-
Кино и немцы
29.12.06 15:59
Нынешним летом Зенке Вортманну завидовали тысячи немцев. В то время как весь мир следил за чемпионатом мира по футболу со стороны, этот немецкий кинорежиссер находился непосредственно в гуще событий, снимая документальный фильм о своей сборной. В течение пяти недель он находился в расположении команды Юргена Клинсманна – на тренировках, на теоретических занятиях, на всех предматчевых установках. Он знает, что происходило в раздевалке немецкой сборной в перерывах матчей и после финального свистка. Вортманна даже допустили на допинг-контроль, который после одного из матчей проходил Оливер Нойвилл. Премьера фильма «Германия. Летняя сказка» состоялась в Берлине в октябре, а в декабре Вортманн привез свою картину в Петербург, где с ним встретился корреспондент «Спорта».
Феллер был против. Клинсманн оказался за
– Господин Вортманн, насколько неожиданным для вас стало приглашение снимать этот фильм?
– Изначально идея сделать подобное кино принадлежала мне. Еще несколько лет назад я предлагал ее бывшему наставнику нашей национальной сборной Руди Феллеру. Но в тот момент ничего не получилось. Когда же после чемпионата Европы 2004 года Феллер ушел со своего поста и его место занял Юрген Клинсманн, подул новый ветер. Именно Клинсманн был первым, кто поддержал меня в желании снять фильм. Потом уже были непростые переговоры с Немецким футбольным союзом и ФИФА. Кроме того, согласие на мое присутствие с камерой в расположении команды дали все без исключения игроки сборной. Если бы кто-нибудь из них оказался против, я бы не имел права делать это кино.– Почему футбольные чиновники пошли вам навстречу? Может быть, ваша работа воспринималась как рекламная акция бундестим?
– Вряд ли фильм можно назвать пиар-акцией. Никто не знал, как далеко немцы пройдут на чемпионате мира. Если бы команда выбыла на ранней стадии, то о какой рекламе можно было говорить? Вероятно, чиновникам помогло принять решение то, что я сам в молодости играл в футбол на неплохом уровне. К тому же, если позволите, я в Германии довольно известный режиссер. Меня многие знают, особенно по последнему художественному фильму «Бернское чудо», который также посвящен футболу, победе немцев на чемпионате мира 1954 года. Чиновники, тренеры, игроки скорее видели во мне художника, а не журналиста, поэтому и пустили в команду. Уверен, что ни у кого из представителей СМИ такого шанса бы не было.– Подписывали вы ли какие-то документы, запрещавшие общаться с журналистами по ходу чемпионата мира, разглашать секреты сборной, обсуждать работу Клинсманна?
– Никаких бумаг я не подписывал, никто меня ни в чем не ограничивал. Я мог разговаривать с кем угодно и находиться где угодно. Единственное, о чем мы сразу договорились с тренерами и игроками, что когда работа над фильмом будет закончена, каждый член команды его предварительно посмотрит, и если хоть один человек будет против того, чтобы выпускать картину на большой экран, то я должен буду прислушаться к его мнению и внести необходимые изменения. Но должен сказать, что в итоге фильмом все остались довольны, ничего переделывать не пришлось.– В дни чемпионата мира журналисты, наверное, разрывали вас на части?
– Да, я давал очень много интервью. Это ведь была своего рода сенсация – режиссер с камерой находится рядом со спортсменами. Но вопросов на тему, какие слова сказал Клинсманн перед игрой, мне не задавали. Было совершенно очевидно, что я не отвечу.– В каком качестве вы находились на скамейке запасных команды во время матчей чемпионата мира?
– ФИФА выдала мне специальную аккредитацию «Режиссер». По ходу игр я сидел в форме нашей сборной между массажистами и врачами. Когда команда забивала гол, то прежде всего обнимался с ними, а потом уже хватался за камеру и начинал снимать.Кан и Леманн правильно поняли ситуацию
– С кем из немецких футболистов по ходу первенства планеты у вас сложились самые хорошие отношения?
