• Команда

    23.09.06 15:58

    Команда - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Короля играет свита. Нигде, ни в каком другом виде спорта эта присказка не воспринимается так буквально, как в шахматах. Только шахматный король зачастую играет в точности то, что советуют его приближенные. Нота в ноту, ход в ход. Выиграет – королю почет и слава. Проиграет – головы свиты на плаху. Не король виноват – они виноваты.

    В Элисту приехали два Короля. Почему так случилось – отдельный разговор. О них самих – Крамнике и Топалове – тоже отдельный разговор. Еще сто раз успеем наговориться. А пока поговорим о свите. Впрочем, свита – обидное слово. В шахматном мире принято изъясняться высоким слогом – Команда. Вот так, с большой буквы. Команда состоит из секундантов (то есть чисто шахматных помощников) и… не только. Состоит она из службы охраны, а также менеджера, личного повара, физиотерапевта, психолога и прочих, еще более удаленных от шахмат материй… Вплоть до колдуна – говорят, в Команде Топалова есть и такой.

    В Команде Крамника такого нет. Колдовать над доской призваны секунданты.

    И первый секундант – гроссмейстер Сергей Рублевский. Действующий чемпион России, между прочим. То есть шахматист огромной практической силы. Но думается, взят был Рублевский в Команду не только и не столько за это. Нет, тут дело другое.

    Есть люди остроумные, а есть – истинно веселые. И это далеко не одно и тоже. Профессиональный сатирик в кругу своих домашних может быть мрачным нелюдимым типом, в то время как истинно веселый человек шутит просто так, без затей, что называется, по настроению. Рублевский – из этой редкой породы людей.

    В одном лице он «люстра Чижевского» и Юрий Никулин (для молодой аудитории – Трахтенберг, если угодно). А лицо у него – круглое и доброе. Он ионизирует воздух вокруг себя, он травит анекдоты и сам же первый над ними смеется, он любую бытовую неурядицу способен обратить в забавное недоразумение. В дни побед такой человек нужен, чтобы сбить пафос момента, опустить «шефа» с небес на землю. В дни поражений он тем более незаменим. Когда носы у всей Команды будут книзу, Рублевский скажет или сделает нечто такое, отчего все улыбнутся… усмехнутся… переглянутся… расправят плечи и вернутся к повседневной работе.

    У Сергея в этом году родился сын – первенец. Сергей за последнее время выиграл несколько турниров с очень весомым призовым фондом. Он прочно стоит на ногах, и его природный оптимизм зиждется на здоровом прагматизме. В Элисте, говоря циничным языком, от него требуется исполнить ту роль, которая называется «душа Команды». Не шут гороховый, а именно душа. Сыграть эту роль «на заказ», без фальши, очень трудно.

     

    Должен справиться.

    Номер два в Команде Крамника – Александр Мотылев. И вновь безупречный выбор. Человеческие качества Саши – выше всяких похвал. Эталонный, плакатный юноша-гроссмейстер. Неудивительно, что Мотылеву, несмотря на его молодость, доверили пост капитана мужской сборной на последней шахматной Олимпиаде в Турине. Были кандидатуры постарше, были и поопытнее. Человечнее – не было.

    Шахматные болельщики со стажем помнят, какие скандалы, внутренние распри сотрясали победную в общем-то Команду Каспарова в дни его матчей за мировую шахматную корону с Карповым в 80-е годы. В измене подозревали то одного секунданта, то другого… в конце, кажется, начали подозревать уже всех подряд. В случае с Мотылевым всякие черные мысли исключаются раз и навсегда. Этот парень из тех, кто отдаст последний сухарь, уступит последний глоток из флаги. Шахматный мир – мир клинически подозрительных людей. Но в этом мире еще никто не сказал ни единого худого слова в адрес Саши.

    Мотылев – плечо Команды. Ее совесть на случай, не приведи господь, внутренних разборок. Возможно – и ее пресс-атташе. По крайней мере, мне бы очень этого хотелось.

    Наконец, секундант №3 – по шахматной силе, но отнюдь не по значению. Испанец Мигель Ильескас. И этот выбор следует признать удачным. Во-первых, Ильескас был в Команде Крамника на победном для Владимира матче с Каспаровым. Все знают, сколь суеверны шахматные профессионалы. Одержав важную для себя победу, они с маниакальной точностью стремятся удержать и максимально подробно воспроизвести те, победные ощущения. Надевают «выигрывающий костюм», пусть он даже нуждается в чистке, идут на партию «выигрывающим маршрутом», пусть даже тот вдвое длиннее обычного. Записывают ходы «выигрывающей» ручкой… Список ритуалов можно множить до бесконечности. И касается он не только вещей, но и людей.

    С момента победы над Каспаровым минуло шесть лет. Не то, чтобы Крамник решил «надеть» на себя «выигрывающего Ильескаса». Разумеется, нет, не стоит понимать так буквально. Но то, что, глядя на Ильескаса, Крамник краешком своего подсознания будет вновь и вновь вызывать приятные для себя воспоминания – бесспорно. Ибо, как ни крути, а Крамник – единственный, кто обыграл в матче Каспарова.

    Кроме того, нельзя не учитывать вот какой фактор. Опыт матчевой борьбы показывает, что в Команде непременно должен быть «разводящий» – поживший уже человек, который должен как бы немножко возвышаться над полем боя. Чапай, одним словом.

    Такого человека необязательно искать среди самых элитных гроссмейстеров. Отнюдь нет. Опять-таки обращаясь к шахматным болельщикам со стажем, напомню, каким колоссальным «дядькой Савельичем» был для молодого Карпова Семен Фурман – шахматист сильный, но ни в коем случае не топ-класса. Однако же когда Фурман умер, и на помощь Карпову были рекрутированы выдающиеся отечественные гроссмейстеры – Таль, Полугаевский и т.д., – все вместе они не смогли в должной степени заменить одного Фурмана.

    Неправильно и крайне невыгодно для дела, если разводящим будет сам Крамник. Не царское это занятие – следить, кто где куда и зачем. Задача Крамника – хорошо играть, задача Рублевского и Мотылева (гроссмейстеров, безусловно, топ-уровня) – найти для Крамника благоприятные шахматные варианты. Но направлять поиск, детализировать его, а если надо – и погонять «молодняк» – должен кто-то еще. Ильескас в этом смысле очень симпатичная кандидатура.

    Издалека выбор Крамника кажется практически идеальным. Рублевский, Мотылев, Ильескас – в этой Команде есть мозги, есть душа, есть даже победные традиции. Но… как говорят в народе: «Все красиво на бумаге, да забыли про овраги». Если этот состав Команды сочинит для Крамника победную песню и тот, не сфальшивя, ее исполнит – отлично. Но что будет с крепким на вид коллективом после первой неудачи? Или – о, ужас! – второй? Предугадать этого нельзя. Весь коллектив, от повара до уборщицы, может сработать на отлично – а «шеф» не потянет... Что тогда?

    Ждать осталось совсем недолго. Посмотрим…


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»