• Кирилл Набутов: Россиянам больше подходит хоккей

    Известный телеведущий, комментатор Кирилл Набутов делится впечатлениями о Кубке конфедераций

    27.06.17 18:09

    Кирилл Набутов: Россиянам больше подходит хоккей - фото

    Фото: EPA/Vostock-photo

    Известный телеведущий, комментатор Кирилл Набутов делится впечатлениями о Кубке конфедераций и рассуждает о том, может ли Россия добиться успехов в футболе.

    Мне сверху видно не все

    — Получился ли праздник из Кубка конфедераций?
    — Я на других Кубках конфедераций не был, но, думаю, что некоторые праздничные ноты точно были. Если вспомнить что-то свежее на тему футбола, то в прошлом году в аэропорту Марселя, где были матчи чемпионата Европы, не было ни одной бумажки, указывающей на то, что город принимает чемпионат. Это стало понятно только на набережной Старого порта, где потом случилось побоище с участием русских и английских болельщиков. Сказать, что Марсель сходит с ума по футболу, было нельзя.

    — Про российские города, в которых проходит Кубок конфедераций, тоже нельзя так сказать?
    — Я был только на матче Россия — Новая Зеландия в Санкт-Петербурге. Была особая атмосфера. Приехал Владимир Путин, много секьюрити. Контроль автомобиля я проходил больше получаса. Понятно, что вопросы безопасности — первостепенные в сегодняшних условиях. Конечно, творилась неразбериха. Никто не знал, где пресс-центр, и чем он отличается от медиацентра. Когда я поехал подниматься на парковку, навстречу мне спускалась машина. Обычно на парковках два желоба — на выезд и на въезд, тут был один. Человек, который регулировал движение, пошел пописать. Мы стояли лоб в лоб, разъехаться было трудно. Это очень по-русски. Но такие шероховатости во время проведения соревнований бывают и в странах, славящихся большим порядком, чем Россия. Про какую-нибудь Бразилию я уж не говорю. И на фоне тех проблем, которые были на стадионе, это мелочи.

    — Кришитану Роналду раскритиковал газон стадиона на Крестовском.
    — У меня возникло подозрение, что он не лучшего качества, когда смотрел матч по телевизору. Какой-то «умученный». Сам стадион для меня оказался не очень удобный. Большой, высокий. Понятно, это конструктивная особенность — он «вставлен» внутрь арены имени Кирова. Подниматься на трибуну очень долго. Лифты не справляются, их мало. Рабочие места для журналистов расположены очень высоко, оттуда ни шиша не видно. Получается, ты сильно оторван от игры, не видишь деталей.

    Одиннадцать человек не могут организоваться. Другое дело — трое

    — Сборная России в матче, на котором вы побывали, победила. Но в итоге не вышла из группы.
    — Меня это не удивило. Много раз говорил: мы, русские, никогда не будем играть в футбол очень хорошо.

     

    — Это личный опыт наблюдений, научно обоснованная точка зрения?
    — Слово «наука» ко мне не относится. Это моя теоретическая точка зрения, результат долгих размышлений. Если говорить кратко и упрощенно, футбол не наш вид спорта. Он не для народа с нашим менталитетом, не для народа с нашей культурой, не для народа с нашим климатом. В футбол играют на улице. В нашей стране климат больше позволяет играть на улице в хоккей. Наши люди не склонны к самоорганизации. Не случайно у нас везде бардак, кавардак и так далее. Мы не в состоянии наладить свою жизнь без начальника, без палки. Футбол — математически сложная игра с большим количеством неизвестных. Тут триллион возможностей развития событий в единицу времени. Мы можем хорошо соорганизоваться втроем, на троих. А тут сильно больше троих. Для нас это слишком сложно.

    — Для нас — это для футболистов?
    — Одиннадцать человек на поле не могут организоваться. Вот когда пять человек играют в хоккей в нашу погоду, тогда у нас получается. Тем более что эта игра требует самопожертвования. Умение терпеть боль, жертвовать собой — то, что в нас воспитывали столетиями климат, условия жизни, государственное устройство, церковь. Надо терпеть жизнь, какой бы херовой она ни была. Терпеть мы привыкли. Нам говорили, что умереть за родину — высшее благо, пожертвовать собой — высшее счастье. Это мы умеем. Даже когда можно обойтись без жертв. Оттого и в хоккей, где надо рисковать здоровьем и жизнью, мы играть умеем. Эта игра для нашего характера.

    — Не случайно есть результаты — победы на чемпионатах мира, Олимпиадах, обладатели Кубков Стэнли.
    — Победы нашей сборной в футболе считаются на пальцах одной руки. Две на Олимпийских играх, этаких «неполноценных» мировых чемпионатах — в 1956-м и 1988-м. Одна на чемпионате Европы, в финальной части которого играли всего четыре команды, — 1960-й год. Поскольку хвастать особо нечем, мы такие «подробности» обычно опускаем. Хотя команда, выигравшая Кубок Европы, была прекрасной, Понедельник, который забил главный гол в финале, Яшин, Метревели, Нетто — выдающиеся игроки.

