-
Конец эпохи
Дневник репортера15.09.10 02:43
Ослабленная сборная России на мундобаскете в очередной раз прыгнула выше головы, но к литовскому ЧЕ-2011 ее, скорее всего, будет готовить уже другой наставник. На фоне потери Дэвида Блатта все приобретения турецкой кампании стремительно теряют в весе.
В смешанной зоне работается по-разному. Когда туда приходят такие люди, как Кевин Дюрэнт или Луис Скола, то каждое их слово ловит рой диктофонов, а образуемый журналистами полукруг (если бы не металлическая перегородка, он тут же стал бы плотным кольцом) напоминает основание людских «пирамид», которые так любят «возводить» каталонские кастельерс.
За две недели турнира единственная стычка (не считая сербо-турецкой перепалки на трибуне перед полуфиналом и последующего ухода двух фанатов Теодосича & Co. под конвоем секьюрити) на моих глазах случилась как раз в «миксте»: очередной приход туда «инопланетянина» Дюрэнта вынудил поспорить за место под солнцем одного телеоператора и завоевавшего чуть ранее «поул позишн» пишущего журналиста из Аргентины. Мелкие толчки плавно перешли в нечто большее и в момент, когда в сторону аргентинца полетел неплохой хук свободной левой, в конфликт в буквальном смысле этого слова встрял здоровенный турецкий охранник, могучей грудью принявший удар на себя. Драчунов развели, а флегматичный Дюрэнт и бровью не повел.
Зато ранним субботним вечером в преддверии первого полуфинала трудиться здесь очень комфортно. Официальные послематчевые пресс-конференции для игр за пятое-восьмое места организаторы отменили, и общение целиком и полностью проходит в полупустом «миксте». Вот идет, качая головой, наставник Словении Меми Бечирович, видно, не понимая такого провала своих подопечных в концовке только что закончившейся игры с Россией. Эти думы, видимо, одолевают его настолько, что он забывает остановиться, и, уже покинув смешанную зону, возвращается обратно и обстоятельно отвечает на вопросы журналистов минут двадцать.
А вот и Горан Драгич с Боштяном Нахбаром — звезды НБА-калибра, в этот момент больше напоминающие школьников (рюкзачки на спинах только усиливают этот образ), наказанных за курение в туалете. На вопросы соотечественников, что же все-таки случилось на площадке, тандем лидеров пожимает плечами и ведет вверх бровями, будто признаваясь: «Да мы и сами не поняли!». А случилось вот что: российская сборная, на этот раз отпахавшая на площадке второй матч кряду уже и без Саши Кауна, в эндшпиле решила громко хлопнуть дверью и выцарапала-таки победу, шестую в девяти играх.
***
И пока Драгич с Нахбаром уходят, одному участнику этого матча никак не удается вырваться из плотных тисков журналистов. Дэвид Блатт и после тяжелейших поражений находит в себе силы выйти к прессе, а уж в момент, когда подопечные волевой победой символично благодарят его за пять лет совместной работы, которая, похоже, подошла к концу, — тем более.
«Для нас турнир получился очень успешным: шесть побед в девяти играх, добытых с составом, в котором не было трех лучших игроков российского баскетбола, — рассказывает Блатт. — Если в будущем те ребята решат помочь сборной и вернуться, то их будет ждать практически готовая команда. В обойме сборной сегодня есть 9–10 игроков, которые при наличии необходимого опыта могут играть на высоком уровне, и если возвращение тех, о ком я сказал чуть раньше, когда-то состоится, то у российской сборной будет огромный потенциал».
Если кто-то и подумает принизить результат россиян в Турции, пусть сначала оглянется назад и подумает дважды. За 19 лет российской независимости в активе сборной значатся два серебра мировых чемпионатов, добытые последним поколением советской школы баскетбола, 10-е место на ЧМ-2002 и позорный пропуск мундобаскета четырехлетней давности в Японии.
На смотр лучших команд планеты Блатт отправился без MVP Евробаскета-2007, которому сегодня всего 29, и основного плеймейкера, вошедшего этой весной в десятку лучших баскетболистов десятилетия по версии Евролиги. По ходу турнира стало ясно, что израильтянин также не сможет рассчитывать на лидера команды Виктора Хряпу, а ближе к его концу — что утешительные матчи против Аргентины и Словении пропустит из-за травмы ее второй снайпер Саша Каун.