– После матчей команда возвращалась в гостиницу около трех часов ночи, и вообще времени на общение оставалось очень мало. Тем не менее я успел подружиться с тренерами и с голкипером Йенсом Леманном, то есть с людьми более старшего поколения. С тем же Йенсом мы продолжаем общаться и сейчас.– К слову, насколько серьезен был конфликт между Йенсом Леманном и Оливером Каном, которого Клинсманн назначил лишь вторым вратарем сборной?
– В отношениях между ними действительно чувствовалось напряжение. Однако само решение Клинсманна оказалось правильным, ведь Йенс здорово выглядел на чемпионате. В свою очередь Кан оказался великолепным помощником для Леманна и остальных игроков. Приятно и то, что Оливер с Йенсом правильно воспринимали происходящее. Они не стали приятелями, но относились друг к другу с огромным уважением. Что касается меня, то, несмотря на дружбу с Леманном, снимая фильм, я старался быть максимально нейтральным человеком.– Клинсманн известен как неординарный тренер: в работе со сборной он использует самые разные приемы. Возможно, наставник обращался за помощью к вам, просил какого-то совета со стороны?
– Нет, советов он у меня не спрашивал. Все-таки Юрген большой профессионал в своем деле, да я и сам не решился бы ему что-то подсказывать. Другое дело, что во время чемпионата он просил меня делать короткие трехминутные фильмы о нашей команде. Я брал «нарезку» голов, накладывал на картинку специальную музыку, и перед отъездом на очередной матч вся команда смотрела это кино. Таким образом, Клинсманн поднимал моральный дух игроков. Всего-то три минуты у телевизора, а настроение у ребят улучшалось.– Кто из футболистов лучше всего разбирается в художественном кино?
– В сборной были в основном молодые люди. Они смотрят совсем другие фильмы, нежели я. Предпочитают ужастики или истории о Джеймсе Бонде. Зато приятно было разговаривать с тренерами, с которыми у нас в силу возраста совпадают интересы.– Кого из игроков вы бы пригласили сниматься в кино? Ведь кто-то, наверное, обладает и актерским талантом?
– Все зависит от того, что это за фильм. Но первое имя, которое приходит мне на ум, – Бастиан Швайнштайгер. У него определенно есть актерские способности.– На ваш взгляд, правильно ли сделал Клинсманн, что ушел из сборной Германии?
– Надо понимать, что он со своей семьей живет в Калифорнии. Когда возглавлял сборную, то довольно много времени проводил вдали от родных. Это очень сложно. Поэтому я отлично понимаю, почему он расстался с командой, и не могу его ни в чем обвинить.Слово Клинсманна
За две недели до чемпионата мира:
– Мне совершенно неважно, что будут писать о вас газеты по ходу турнира, как журналисты будут реагировать на наше выступление. Самое главное, чтобы по окончании чемпионата каждый из вас мог сказать: «Я сделал все, что мог».
Перед матчем с Польшей (1:0):
– Это наш главный шанс выйти из группы, и мы не имеем права им не воспользоваться. Нельзя проигрывать.Тем более полякам!
Перед матчем с Эквадором (3:0):
– Настало время показать всему миру, что мы по-настоящему сильны. Особенно важно, чтобы это знали шведы и англичане. Я не допущу, чтобы кто-то наплевательски отнесся к этой игре. Если после первых двадцати минут я увижу, что кто-то витает в облаках, то он сразу покинет поле.
После матча со Швецией (2:0):
– Ребята, сегодня вы провели самый лучший первый тайм в истории сборной Германии.
Перед матчем с Аргентиной (1:1, 4:2 по пенальти):
– Самое главное – не терять концентрацию и быть дисциплинированными. Контролировать это будет наш капитан. Да, Миха (Михаэль Баллак)? Аргентинцы не смогут прорваться к нашим воротам. Как только пройдут центр поля, сразу видят двух «опорников», а потом еще и четырех защитников. Вас не пройти!
Перед матчем с Италией (0:2):
– Вы сильнее соперника. Нельзя бояться. Дортмунд (в этом городе проходила игра. – «Спорт») и вся страна ждут, что вы выйдете в финал. Чтобы добиться конечной цели, нам осталось сделать всего лишь два шага. Пойдемте порвем этих слабаков!
