• Китай – спортивная страна. Как пиво победило «Шанхай Шеньхуа»

    Проект «Мой стадион» вернулся к букве – «К»

    30.12.20 22:52

    Китай – спортивная страна. Как пиво победило «Шанхай Шеньхуа» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

    Чрезмерно занимать внимание перед Новым годом – бестактно. Поэтому «Мой стадион» в этот раз предлагает всего лишь одну арену – из Китая. Тем более, что мы попросту забыли эту страну, когда проходили букву «К».

    Стадион «Хонгку», Шанхай (Hongkou Football Stadium)

    Не исключаю, что Китай так бы до сих пор и не оказался у меня на пути, если бы не азиатская Лига чемпионов, куда попал футбольный клуб «Сидней», к которому я имею отношение ровно 12 лет, благодаря своей второй из пяти побед в чемпионате Австралии.

    Весна 2011-го принесла страшное землетрясение в Японии, из-за которого был переделан весь календарь группового турнира. И в Сидней я прилетел сразу на две игры – с «Шанхаем Шэньхуа» и японской «Касимой», с которой должны были встречаться на выезде, но «на выезде» тогда почти в буквальном смысле не существовало. Чех Витезслав Лавичка удерживал на курсе команду из ветеранов-аборигенов и легионеров, которые ехали в Австралию завершать карьеру и пожить в этом ни с чем не сравнимом уюте, где в воздухе пахнет то ли цветами, то ли океаном, то ли дорогим ароматизатором автомобильного салона.

    Получалось не всегда, как хотели: дома Лига чемпионов явно не пошла. С «Шанхаем» не без труда сыграли 2:2, «Касима» изначально встала на другие скорости – 0:3. Следующий тур в Китае должен был либо выкинуть нас из гонки, либо оставить в ней – идеальный повод, чтобы взять обратный билет до Петербурга через Шанхай. С трехдневной транзитной визой.

    Китай – по-своему спортивная страна. После десяти часов полета восточно-китайскими авиалиниями и сытной порции черного перца с говядиной мы с женой с надеждой вслушивались в объявление командира, который не мог, казалось, требовать ничего иного, кроме как пристегнуть ремни. Не совсем так. Пошел английский перевод, и мне показалось, что я от усталости что-то не так расслышал. «Наш перелет был долгим, поэтому предлагаю всем присоединиться к нашим упражнениям», – пробурчало по кабине. В проход вышли стюардессы и с теми же выражениями лица, что демонстрировали устройство спасательного оборудования, принялись ставить руки на плечи, врозь, приседать, поворачиваться. Мы решили засмеяться, но у соседа, с готовностью вытянувшего вверх руки, на лице не дрогнул ни один мускул. Весь салон ритмично занимался гимнастикой. Индийское кино с китайскими актерами и без озвучки…

     

    Шанхай так разнообразен, что в нем обязательно время от времени прятаться. Будь это старый сад Ю-Юань, или пятизвездочный отель. Стадион «Хонгку» – дом «Шанхая Шэньхуа», первого китайского клуба, название которого я услышал, потому что там когда-то работал Валерий Непомнящий – тоже относится к альковам. Вокруг – тесные районы с бессмысленной европейскому глазу архитектурой, торговыми рядами с жаренными тараканами и убегающими из садков съедобными жабами. Внутри – пустой бетонный пандус, на котором полиция призывает не толпиться. Ноль возможностей поесть что-либо, кроме безвкусных семечек. Тихие односложные фанаты хозяев, которые смешат веселых австралийцев, которым не испортило настроение даже то, что нигде нельзя взять пива (при этом можно курить).

    Китай – страна, где на газонах не принято лежать и по ним не ходят. Стадион – продолжение здешнего мира. Мы сидим с группой сиднейских «ультрас», которых заводит чудесный «крокодил Данди» с зубастой улыбкой под широкими полами шляпы. Австралийцы откуда-то взяли – они под газом, исподтишка делают глотки. Полицейский, наконец, замечает. Он подходит и неумолимо, как статуя командора, показывает рукой на бутылку: «Отдай». Гость бы не прочь поспорить, но язык тела китайца таков, что азарт улетучивается. Пиво уходит на бетонную ступень, но уже через пять минут появляется новое, словно австралийцы владеют особой методикой почкования. Полиция наслаждается первым триумфом, не видит…

    На поле ничуть не менее интересно. «Шанхай» дважды выходит вперед, оба раза теряет преимущество. У «Сиднея» дубль делает бразилец Бруно Казарин, и я в этот момент понимаю, что проиграл споры с тренером, который в последний момент включил в заявку на турнир его, стоящего в штрафной и ждущего шанс, а не финна Юхо Мякелу, летящего в любую зону, но не всегда правильно встречающегося с мячом. Под разгоряченные вопли гостей «Сидней» дожимает хозяев на последних минутах – автора гола Марка Бриджа больше было принято ругать, но когда зашкаливало, он непременно забивал важные мячи. 3:2, все вокруг вопят от восторга, и вы можете видеть меня с женой на 2:03 этого видео.

    Китайские полицейские великодушно улыбаются. Им неожиданно симпатичны эти взбесившиеся коалы, которые не пойми почему опьянели с одной бутылки пива. «Сидней» никуда в итоге не выйдет, но мы еще этого не знаем и в диком возбуждении едем отмечать в ресторан отеля на 48-м этаже с видом на Янцзы. До рейса в Москву остается 6 часов. До кубкового матча «Зенита» с ЦСКА в Петербурге, на который я тоже пошел – меньше суток.

    Что только не делает разница в часовых поясах…

    Фото: EPA, Wikipedia,  beijing-visitor.com, Иван Жидков

    Все материалы проекта «Мой стадион» – здесь

    Источник:Спорт день за днём


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»