***
Этот результат — не подвиг, но очередной прыжок выше головы. Единственный настоящий провал за весь турнир — последние минуты победного матча с Кот-д’Ивуаром, за которые команде потом досталось так, будто она, подобно грекам, сдала игру, а не обыграла неуступчивого соперника. Кто думает, что пуэрториканцы во главе с Хосе Бареа исполняли здесь роль пушечного мяса, тот ничего не понимает в баскетболе. Одну из своих лучших игр сборная показала против Китая, чьи мобильные снайперы с дуги и пара «больших» Жи Жи — Дзяньлянь здесь каждого заставили отпахать от звнка до звонка на свои два очка.
Даже из плохо срежиссированного греками фарса Блатт извлек пользу, бросив в бой резервистов, ставших в итоге чуток матерее за эти 40 минут. Да, выход на Новую Зеландию стал подарком судьбы, зато нейтрализацию Кирка Пенни за счет агрессивной защиты уже не спишешь на проделки Казлаускаса и чудо-бросок Аберкомби. Напоследок невероятный comeback против пестрящей громкими фамилиями Словении увидели полтора десятка самых верных фанатов, провожавших команду с площадки аплодисментами стоя. Болельщика не обманешь, он чует фальшь за километр, а в ребятах, сражавшихся в Турции, ее не было ни грамма.
***
Команда Блатта проиграла трижды: чемпиону, финалисту и аргентинской сборной, привезшей в Турцию четверых олимпийских чемпионов Афин и подарившей мундобаскету лучшего снайпера (Луис Скола) и лучшего ассистента (Пабло Приджиони).
Ураганное нападение Турции здесь пока никто не смог остановить на 65 очках. Россия — смогла, да не сдюжила под чужим кольцом. Скромный атакующий арсенал, как мы и опасались перед началом турнира, не позволил ей рассчитывать на большее. Вопреки этому подопечные Блатта почти три четверти сражались на равных с американцами, не имея в своих рядах даже приблизительно столь мощной «пушки», как Кевин Дюрэнт.
«Если бы я не выпустил с первых минут Быкова с Понкрашовым вместе — они убили бы нас уже в первой четверти», — скажет после встречи Блатт. Вместо этого получились достойные «минус 10», оставшиеся мечтой даже для сражавшихся с США не на жизнь, а на смерть литовцев.
Наконец, Аргентина. Применительно к паре своих центровых Блатт в общении с четвертой властью в Анкаре и Стамбуле часто вспоминал «двуглавого монстра» и цитировал миф о Лернейской гидре. Мозгов с Кауном (при колоссальной помощи Воронцевича) перепрыгали и самих американцев, но перед встречей с «гаучос» роль Геракла, отрезавшего голову гидре, исполнила вновь напомнившая о себе старая травма колена Саши.
«У нас просто кончился бензин, мы остались без игроков — объяснял после встречи Блатт. — Минус 12 — счет не по игре, но аргентинцы в концовке показали, что умеют использовать преимущество в росте, мы же заканчивали матч, по сути, “маленькой” пятеркой».
***
Явив баскетбольному миру Воронцевича, Воронова и Хвостова, а также одну из лучших защит на чемпионате, Блатт покидает свой пост со смешанными чувствами. Его фраза об огромном потенциале команды при условии возвращения в нее трех лидеров — только вершина айсберга глубокой личной фрустрации специалиста, который знает, как побеждать, но уже устал получать отказы тех, с кем можно это делать.
«Расскажу ли я когда-нибудь об истинных причинах своего ухода? Думаю, да, но не обо всем, — делится Блатт на прощание. — Почему? Да потому, что это не будет в лучших интересах сборной команды. Но зато могу обещать, что, когда приму окончательное решение насчет своего будущего, люди, которые должны знать, в чем дело, об этом узнают».
***
У тренера сборной Турции Богдана Таневича в начале года врачи обнаружили рак прямой кишки. С тех пор несгибаемый Боша прошел семь курсов химиотерапии, а по окончании чемпионата его ждет последний, восьмой.
«Когда выяснилось, что болен, врачи сказали мне: “Считай, что у тебя четыре фола, играешь в гостях, а судьи уж очень свистят в сторону хозяев площадки”, — находит в себе силы шутить Таневич. Невзирая на болезнь, этот храбрый человек вернулся к любимому делу. Об его фирменную зонную защиту 2–1–2 с мощным центровым в роли «якорной» единички разбивались здесь, словно волны, одно нападение за другим. В субботу на эти рифы трагически налетела и молодая сборная Сербии, ставшая здесь украшением турнира. Чем закончилось сражение хозяев за золото с американцами, вы, в отличие от меня, уже знаете.
«Я не зря вернулся: увидеть эти счастливые лица вокруг — уже праздник!» — говорил Таневич после победы над греками в Анкаре. Как бы ни сложился финал, фамилию этого человека здесь уже никогда не забудут. Действительно, он вернулся не зря.
Стамбул
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»