Перед дополнительным временем в матче с Италией:
– Вы намного свежее, у вас осталось больше сил. Они уже сдохли. Слышите? Они сдохли!
Перед матчем с Португалией (3:1):
– Нельзя заканчивать чемпионат мира поражением. Мы не имеем на это права. Ко всему прочему вы многое должны Оли (Оливер Канн. – «Спорт»). Все эти пять недель он был рядом с вами, помогал, поддерживал, а сегодня выйдет на поле. Вы не можете его подвести.
Мнения
Тренеры и игроки сборной Германии о фильме и его режиссере:
Йоахим Лев: «Ничего подобного никто никогда не снимал и, наверное, не снимет в будущем. Получился уникальный документ нашего времени, который будет интересен зрителям не только в Германии. Свою роль сыграет эффект подглядывания в замочную скважину, когда еще болельщики смогут увидеть, что происходит на установках в раздевалке и чем занимаются игроки в гостиничных номерах».
Оливер Бирхофф: «Когда шли кадры матча против Италии, в зале вдруг наступила абсолютная тишина. Публику вновь посетило разочарование, а сами игроки увидели, что все могло сложиться иначе, и они были в силах добиться большего».
Бастиан Швайнштайгер: «У меня временами мурашки бежали по коже, когда я смотрел фильм. Но были и моменты, которые заставляли нас, игроков сборной, смеяться. Вортманн проделал гигантскую работу, и зрители будут восхищены фильмом».
Марсель Янсен: «Когда во время чемпионата мира нам показывали отснятые фрагменты, я думал, нам просто поднимают моральный дух. А получилось самое настоящее кино».
А вам слабо?
Готовы ли отечественные тренеры поступить так же, как Юрген Клинсманн, и позволить постороннему человеку вести съемки фильма о своей команде?
Валерий Петраков, главный тренер «Томи»:
– В принципе, это возможно. Ничего страшного в приглашении съемочной группы для работы внутри коллектива нет. Другое дело, что показывать общественности абсолютно все я бы не разрешил. Есть вещи, которые не должны становиться достоянием общественности. Если предстоит важный матч чемпионата России, Кубка страны или еврокубков, то присутствие постороннего человека в раздевалке команды, на мой взгляд, невозможно. Тем более чтобы потом он рассказывал всей стране, что там происходило. А если идет обыкновенный тренировочный процесс или мы играем матч, в котором результат не столь важен, то, пожалуйста, пусть снимают.
Гаджи Гаджиев, бывший тренер «Крыльев Советов»:
– Вообще, это очень сложно. «Крылья Советов», когда я там работал, были первым клубом, который позволил журналистам снимать в раздевалке команды в перерыве матча. Не все 15 минут, конечно, а первые 2–3, но тем не менее. Я не отказывался давать комментарии и по ходу матчей… Но Клинсманн ведь согласился на куда более объемный проект… Даже не знаю, пошел бы на такой шаг я. Все-таки есть моменты, которые должны оставаться внутри команды. С другой стороны, в нашем мире все меняется очень быстро. Вчера было нельзя, а сегодня уже можно. Одно могу сказать точно: если бы кино снимал профессиональный режиссер, например Никита Михалков или Станислав Говорухин, то мы – тренеры – отнеслись к ним с куда большим доверием, чем к журналистам. К тому же таким людям, как тот же Михалков, просто-напросто неудобно отказывать.
Леонид Буряк, бывший тренер «Динамо» (Киев):
– Я всегда лояльно относился к журналистам. Никогда не отказывал им в интервью и не запрещал общаться с представителями СМИ игрокам. И в данном случае я тоже не был бы против. Особенно если речь идет о чемпионате мира. Людям интересно знать все об их любимой сборной. Более того, они имеют на это право. Журналисты все равно снимают, как футболисты готовятся к матчам, как ведут себя на скамейке запасных, информация все равно просачивается. А если разрешить съемку фильма официально, то даже часть головной боли снимется. Это ведь будет отчасти произведение искусства.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»