-
Кому – смысл жизни, кому – ночной горшок
10.07.11 16:39
«Спорт день за днем» предвкушает очередные приключения Кубка Стэнли. Этим летом с трофеем будут развлекаться игроки «Бостон Брюинз».
Boston Bruins – так в далеком 1972 году, когда хоккейные «мишки» в последний раз перед 39-летним перерывом взяли Кубок Стэнли, выгравировали на трофее название команды. Сплошь брутальные согласные для одной из самых жестких команд того времени, первую скрипку в которой играл Фил Эспозито, отчасти характеризовали игровой стиль «косолапых». Долгие четыре десятка лет «Брюинз» стремились устранить эту орфографическую несправедливость. Ведь за 119 лет существования чаши лишь раз, в 1996 году, неверно выбитое на ней слово было исправлено: фамилия обладателя Кубка Стэнли в составе «Колорадо» Адама Дэдмарша (Deadmarsh) была первоначально указана как Deadmarch – похоронный марш. Все остальные ляпы, коих за более чем вековую историю набралось немало, находятся под защитой хранителей трофея. Тех самых, которые в скором времени вновь будут сопровождать его по родным городам хоккеистов-победителей.
Если бы Кубок Стэнли был человеком, он, как боящийся «насяльника» Равшан, наверняка дрожал бы от ощущения приближающегося лета. Достигшие заветной цели хоккеисты, целый сезон держащие себя в узде, очную встречу с трофеем, которая, согласно канонам НХЛ, длится ровно сутки, отмечают с размахом. Крайним зачастую оказывается сам кубок…
Нелегко ему было с самого детства. Уже тогда, на заре ХХ века, появилась традиция вписывать свои имена. Правда, тогда след в истории победители оставляли по принципу «здесь был Вася» – выцарапывали имена кто ножом, кто шилом. Круговые металлические кольца появились много позже, в 1930 году, когда на кубке уже не оставалось живого места.
Если бы 120-летний трофей разместил бы на себе имена всех своих обладателей, даже двухметровый гигант Здено Хара с трудом бы удержал его в руках – кубок был бы гораздо выше, чем его нынешние 90 сантиметров. В 1991 году, когда на обручах не осталось места для имен, их сняли и поместили в Зал славы, заменив на новые. Потеряли за все время лишь одну пластину: ту, на которой указаны игроки, вы-игравшие в сезоне-1928/29. Это был все тот же «Бостон Брюинз»…
«Мишки», несмотря на неук-люжее название, в пять предыдущих периодов обладания обращались с посудой грациозно. Чудили в основном игроки канадских команд. И если у Кубка Стэнли есть душа, в ее глубине он наверняка болел в минувшем финале за американцев.
В 1906 году хоккеисты «Монреаль Марунз» забыли совсем еще юный трофей в фотоателье. Он так бы и прожил свой век в качестве вазы для цветов, под которую его приспособил владелец заведения. Но хмелю свойственно испаряться, и когда сие произошло, игроки наперегонки ринулись возвращать то, за что боролись целый сезон. В начале 20-х команда «Оттава Сенаторз», наотмечавшаяся во всех барах вдоль канала Ридо, незаметно для себя спустила трофей в сточную канаву. А игрокам «Эдмонтона» хватило и одного бара, у дверей которого они, будучи, естественно, по-спортивному трезвыми, забыли завоеванную тару. Много позже, в 1987 году, новое поколение «нефтяников» прихватило Кубок Стэнли в стриптиз-бар. По свидетельствам очевидцев, во время страстного танца вокруг шеста голубоглазой брюнетки его пластины слегка шевелились…
Совокупность подобных случаев и послужила толчком к тому, что в 1995 году у Кубка Стэнли появился хранитель. Им стал Патрик Планкетт, полицейский по профессии, хоккеист в душе. Впрочем, он ответственен за копию Кубка. Оригинал современного, отлитого в 1958 году трофея с 1969-го безвылазно находится в Зале хоккейной славы НХЛ. «Брата-близнеца» в 1964 году ему изготовил ювелир Карл Петерсен. В дальнейшем лига не раз хвалила себя за это решение.
