по труду - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Выступавший за «Ливерпуль» норвежец Йон-Арне Риисе — ротозей. Обронив бумажку  с выпиской из бухгалтерии, он приоткрыл завесу секретности над премиальными игроков английской премьер-лиги.

    Собственно, ничего сверхъестественного из этого документа болельщики не узнали, хотя клуб даже организовал внутреннее расследование утечки информации в интернет. Сумма премиальных оказалась необычно низкой — всего 250 фунтов за месяц, как и бонус за сыгранные матчи, составивший 4000 фунтов. Всего же Риисе (на фото) получил на руки после вычета налогов сумму в размере 82 413 фунтов, львиную долю которой составила его ежемесячная зарплата. Сильно искаженная пропорция — свидетельство того, что футбольные клубы ныне стараются максимально увязать премиальные с итоговым результатом. Зарекомендовавшая себя в прошлом система бонусов, когда ежемесячно игрокам выплачивались премии за набранные очки и забитые мячи, отжила свое. Теперь большинство команд премируют футболистов по окончании сезона, в зависимости от занятого клубом места.

    Прибавка к зарплате

    На первых порах существования игры, когда размер заработной платы жестко регулировался Футбольной ассоциацией Англии, премиальные служили для игроков хорошим стимулом, позволяя им зарабатывать больше денег, чем разрешенные четыре фунта в неделю. С начала 1920-х годов за победу в первенстве и Кубке Англии игрокам платили два фунта, а за ничью — один. Выплаты членам сборной страны были по нынешним масштабам еще более смехотворными: в начале XX века они составляли один фунт, в 1907 году увеличились в четыре раза, но только накануне Второй мировой войны достигли «умопомрачительной» суммы в 20 фунтов.

    Естественно, вопросы оплаты тщательно регламентировались уже в момент подписания сторонами договора. В типовом контракте игрока указывались все виды материального поощрения со стороны клуба. В качестве примера можно привести договор футболиста «Манчестер Юнайтед» Пэта Криранда, заключенный в июле 1966 года. В нем говорилось, что футболист вправе рассчитывать на:

    1.    Базовую зарплату в размере 65 фунтов в неделю.

    2.    Вознаграждение за выступления в первой команде клуба:

    а)    бонус за выступления в соответствии с нормами, установленными Футбольной лигой;

    б) 20 фунтов за каждое заработанное клубом очко в тех матчах, где он принимал участие (выплачиваются ежемесячно).

    3.    Единовременные премиальные за командные достижения. Приведенные ниже суммы распределялись между игроками пропорционально количеству проведенных в чемпионате матчей:

     

    — за победу в чемпионате — 15 000 фунтов,

    — за второе место — 9000 фунтов,

    — за третье место — 6600 фунтов,

    — за четвертое место — 4400 фунтов.

    4.    Вознаграждение за игры Кубка Футбольной ассоциации Англии:

    а)    бонусы за участие:

    — третий раунд — 40 фунтов,

    — четвертый раунд — 50 фунтов,

    — пятый раунд — 75 фунтов,

    — шестой раунд — 125 фунтов,

    — полуфинал — 200 фунтов,

    — финал — 400 фунтов;

    б)    бонус за выступления в соответствии с нормами, установленными Футбольной лигой;

    в)    в случае победы в Кубке Англии премиальные в размере 6000 фунтов, которые распределяются между игроками пропорционально количеству проведенных матчей.

    5.    В данном пункте оговаривалось, что если футболист не попадает в основной состав клуба или пропускает игры из-за травмы, то он получает базовую зарплату и половину бонуса за заработанные командой очки в чемпионате.

    6.    За участие в играх клуба в Кубке европейских чемпионов футболиста ожидало следующее вознаграждение:

    Далее в контракте перечислялись призовые деньги, которые игрок мог получить за матчи других европейских кубковых турниров — они были меньше бонусов, установленных за выступление в Кубке чемпионов, а также некоторые другие выплаты, связанные с длительностью пребывания в клубе (после первых пяти лет выступлений за «Манчестер» футболисту выплачивалось единовременно 750 фунтов премиальных) и с переходом в другой клуб (футболист мог рассчитывать на 2,5 % от оговоренной трансферной суммы). Наконец, в заключительном пункте, озаглавленном «Гарантии», содержались заверения в том, что, не учитывая перечисленные премиальные, футболист может твердо рассчитывать на годовую зарплату в размере 4000 фунтов.

