В воскресенье завершился открытый чемпионат Санкт-Петербурга на Кубок ректора СЗАГС, в котором играли восемь петербуржцев (среди них – ни одного гроссмейстера) и шесть иностранцев. В турнире была установлена норма гроссмейстерского балла и выявлялся чемпион города прошлого года среди мужчин.
Это многофункциональное соревнование вызвало немало кривотолков. Но большинство выступивших оказалось поборником традиций питерских шахмат и с гневом и молниями набросилось на тренерский совет Санкт-Петербургской федерации за то, что он допустил проведение ТАКОГО чемпионата.
Несколько слов об истории чемпионатов города. Они проводятся с 1920 года. До прошлого года состоялось 80 соревнований. Чемпионами становились Михаил Ботвинник и Борис Спасский, Виктор Корчной и Александр Халифман, Марк Тайманов и Петр Свидлер… Конечно, в списке из 45 чемпионов можно найти и куда менее известных игроков. Добавлю также, что только шестеро (Спасский, Халифман, Свидлер, Логинов, Попов и Макаров) из 23-х гроссмейстеров - чемпионов, на момент выигрыша чемпионата города носили высшее звание, остальные получили его позже первого или единственного успеха. У семи шахматистов получение «корочек» мастеров спорта произошло в один год с выигрышем чемпионата города.
В послевоенной истории проведения чемпионатов только в 1951 году соревнование не было сыграно. И вот в прошлом году это удручающее событие повторилось. В марте прошлого года был проведен полуфинал, одновременно являвшийся отборочным турниром к высшей лиге чемпионата России, в котором играли три гроссмейстера и девять международных мастеров. В первую тройку попали Артем Смирнов, Иван Розум и Иван Косов (в таком порядке их расставил коэффициент Бухгольца). Увы, вместо финала, осенью пришел кризис. А потом завершился год.
На известный вопрос интеллигенции «Что делать?», могло последовать три ответа: обойтись без мужского чемпионата Санкт-Петербурга 2008; объявить полуфинал 2008 года финалом и вручить призерам медали; провести в 2009 году два чемпионата, в начале года – за прошлый год, потом – за текущий.
Первый вариант – самый простой. Расписались в своем бессилии и отошли, любуясь. Потом каждый доброжелатель не забывал бы кинуть кость в нынешних организаторов шахмат: «они ДАЖЕ не смогли провести мужской чемпионат в 2008 году!»
Второй вариант неплох, но вряд ли может быть не оспорен, хотя бы, теми же тремя гроссмейстерами, которые в нем играли. Знали бы они, что это чемпионат города, вполне могли бы сыграть сильнее (тем более, что двое из них ранее были чемпионами дважды, третий - один раз). Да и трудно найти объяснение переименования этапа в финал, которое поймут далеко не все.
Поэтому и остановились на третьем варианте. Тем более, что прецедентов проведения в новом году чемпионата за предыдущий можно найти достаточно. За воплощение идеи принялся гроссмейстер Валерий Попов, которому настало время проводить очередной Кубок ректора СЗАГСа (Северо-Западной Академии государственной службы). В результате, в круговой турнир попали победители полуфинала 81-го чемпионата Санкт-Петербурга, иностранцы, в нем были установлены нормы баллов гроссмейстера и мастера, а лучшие из петербуржцев становились чемпионом и призерами чемпионата города. Турнир успешно завершен. Новый чемпион города – коренной петербуржец, мастер ФИДЕ Алексей Гоганов «по дороге» выполнил норму балла гроссмейстера, обрели медали Максим Матлаков (серебро) и Иван Розум (бронзу). Еще один участник – В.Трущелев из Азербайджана выполнил норму балла международного мастера. Но и на этом ласкающем слух фоне что-то не дает признать проект успешным. Это ЧТО-ТО заключается в следующем:
В открытом чемпионате города, согласно Положению, мог сыграть только один питерский гроссмейстер – прошлогодний чемпион Марат Макаров. Остальным дорога туда была заказана: другие места заняли иностранцы, иначе было бы невозможно установить нормы. Возникает вопрос, что же это за чемпионат, в котором не имеют права играть сильнейшие шахматисты города? Объяснение, что в не отборочном к чемпионату России городском первенстве гроссмейстеры играть все равно бы не стали, не убеждает: одно дело отказ, другое – не приглашали.
Огорчительнее второе. Среди шести представителей других федераций есть и такие, кто имеет, мягко говоря, не самую спортивную предысторию. А участие в финале петербуржца Владимира Погосяна, приписанного к Армении по национальному признаку (идея принадлежала и была в свое время реализована документально международным арбитром Игорем Болотинским), сыгравшего в свою силу (2 очка из 13), в то время как другие, куда более сильные игроки, живущие в Санкт-Петербурге, играть в турнире не имели права – вызывает возмущение. Хотя допускаю современное, бескомплексное отношение к его участию: если бы не нашелся «иностранец» в своем отечестве, нормы в турнире могли «полететь».
И все же, мне кажется, что в проведении даже такого открытого финала 81-го чемпионата города за прошлый год (в сравнении с его отсутствием) – больше плюсов, чем минусов. Хотя бы потому, что история продолжается, что появился молодой и талантливый 46-й чемпион (а звания к нему придут!), что теперь, надеюсь, никому не придет в голову отказаться от проведения важного календарного соревнования, сославшись на то, что в 2008 году оно тоже не проводилось.
Так что не будем сажать тренерский совет и всю шахматную федерацию города на скамью подсудимых. Главное – чтобы не было смерти шахмат в их присутствии!
Открытый 81-й чемпионат Санкт-Петербурга среди мужчин
На Кубок ректора СЗАГС
Круговая система, 13 туров
1.Высочин (Украина) 10 из 13
2.Гоганов, 3.Матлаков (оба – Санкт-Петербург) – по 9,5
4.Розум (Санкт-Петербург), 5.Кислинский (Украина) – по 8
6.Ловков (Санкт-Петербург), 7.Трущелев (Азербайджан), 8.Соловьев (Санкт-Петербург) – по 7,5
9.Хрущев (Молдова) 6
10.Косов 5,5, 11.Левин 4,5, 12.Щукин (все – Санкт-Петербург) 3,5
13.Миккельсен (Дания), 14.Погосян (Армения) – по 2.
Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie,
данных об IP-адресе и местоположении, помогающих нам сделать его удобнее для вас.Подробнее