    — Были успехи и на клубном уровне.
    — Да, но какие команды брали еврокубки?

    — Динамовцы Киева и Тбилиси.
    — Совершенно верно — украинцы и грузины. Хотя Виктор Колотов не с Украины. Но команды из регионов, где значительно теплее. Это не российские команды. В хоккее обратная картина. Там огромное количество талантов из России и почти нет украинцев, тем более ребят из Грузии.

    — То есть, нет смысла говорить об ошибках, которые допускают наши футболисты, тот же Игорь Акинфеев?
    — Если говорить о конкретных вещах, мы увидели в действии поговорку «Вратарь — это полкоманды». Акинфеев — даже больше, чем полкоманды. Из трех пропущенных нашей сборной мячей два или даже два с половиной — его. Я не понимаю, почему Станислав Черчесов не дал сыграть кому-то другому из вратарей. Я к Акинфееву хорошо отношусь, но все живые люди, устают, ошибаются. Лев Яшин тоже «пускал» такие, что люди инфаркты получали. В историческом матче с Германией на чемпионате мира в Англии (1966-й год, полуфинал. — «Спорт День за Днем») не выручил. На групповом этапе ворота нашей сборной защищал Кавазашвили, в плей-офф тренер Николай Морозов сделал ставку на Яшина. Хотя некоторые игроки — я знаю это от них самих — ходили, просили за Кавазашвили. Лева сам признавался, что нервничает. Но он при этом был Яшин, тренер поставил в ворота его. Заслуг Акинфеева перед российским футболом никто не собирается умалять. Но вот здесь такое несчастье.

    К видеоповторам тоже привыкнут

    — Станислав Черчесов — нормальный тренер для сборной?
    — Сложный характер. Но я подозреваю, что у Валерия Лобановского, Юрия Морозова характеры тоже были дай бог. Знаю про конфликты Черчесова с Денисовым, знаю, что Смольников жаловался на оскорбительные высказывания тренера, видел некоторые его реакции в время матчей. Мы же по губам умеем читать. Юрген Клопп, Йоахим Лев, Зинедин Зидан ведут себя несколько иначе. Но у них и команды несколько другие. Уровень исполнителей другой.

    — Черчесов огрызается во время интервью.
    — Так и журналисты тоже задают глупые вопросы. Помню, как взбесился тренер англичан Рой Ходжсон, когда его после матча Россия — Англия на чемпионате Европы кто-то спросил: запомните ли вы теперь, мол, как пишется фамилия Березуцкий? (Василий сравнял счет под занавес. — «Спорт День за Днем») Ходжсон сказал, что не будет отвечать на непрофессиональные вопросы, и правильно сделал.

    — А что у нас с уровнем исполнителей в сборной?
    — Какой тренер хороший? Тот, который с хорошими игроками может выиграть чемпионат. С плохими игроками не может выиграть никто. По играм Кубка конфедераций можно судить о качестве наших игроков. Ерохин не попадает по мячу левой ногой, а правой бьет в облака. И это «открытие чемпионата». У нас с тренерами принято так: сначала возносим на пьедестал, потом отрубаем голову. Поверьте, стиль поведения Черчесова и его личностные характеристики прекрасно известны там, где принимают решения о назначении главного тренера. Все знают: он человек горячий. Но при этом его не упрекнешь в непрофессионализме. Назначили Черчесова — дайте ему работать. Он пытается собрать из того, что было, новую команду. Потому что то, что было под названием «сборная России» на последнем чемпионате Европы, командой не является.

    — В чем Слуцкий сам признался.
    — Поэтому пришли новые игроки. Все, кстати, играют в чемпионате России. Головин сильно выделяется. Ему надо уезжать в Европу. Остальных, наверное, не позовут. Посмотрим, что будет на чемпионате мира. Но моя точка зрения вам известна: в футбол мы не будем играть очень хорошо никогда. В хоккей будем.

    — Теперь и в футболе появились видеоповторы. Что о них думаете?
    — В футболе цена каждой судейской ошибки и забитого гола очень высока. В том числе в денежных знаках. Да, есть паузы, когда смотрят моменты. Но я не вижу никакого ущемления моих прав как зрителя. Плюсов больше. Вопиющей несправедливости можно избежать. Гол Марадоны рукой в ворота Англии на чемпионате мира никогда не засчитали бы, если бы судьям помогала техника. Многие новшества встречают в штыки. Ко всему можно привыкнуть. Сколько раз в футболе менялись правила? От этого он не стал менее прекрасной игрой.

    Фото: EPA/Vostock-photo; РИА «Новости»


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»