• Композитор, влюбленный… в футбол

    Специальный проект «Спорта День за Днем»

    08.02.16 23:15

    Композитор, влюбленный… в футбол - фото

    На севере Петербурга, там, где расположены улицы Шостаковича, Композиторов, Прокофьева, проспект Просвещения, названия которых ласкают слух, легко можно проложить маршрут для пробежек на свежем воздухе. Или для прогулок. Кому что нравится — и то и то полезно. А занимаясь спортом или здоровьем, что порой одно и то же, можно заодно изучить и местные досто­примечательности. Например — памятник знаменитому композитору Дмитрию Шостаковичу, расположенный на пересечении проспекта Энгельса и улицы, названной именем автора знаменитой Седьмой симфонии. Тут же, через дорогу, — музыкальный фонтан «Времена года».

    Посадить можно даже памятник

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович, 110 лет со дня рождения которого отметим в сентябре, — великий советский композитор, педагог, профессор, один из гениев музыки ХХ века, автор 15 симфоний, шести концертов, трех опер и трех балетов. Возможно, памятник этому человеку можно было установить и в более известном месте города. Эта идея, если она есть, ждет своего воплощения. Потому что Дмитрий Шостакович наряду с другими деятелями культуры и искусства — такими как Петр Чайковский, Анна Ахматова, Александр Блок, Николай Гумилев, Дмитрий Лихачев, — безусловно, один из символов Петербурга.

    Но и на том, как говорится, спасибо. Хотя и с установкой этой скульп­туры возникли сложности. Количество коммуникаций под землей на ограниченном участке площади вынудило отказаться от изображения композитора во весь рост. В итоге Шостакович сидит среди партитур, как задумывалось, в момент сочинения знаменитой Седьмой, «Ленинградской» симфонии, которая была написана в 1941 году и исполнена чуть позже в Филармонии, когда город уже был взят в кольцо блокады. Сейчас, как известно, Филармония носит имя Дмитрия Шостаковича. Если возвращаться к памятнику, созданному скульптором Константином Гарапачом, то был момент, когда сотрудники Градостроительного совета Петербурга уже готовы были зарубить идею изваяния, так как композитор в своих очочках, сосредоточенный и внимательный, был похож на «библиотекаря». К тому же смущало наличие по соседству торгово-развлекательного комплекса «Гранд Каньон». Но в итоге все сложности были преодолены, и памятник открылся осенью 2009 года в присутствии внуков и сына композитора — Максима. Из колонок, расположенных неподалеку, то и дело звучат произведения Шостаковича, что создает в этом месте необыкновенную атмосферу, заставляющую людей остановиться и прислушаться.

     

    Композиция музыкального характера и напротив, буквально через дорогу. Так называемый музыкальный фонтан. Четыре древнегреческие нимфы, расположенные на гранитных столбах, олицетворяют времена года и исполняют на музыкальных инструментах «мелодии богов». Мало того, что сами по себе скульптуры очень красивые, так еще и в теплое время года тут бьют фонтаны. Даже если думаешь о секундах и физической форме, когда пробегаешь или проезжаешь мимо на велосипеде, поневоле проникнешься духом искусства и культуры.

    Журналист, судья, статистик

    А теперь — момент, заинтересующий, безусловно, любителей спорта. Знаете ли вы, что Дмитрий Шостакович, помимо того что был выдающимся композитором, страстно любил футбол? Болел за ленинградские команды «Динамо», «Зенит». Его появление на стадионе, в очках, интеллигентном пальтишке, с портфелем, вызывало удивление окружающих. Хотя в первой половине прошлого века на футбол ходила самая разная публика — не то что сейчас. Стадион был местом общения, а не вражды. Рассказывают, однажды к Шостаковичу, сидевшему на трибуне, подошли мужички в надежде на то, что он им составит компанию «по употреблению», — тогда это было можно. Они спросили, кто ты, мол, товарищ, по профессии. Шостакович признался: композитор. Болельщики обиделись: не хочешь — не говори. Какие высокодуховные разговоры велись на трибунах!..

    Шостакович был не просто болельщиком — любил футбол до фанатизма. Этот вид спорта был для него отдушиной, возможностью отдохнуть от работы и выплеснуть эмоции. Не забудем, в какое время жил Дмитрий Дмитриевич. Сталинская эпоха. И хотя он был лауреатом пяти премий великого кормчего, и на него порой обрушивались гонения, к счастью, творческого характера. Оперу «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова разгромили в центральной печати, разместив статью под названием «Сумбур вместо музыки». Причем на второй год ее существования. Может, автор статьи тоже решил «употребить»? И Шостаковичу приписывают фразу, которую он якобы произнес, имея в виду футбольную арену: «Стадион — единственное место в Союзе, где можно кричать не только за, но и против».

    Композитору были близки рыцарские качества, присущие футболистам того времени, задача которых сводилась, по существу, к тому, чтобы совершить нехитрое действие — отправить мяч в ворота. И к этим самым футболистам он относился с пиететом. Однажды, уже будучи знаменитым, когда супруги не было дома, даже пригласил игроков «Зенита» домой на обед. И угощал их чем только мог, выказав себя хлебосольным хозяином. Те удивлялись такой чести, просили Шостаковича для порядка исполнить что-нибудь на рояле из своих сочинений, что и было сделано.

    Композитор, оставивший большое наследие потомкам, был не только болельщиком, но и немного статистиком, немного журналистом, немного судьей — вот какой страстью пылал к футболу! Записывал результаты матчей и положение команд в турнирной таблице в тетрадку, которую называл «гроссбухом». Сам судил футбольные игры, для чего до войны закончил курсы арбитров. Публиковал статьи на футбольную тему в крупнейших спортивных газетах страны. Причем статистиком Дмитрий Дмитриевич был таким дотошным, что однажды послал в развернутой форме замечания к статье Константина Есенина, сына поэта Сергея Есенина и актрисы Зинаиды Райх, настоящего гуру футбольной статистики того времени. Есенин, не разобрав почерка приславшего письмо, решил связаться с ним по телефону. И, когда позвонил, не скрывая своего раздражения, спросил: здесь, мол, проживает старичок, интересующийся футболом? Когда он узнал, что фамилия старичка Шостакович, чуть не упал.

    В творчестве Дмитрия Дмитриевича футбол, конечно, тоже оставил след. В 1930 году он написал музыку к балету «Золотой век». В основе сюжета — приключения советской футбольной команды, выехавшей за границу, где она провела матч с представителями капиталистического Запада, что нашло отражение в разных жанрах музыки, которые противопоставлены друг другу. Шостакович был не против написать что-то вроде гимна, посвященного футболу, но его опередил в 1938 году Матвей Блантер, другой композитор. Дмитрий Дмитриевич порадовался успеху коллеги.

    Занимайтесь спортом и обязательно доберитесь до памятника Шостаковичу, человеку, который был влюблен в музыку и футбол. Может, и вас посетит тут муза…


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»