    Подобная система сохранялась до начала 1990-х годов, когда с притоком телевизионных денег и образованием премьер-лиги доходы игроков резко рванули вверх. Это привело к падению роли премиальных и возникновению по сей день нерешенного вопроса: как стимулировать игроков, имеющих высокую зарплату? В 2006 году Ассоциация профессиональных футболистов Англии рассчитала средние зарплату и бонусы футболистов премьер-лиги. По информации английского профсоюза, один выход на поле оценивался в среднем в 7250 евро, при явном перекосе в сторону фиксированной заработной платы.

    Во многих европейских клубах на рубеже веков начались эксперименты по оценке личного вклада игрока в достижение конечного результата, влияющей на премиальные. Особенно сильно продвинулись в этом вопросе немецкие команды, которые испытали серьезные трудности из-за краха телевизионной империи Лео Кирха, успевшего наобещать клубам бундеслиги кисельные реки в молочных берегах. Вынужденные потуже затянуть пояса, они занялись выработкой более гибкой системы бонусов.

    50 на 50

    По-настоящему труд футболиста в Германии начал цениться в начале шестидесятых годов — после образования бундеслиги и обретения игроками профессионального статуса. Первый потолок зарплат был установлен на отметке 1200 немецких марок, и уже тогда была придумана система поощрений для отдельных игроков. Каждый футболист мог увеличить свой доход на 2000 марок за победу в чемпионате страны и 1500 за триумф в Кубке. Особые (максимальные) премии получали футболисты, выступающие в своем клубе несколько сезонов подряд и сыгравшие определенное количество матчей. Потолок зарплат, естественно, препятствовал привлечению в команды более сильных футболистов из конкурирующих клубов. Боссам приходилось придумывать разные уловки, дабы обойти это ограничение. Например, знаменитый игрок сборной ФРГ и «Баварии» Герд Мюллер при заключении контракта с мюнхенцами помимо оклада получил приличную сумму якобы на покупку мебели.

    Ныне в большинстве команд доход футболиста складывается из оклада и премиальных, которые составляют в среднем 50 % общего заработка игрока за сезон. Сумма, которую получает футболист, напрямую зависит от выступлений команды. Так что в отличие от богатенькой Англии, бонусы являются важной составляющей заработка игрока в Германии. В каждой команде существуют свои схемы начисления премиальных. Все они призваны мотивировать футболистов на завоевание как можно более высокого итогового места в турнирной таблице.

    Некоторые команды предлагают своим игрокам различные опции. Например, по итогам года футболист может сам выбрать один или несколько матчей, за которые сумма бонусов будет удвоена. Футболисты мюнхенской «Баварии» рискуют остаться без премиальных в случае, если команда в итоговой таблице окажется за пределами первой пятерки. В «Шальке» бонусы выплачиваются за первые девять мест. В некоторых командах премии не учитывают итоговое положение в таблице, а начисляются лишь за индивидуальные показатели конкретного футболиста.

    Менеджер нашумевшего в прошлом сезоне клуба «Майнц» Кристиан Гайдель поделился с журналистами информацией о том, как была организована система выплаты премий в его команде. У каждого игрока имелась возможность заработать тремя способами. Каждое полученное очко в матчах чемпионата увеличивало банковский счет футболистов на три-пять тысяч евро. Чистый оклад игроков «Майнца» составлял от 50 до 100 тысяч евро. При условии выхода на поле как минимум в 25 матчах эта сумма увеличивалась в два раза. Третий вид премий начислялся за результативные передачи и голы.

    Таким образом, при удачном стечении обстоятельств премии позволяют заработать игрокам немецких клубов больше, чем номинальный оклад. Официальная зарплата бывшего игрока леверкузенского «Байера» Дмитрия Булыкина составляла 6 тысяч евро, но, по словам российского нападающего, за счет премиальных его доход в итоге заметно возрастал.

    Удар по премиальным

    Итальянские клубы кризис затронул лишь в 2008 году, при этом зарплаты футболистов почти не пострадали, а вот премии игрокам пришлось серьезно подрезать. Многие и вовсе остались без них. К примеру, подписавший контракт с «Наполи» Паоло Каннаваро кроме 70 тысяч евро в месяц получит бонусы лишь в том случае, если его команда попадет в Лигу чемпионов. Но и тогда они не будут астрономическими. Впрочем, премиальная часть контрактов игроков считается самой закрытой в футбольном мире, и если сведения о зарплатах просачиваются в прессу, то о бонусах можно лишь догадываться.