За два года до этого отчаявшийся фанат «Монреаля» во время финала между «Торонто» и «Чикаго» едва не увел реликвию из-под носа у оторопевших от такой наглости полицейских. Пробравшись на стадион «Блэкхокс», он разбил стекло, за которым стоял кубок, врученный чикагцам за победу в сезоне-1960/61, и, засунув его под мышку, направился к выходу. Когда его все же остановили, он, почти рыдая, произнес: «Я восстанавливаю справедливость – возвращаю трофей клубу, которому он принадлежит по-настоящему» (с 1956-го по 1960 год «Монреаль Канадиенз» становился чемпионом пять раз подряд).
Кубку Гагарина в плане фанатичного желания хоккеистов овладеть им до Кубка Стэнли далеко. Жизнь у нашего трофея спокойнее, зато у тамошнего – разнообразнее. Детище генерал-губернатора Канады успело побывать и в сауне, и на рыбалке, и в кинотеатре. Естественно, что предложение «попариться» последовало от Йере Лехтинена. Кто еще мог придумать такое, если не финн, ставший чемпионом с «Далласом» на исходе прошлого века? Уединение с удочкой в руках выбрал грозный подмосковный тафгай, а в 1996 году игрок «Колорадо», Крис Саймон. А насладиться «важнейшим из искусств» предложил голкипер «Нью-Джерси» Мартин Бродо, который, приобняв спутника за «талию», смотрел на экран, поедая попкорн из серебряной чаши.
Более интимную обстановку в 1980-м предпочел Брайан Троттье из «Айлендерс». Он положил Кубок к себе в кровать, и так под одним одеялом провел с ним ночь.
– Я просто хотел проснуться и увидеть его рядом, – отвечал наутро Троттье на расспросы подозревавших неладное журналистов.
Еще один «островитянин» отличился через два года. Кларк Гиллис накормил из чаши любимого барбоса. Из той самой чаши, в которой в 1996 году Сильвен Лефевр крестил свою дочь. Знал ли тогда канадец, что за несколько лет до того хоккеист, чье имя до сих пор держится в строжайшем секрете, проснувшись посреди ночи, и одолеваемый похмельной ленью, выбрал самый короткий путь к облегчению – в чашу. Возможно, именно эта байка вдохновила авторов «Симпсонов» на сюжет одной из серий, где клоун Красти без зазрения совести в прайм-тайм откровенно блюет туда, откуда хоккеисты обычно пьют шампанское.
В России Кубок Стэнли впервые оказался 16 августа 1997 года. Легендарная русская пятерка «Детройта» в составе Вячеслава Фетисова, Игоря Ларионова и Вячеслава Козлова, но без Сергея Федорова и попавшего в страшную аварию Владимира Константинова, представила заморский трофей на Красной Площади, а затем увезла в Воскресенск, город, где Ларионов с Козловым получали хоккейное образование. Исторический прорыв мог случиться еще в 1994 году, когда российская четверка «рейнджеров» – Алексей Ковалев, Сергей Зубов, Александр Карповцев и Сергей Немчинов – стала первыми российскими полноправными обладателями Кубка. Но в ту пору вывозить североамериканское диво за пределы континента не позволяли законы НХЛ. Прошли годы, изменились нравы, но остался «Детройт», благодаря которому, а конкретно силами нападающего Павла Дацюка, икона заморского хоккея впервые пересекла границы Азии. В 2002 году свердловчанин привез Кубок Стэнли в родной Екатеринбург.
В этом, как и в прошлом году, Россия Кубка Стэнли не увидит. Единственный «медведь» с паспортом с двуглавым орлом Антон Худобин находился в «берлоге» в качестве третьего вратаря, не сыграв ни в плей-офф, ни в регулярке за «Бостон» ни одной минуты. Впрочем, нет худа без добра. Почувствовавшему вкус больших побед магнитогорцу теперь будет к чему стремиться, дабы вновь прочувствовать те же ощущения, только уже в шкуре Тима Томаса…
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»