• Коллина заVARил кашу

    Репортаж с пресс-конференции о работе видеоассистентов рефери на ЧМ-2018

    29.06.18 22:00

    Коллина заVARил кашу - фото

    Фото: ТАСС

    В день, когда мундиаль в России взял короткую передышку, отсеяв ровно половину из 32 команд-участниц, руководители судейского корпуса ФИФА во главе с Пьерлуиджи Коллиной провели на столичной арене в Лужниках брифинг, посвященный работе арбитров и системы VAR на 48 матчах группового этапа.

    335 случаев под грифом «проверено VAR»

    — Мы всем довольны, и неудивительно, что все с точки зрения судейства прошло хорошо в этих 48 матчах квалификационного раунда, — отметил Коллина. — Хотя, конечно, мы несколько удивлены некоторыми вопросами, которые услышали от тренеров сборных за эти две недели. И еще небольшим сюрпризом стало то, что ряду судей не хватает полного взаимопонимания с игроками по ходу матчей. Мы обращали внимание на то, что арбитрам следует активнее объяснять футболистам свои решения, тем более что сейчас у них появилось такое мощное вспомогательное средство, как видеоассистент рефери (VAR).

    Затем в ход пошли цифры. В матчах предварительного этапа судьями были показаны 162 желтые карточки (в среднем за игру — 3,4), и эти показатели абсолютно соответствуют уровню ведущих национальных клубных чемпионатов. Лишь одна прямая красная карточка и еще две — после предъявления второго «горчичника» свидетельствуют, по мнению Коллины, о крайнем уважении футболистов друг к другу и к соблюдению футбольных правил и принципов игры.

    Что касается пенальти, то нынешний чемпионат мира уже почти в два с половиной раза превысил показатели предыдущих турниров в ЮАР-2010 и Бразилии-2014. На тех мундиалях на групповом этапе было назначено по десять одиннадцатиметровых, сейчас же в России — уже 24. Ровно пятьдесят процентов прироста (семь из 14 случаев) дало использование VAR.

    Любопытными оказались показатели «чистого» времени, которое в среднем в каждом матче команды тратят собственно на игру в футбол. В России-2018 сборные держали мяч в игре в среднем на минуту больше, чем в Бразилии-2014 (59 с половиной минут против 58 с половиной), при этом добавленного времени к обоим таймами стало больше в среднем на полторы минуты (6.40 против 5.20 на прошлом турнире). При этом в Бразилии практиковались «кул-брейки» в середине каждого из таймов, когда матч прерывался, чтобы футболисты могли попить воды. На турнире в России такое не практикуется — во всяком случае, пока.

    Кстати, самое большее время по ходу игр тратится, как ни странно, на вбрасывание мяча из аута (7 минут 42 секунды). На просмотр одного эпизода с помощью системы VAR требуется в среднем 80 секунд. Если арбитр сам идет «смотреть кино», это может занять до полутора минут, если же пользуется аудиоподсказкой — то чуть более пятидесяти секунд.

     

    Далее Коллина напомнил, что за 48 матчей квалификационного раунда в общей сложности зафиксировано 335 случаев, в которых могла использоваться система VAR. Сюда же входят все 122 забитых на этой стадии турнира мяча, каждый из которых подвергся проверке видеоассистентами рефери. В среднем за игру таких проверок было около семи (точный показатель — 6,9). Непосредственных случаев обращения арбитра матча к помощи VAR было 17, из них в 14 случаях главный судья лично смотрел видеоповтор спорного эпизода и еще в трех доверялся аудиоподсказке помощников из специальной комнаты с мониторами.

    Эффективность помощи видеоассистентов — 99,3 процента

    То же самое число 14 описывает число решений, которые были изменены арбитрами после использования VAR: назначены шесть пенальти, один случай изменения штрафного удара на 11-метровый, два пенальти отменены, еще два случая отмены потенциальных красных карточек, и еще два случая отмены положения вне игры при взятии ворот, а также верное установление игрока, которому должна быть показана желтая карточка.

    Три решения арбитров были подтверждены благодаря использованию системы VAR: один назначенный и два неназначенных пенальти.

    — 335 проверенных случаев дают повод говорить о том, что 95 процентов принятых арбитрами решений без обращения к системе VAR были правильными, — подчеркнул Коллина. — В свою очередь, решения, принятые с помощью VAR, являются верными в 99,3 процентах случаев. Это лишний раз характеризует, с одной стороны, высокую эффективность новых технологий, с другой стороны, наличие человеческого фактора и вероятность ошибок и неточных трактовок даже при наличии группы видеопомощников. Как бы там ни было, более 99 процентов правильных решений — это очень близко к идеалу, к которому мы стремимся.

    После демонстрации ряда клипов, демонстрирующих эффективность работы системы VAR (в частности, эпизодов с отменой пенальти в матче Сенегал — Колумбия, назначения 11-метрового в поединке Нигерия — Исландия и отменой офсайда с последующим засчитанным голом во встрече Корея — Германия) Пьерлуиджи Коллина напомнил, что арбитр в поле остается боссом, главны начальником, на котором лежит вся ответственность за принятие решений по ходу игры. И сейчас судьям очень сложно перестроиться, понимая, что кто-то извне может вносить коррективы в их работу. Однако весь судейский корпус ФИФА с пониманием относится к внедрению новых технологий и заслуживает благодарности за желание и умение идти в ногу со временем.

    Начавшаяся затем сессия вопросов и ответов продлилась целый час. Разумеется, в основном представителей СМИ интересовали многие нюансы использования системы VAR. В частности, прозвучало предложение «вывести» переговоры между арбитром в поле и видеопомощниками в общий доступ, в прямой эфир прямо по ходу матча, чтобы телезрителям была понятна кухня принятия судейских решений.