    Чаще всего принято говорить просто о бонусной части зарплаты игрока, куда входят премиальные за сыгранные матчи, в редких случаях за голы («сухие» матчи), за попадание в Лигу чемпионов, завоевание титула и т.д. Эта сумма у большинства игроков серии А различается незначительно и варьируется между 200 и 400 тысячами евро в год. Причем на последней цифре сошлись даже такие востребованные игроки, как нападающие бразилец Адриано и уругваец Эдисон Кавани. Первый, правда, в качестве прибавки к трем миллионам евро за сезон, а второй — лишь к полутора. Конечно, звездные футболисты могут рассчитывать на гораздо большие суммы. У 33‑летнего Луки Тони, к примеру, в контракте прописаны бонусы на один миллион евро, а у нападающего «Милана» Златана Ибрагимовича и вовсе на четыре.

    Если же переходить к каждодневной практике итальянского футбола, то она такова. По сведениям, полученным «Спортом» от итальянских агентов, в серии А бонусы за голы контрактами практически не предусмотрены. Един­ственное, на что может рассчитывать футболист, — премиальные за выход на поле. По этой причине легко определить общую сумму возможных бонусов, перемножив количество матчей на примерные премиальные. В серии А за выход на поле, в зависимости, конечно, от команды и уровня футболиста, платят от 5 до 15 тысяч евро. Хотя и здесь есть исключения. В 2008 году, когда 35‑летний Кристиан Вьери возвращался в большой футбол, подписывая контракт с «Аталантой», он был согласен на скромнейшую зарплату в размере 1500 евро в месяц. Остальные деньги футболист планировал добрать более привлекательными премиальными. Впрочем, много Бобо заработать все равно не смог, поскольку в сезоне-2008/2009 провел всего девять матчей и забил два гола. Что касается серии В, то там премиальные за забитые мячи предусмотрены. За каждый десятый гол футболист получает 10–15 тысяч евро.

    Впрочем, в итальянском футболе в скором времени может произойти революция в системе бонусов из-за переосмысления их сути. Первым на скользкую дорожку в борьбе со сверхвысокими заработками игроков вступил «Ювентус». Предложение руководства «Старой синьоры» просто: если команда занимает место ниже четвертого, то футболист получает 50 % от обговоренного дохода, то есть лишь его фиксированную часть, которую сейчас принято называть зарплатой. Четвертое место принесет ему 75 %, третье и второе — 95 %, ну а первое будет оплачено в полном размере. Вероятнее всего, этого не произойдет, потому что против данного предложения уже выступила Итальянская ассоциация футболистов, которая готова идти в борьбе с ним до конца.

    Особый случай «Реала»

    Федерация футбола и правительство Испании также занялись ограничением расходов клубов, многие из которых в результате экономического кризиса оказались на грани банкротства. В 2009 году был опубликован официальный документ, регулирующий зарплаты футболистов, их права и обязанности. По нему игрок примеры вправе ежегодно зарабатывать как минимум 100 тысяч евро, а игрок сегунды — 50 тысяч. Эта сумма выплачивается помесячно: футболисты первого дивизиона должны получать как минимум четыре тысячи, а игроки второго — две. Остальная часть заработной платы выплачивается двумя дополнительными транзакциями в первые 20 дней декабря и июня.

    Согласно этому документу, футболистам также полагается премия «за преданность клубу». Выступавший на протяжении шести сезонов за команду футболист получит 13,5 тысяч евро, а премия игрока, носившего майку одного клуба на протяжении девяти сезонов, составит 53 тысячи. Также в контрактах футболистов обязательно должны быть четко прописаны премии за их участие в играх, при этом возможно внесение дополнительных пунктов, по которым будут оцениваться и личные достижения: забитые мячи, вызовы в сборную и т.д.

