-
Китайское иго
11.08.08 00:33
Вчера в столице Олимпиады хлынул ливень. Это случилось в тот момент, когда мы с коллегой брели, как герои фильма «Кин-дза-дза» брели по пустыне, по распаренному Пекину в поисках пункта обмена валюты. В отеле, где разместился пресс-центр Олимпийского комитета России, мне менять деньги отказались, потому что я там не проживаю. Но при этом на ресепшене собралось человек десять китайцев, которые извинялись и провожали с поклонами до двери.
Поменять деньги удалось в соседнем здании. Правда, мой паспорт зачем-то унесли и вернули только через 15 минут. Зато перед выходом вручили зонтик — подарок.
Пекин — город контрастов. Здесь духота соседствует с тропическим дождем, простое — со сложным. Например, процедура покупки сим-карты растянулась на битый час. Тут так принято, что в решении любой проблемы (порой самой пустяковой) принимает участие от пяти до семи сердобольных местных жителей, которые что-то обсуждают, взмахивают руками, бегают из комнаты в комнату. Мой паспорт разглядывали все по очереди, подносили к глазам, обнюхивали, вертели в руках, прежде чем перенести в договор данные. Легче, наверное, подписать акт о передаче Китаю каких-нибудь российских территорий. Главная проблема хозяев — языковая. Понятно: я тоже не понимаю иероглифов.
Когда я улетал в Пекин, я подумал, что китайцы наглые. В Пулково их на тот же рейс собралось тоже немало. Меня три раза толкнули и один раз стегнули по лицу хлястиком от рюкзака. Я как-то напрягся. Но позже понял, что они просто суетливые, беспокойные, энергичные. Не могут усидеть на месте.
Соседом по «боингу» тоже оказался китаец. Пока я только разглядывал дорожный набор с едой, он уже слопал горячее. Этот молодой пекинец работает в Питере, водит соотечественников на экскурсии. Хорошо говорит по-русски. Он мне объяснил причину страшного прогресса Китая во всех областях жизни: «Мы хорошо учимся». У иностранцев, осваивающих китайский рынок, хозяева берут капиталы и технологии, а рабочую силу предоставляют сами — благо она очень дешевая. Передовые мозги, дешевая рабочая сила — вот вам и формула успеха. Ее можно перенести и на спорт. Китайские «зайчики», которые побеждают сейчас во всех видах спорта, — тоже когда-то были сырым материалом. Из него сделали чемпионский продукт.
Кстати, вы знаете, что китайцам, родившимся после 1975 года, нельзя заводить больше одного ребенка? Тут живут под лозунгом: «Одна семья — один ребенок». Хочешь плодиться и размножаться — плати за каждое новое чадо около $1000 государству. У нас, кажется, наоборот: за детей приплачивают.
Ну раз такая ситуация, не надо удивляться тому, что китайцы лезут из всех щелей. Их много, им надо есть, пить, реализовываться, они хватаются в жизни за каждый шанс. Они побеждают.
В самолете меня прямо придавили эти раздумья. Вернее, мне так показалось. Когда очнулся от дремы, почувствовал на голове тяжелую руку соседа, сидевшего на заднем сиденье. Там был не китаец — штангист из Белоруссии Леонид Тараненко. Чемпион Олимпиады-1980 крепко спал. Тесно ему было в салоне. И от китайцев тесно.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»