    — Прежде чем начать бегать, нужно научиться ходить, — философски ответил Коллина. — Я не могу прогнозировать будущее. Наверное, следует всем вместе подумать, как это можно реализовать в будущем. Но пока, думаю, рановато об этом говорить. Но соглашусь, что было бы интересно слышать все переговоры судей и видеоассистентов.

    Кто в этом мире идеален?

    Кстати, примерно так же Коллина ответил на вопрос-предложение о том, чтобы каждая из команд по ходу матча имела хотя бы по одной возможности сделать запрос на просмотр видеоповтора, как это делается в теннисе, хоккее или волейболе.

    Где грань для использования системы VAR? Такой вопрос тоже прозвучал на пресс-конференции, и глава судейского комитета ФИФА на конкретных примерах разъяснил, какие эпизоды находятся вне компетенции видеоассистентов (кровь на щеке Хавьера Маскерано в матче Аргентина — Нигерия), а какие могут быть оставлены полностью на усмотрение арбитра в поле (признанный легким и не требующим вмешательства судьи толчок соперника руками швейцарцем Стивеном Цубером при забитом голе в ворота бразильцев).

    — Вы думаете, на всех семинарах и занятиях у нас всегда единое мнение по разным игровым моментам? — задал Коллина встречный вопрос. — Нет, как минимум двадцать процентов судей видят ту или иную ситуацию по-своему. Нужно отдавать себе отчет, что система VAR не является и не будет главенствующей при принятии окончательного решения, она наделена вспомогательными функциями. И главной фигурой все равно остается главный судья матча.

    — Вы, журналисты, постоянно требуете от арбитров быть идеальными, — посетовал соратник Коллины по судейской профессии по работе в органах ФИФА Массимо Бузакка. — Но кто в этом мире идеален? Есть ли люди, вообще не допускающие ошибок? Вы же сами в своих статьях можете допустить опечатку. Конечно, каждый должен стремиться к идеалу, а система VAR в этом смысле может быть хорошим подспорьем.

    Коллина отметил снижение количества нарушений правил по ходу матчей предварительного этапа по сравнению с предыдущим мундиалем в Бразилии (в среднем 26 против 30 за матч), и это свидетельствует о профилактической роли VAR. Игроки, накануне турнира предупрежденные о том, что каждое их действие на поле будет находиться под пристальным перекрестным взором нескольких телекамер, семь раз отмерят, прежде чем «резать» соперника грубым фолом.

    …И немножко здорового цинизма

    Тем не менее, отнюдь не всегда на этом чемпионате мира принципы справедливой и честной игры торжествуют. Как минимум два матча (Дания — Франция и Япония — Польша) вызвали резкое недовольство зрителей отсутствием спортивной борьбы в концовке, когда счет встречи устраивал обе команды. Корреспондент «Спорта День за Днем» поинтересовался у Пьерлуиджи Коллины, не считает ли он абсурдом факт выхода японской сборной из группы по дополнительным показателям фэйр-плей, если эта команда эти принципы весьма цинично нарушила. И не следует ли арбитрам таких матчей активно бороться с подобными явлениями, скажем, предъявляя желтые карточки сразу двум игрокам «катающей» мяч команды и ухудшая таким образом ее показатели фэйр-плей?

    — Мне не нравится не отвечать на вопросы, которые мне задают, — начал Коллина издалека. — И я хотел бы всегда давать ответы. Но ваш вопрос не касается судейства напрямую, он относится скорее к сфере дисциплинарных дел. Может быть, в будущем, если я окажусь на какой-то должности в дисциплинарном органе ФИФА, то смогу дать вам ответ. А пока я занимаюсь судейством, и то, о чем вы говорите, не является моей сферой деятельности.

    Решивший дополнить ответ коллеги глава департамента технологий и инноваций ФИФА Йоханнес Хольцмюллер добавил брифингу того самого здорового цинизма, который, как утверждал Остап Бендер, очень нравится людям:

    — Польше в этом матче ничего не было нужно, но, тем не менее, она добилась победы. А игроки японской сборной, возможно, очень устали в концовке встречи, или, может быть, это была какая-то особая тактика. Что касается матча Франция — Дания, он был весьма жестким с самого начала. Обе команды стремились много играть в атаке, но у них не получилось забить.

    Ближе к завершению брифинга, когда у спикеров явно накопилась усталость от длительных спичей, в их ответах стала проскакивать некоторая раздраженность. Например, Коллина огрызнулся в ответ на вопрос, почему арбитры вопреки анонсированной накануне турнира резкой реакции достаточно вяло реагируют на попытки футболистов характерным жестом подтолкнуть их к просмотру видеоповтора и не показывают «советчикам» обещанные желтые карточки.

    — А почему это вас так интересует? — пробуравил репортера взглядом Коллина. — В регламенте не прописано, что арбитр обязательно должен выносить предупреждение футболисту за «рисование прямоугольника» в воздухе. Мы говорили, что реагировать следует только в том случае, если футболист делает это в агрессивной, нахальной форме, оказывая серьезное давление на судью.

    Когда коллега из Грузии захотел заглянуть в завтрашний день и спросил, нет ли у руководителей судейского комитета шорт-листа вероятных арбитров для работы на финальном матче чемпионата мира, Коллина брызнул сарказмом:

    — Замечательный вопрос! Как только мы примем это решение, я вам позвоню, держите свой телефон включенным.

    Москва

    Использованы фото: РИА «Новости»; Goal.com


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»