    Мадридский «Реал» и «Барселона», как водится, стоят особняком. Зимой 2010 года лидеры Королевского клуба договорились с руководством о дополнительных бонусах, причитающихся футболистам в случае завоевания того или иного трофея. В переговорах с президентом Флорентино Пересом участвовали четыре капитана команды: Рауль, Гути, Касильяс и Серхио Рамос. Руководство «Реала» готово было распределить 29 миллионов 570 тысяч евро между 22 футболистами клуба за победу в двух турнирах — первенстве страны и Лиге чемпионов. В случае «дубля» мадридцев каждый футболист получил бы рекордные премии — 935 тысяч евро (575 тысяч за победу в Лиге чемпионов и 360 тысяч за первое место в испанской примере). Однако футболистам не удалось заработать ни евроцента: «Реал» проиграл «Лиону» в 1/8 финала Лиги чемпионов и финишировал вторым, вслед за «Барселоной», в чемпионате. Материальный стимул не сработал, даже несмотря на увеличение размеров премиальных: ­годом раньше успех в Лиге чемпионов оценивался в 520 тысяч евро, а победа в примере — в 320 тысяч.

    В первенстве страны мадридцев опередил клуб, который возглавляет Хосеп Гвардиола, подписавший двухлетний контракт с «Барселоной» в 2008 году. В договоре была прописана его базовая зарплата — около миллиона евро. Однако в случае успешного выступления ­команды в различных турнирах его доходы могли значительно возрасти. Благодаря победам каталонцев в чемпионате, Кубке Испании и Лиге чемпионов главный тренер заработал дополнительно порядка 3 миллионов евро. Нынешним летом Гвардиола продлил свой контракт с клубом до 2011 года на новых условиях. «Я лучше работаю, когда у меня контракт на короткий срок, — объяснил тренер изумленным журналистам. — Мне нужно знать, что дела идут верно, что мы двигаемся в правильном направлении. Для меня нет большой разницы в том, чтобы подписать контракт на год или на четыре, и я бы хотел поблагодарить руководство за понимание моей позиции. Если все пойдет как надо, и я буду чувствовать в себе силы, то останусь еще на один сезон, но если увижу, что дела пойдут плохо, то уйду».

    Деньги вместо конфет

    Тренеры сборных, в отличие от Гвардиолы, подписывают более длительные контракты, которые, естественно, подразумевают в случае успеха выплату оговоренных бонусов. Размеры их из года в год растут. Наставники и футболисты  сборной ФРГ, вернувшиеся после победы на чемпионате мира в Швейцарии в 1954 году на родину, получили в награду щедрые дары — коробки шоколадных конфет, фигурки из фарфора, головки сыра и т.д. Деньги, конечно, тоже, но чисто символические.

    Тяжело представить в наши дни игрока, готового выходить на поле за продукты питания и различные текстильные изделия. На прошедшем в Южной Африке чемпионате мира футболистам сборной Германии были обещаны уже совсем другие премиальные. Победив в 1/8 финала Англию, игрок бундестим стал богаче на 50 тысяч евро. С каждой последующей стадией эта сумма увеличивалась на 50 тысяч, а победа в финале сулила футболистам уже по 250 тысяч евро на человека. Как известно, подопечные Йоахима Лева завоевали бронзовые медали, за что Немецкий футбольный союз должен получить 20 миллионов евро, часть из которых пойдет на премии игрокам.

    Победители первенства испанцы обогатились на 600 тысяч евро каждый. Однако футболисты по сей день еще не получили полагающиеся премиальные. Задержка объясняется тем, что ФИФА еще не перевела федерации 25 миллионов евро за победу сборной.

    Как ни странно, самыми большими премиальными попытались стимулировать своих игроков американцы. В случае победы в ЮАР игроки сборной могли рассчитывать на бонус в размере 895 тысяч долларов. В 2002 году члены команды увезли домой с первенства мира по 200 тысяч долларов каждый. В 2006-м система поощрений несколько изменилась: за попадание в заявку на финальную часть первенства каждый игрок получил 37,5 тысячи, матч, проведенный в групповом турнире, оценивался в 3750 долларов, а каждое заработанное очко — в 6520 долларов. О всех бонусах игроки знали заранее, и никому не пришло в голову премировать их за победу «мерседесами» или БМВ. Попытка заинтересовать игроков хорватской сборной, боровшейся наряду с россиянами за выход в финал чемпионата Европы, люксовыми авто, которую предпринял в 2007 году Леонид Федун, на фоне существующей на Западе финансовой прозрачности выглядит дико и оскорбительно.

    Кстати, общая сумма премиальных, полученных итальянцами за победу в Кубке мира в Германии составила, 240 тысяч евро на человека. В ЮАР победитель заработал в два с половиной раза больше. Какими же будут премиальные в 2014 году в Бразилии? А в 2018 году в России?


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №38 (29 сентября — 5 октября 2010 года).


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»