• Конфликт интересов

    20.02.11 16:59

    Конфликт интересов - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Ассоциация европейских клубов (ECA) выступила с жесткой критикой в адрес ФИФА, обвинив международную федерацию футбола в попытках монополизировать право на принятие жизненно важных решений. На традиционной ассамблее в Женеве президент ЕСА, известный в прошлом немецкий игрок Карл-Хайнц Румменигге заявил, что ФИФА все чаще «демонстрирует нарушение норм демократичности и прозрачности, к соблюдению которых она сама постоянно и призывает». По словам Румменигге, время монополии ФИФА прошло, и сегодня она не имеет права не только не считаться с мнением клубов, но и брать на себя единоличное принятие решений без каких-либо консультаций со всеми заинтересованными сторонами.

    Это зявление Карла-Хайнца Румменигге в адрес ФИФА стало самым жестким со стороны ЕСА с момента создания этой ассоциации три года назад – 15 февраля 2008-го. Особую критику клубов вызвало намерение ФИФА в период 2011–2014 годов зарезервировать восемь новых дат для игр национальных сборных, а также идея о проведении чемпионата мира – 2022 в Катаре зимой, то есть в разгар национальных чемпионатов. Судя по комментариям руководителей самых богатых и титулованных клубов Европы, прозвучавшим в зарубежных СМИ, ассоциация готова в случае дальнейшего узурпирования власти со стороны ФИФА объявить ей что-то вроде «холодной войны». Тем более что на первых ролях в ЕСА сейчас по-прежнему выступают многие персонажи, постоянно конфликтовавшие с международными футбольными инстанциями, будучи еще членами небезызвестной группы G-14.

    Несколько лет назад руководители ФИФА и УЕФА уже едва не проспали революцию, грозившую расколом в мировом футболе, и только ряд срочных мер в какой-то степени снял эту угрозу. В организационном плане вместо G-14 создали новую ассоциацию, объединяющую сейчас 197 европейских клубов. В финансовом – реформировали Лигу чемпионов, где как раз и сосредоточены основные коммерческие интересы ведущих клубов континента, резко увеличили призовой фонд турнира.

    Однако в последнее время конфликт, который уместнее диагностировать не иначе как «болезнь власти», дает знать о себе все чаще. ФИФА как хранитель порядка в мировом футболе, как федерация национальных ассоциаций устами президента Зеппа Блаттера предупреждает о чрезмерной усталости игроков, призываемых в сборные. Он предлагает национальным лигам не раздувать, а сокращать количество клубов, играющих в элитных дивизионах. «20 команд – это ненормальное явление. Оптимальное количество – 16», – считает Блаттер. Карл-Хайнц Румменигге как руководитель ассоциации клубов в ответ заявляет о перегруженном календаре для сборных, указывая, в частности, на бессмысленность некоторых дат, зарезервированных ФИФА. Особенно серьезную критику вызвало проведение матчей, состоявшихся несколько дней назад – 9 февраля. «Посмотрите, защитник сборной Германии Филипп Лам только в 2010 году провел 83 официальных матча!» – возмущается Румменигге, вроде бы соглашаясь с Блаттером по проблеме чрезмерной нагрузки иг­роков, но потом делает неожиданный вывод: «Зачем сборным проводить бесконечные тесты, на которые клубы все равно любыми способами не хотят отпускать своих лидеров?!»...

     

    Понятно, что для Румменигге и ЕСА национальные чемпионаты – дело святое. В свою очередь ФИФА и УЕФА стоят не только на страже институтов национальных сборных, являющихся основой любой федерации, но и интересов все тех же клубов. Которые именно об этом время от времени почему-то и забывают.

    Михаил Гершкович, руководитель Объединения отечественных тренеров по футболу:

    – Я помню, как несколько лет назад, еще во времена союзного чемпионата, возник вопрос о том, сколько команд должно играть в высшей лиге: 16 или 18? Интересовались мнением клубных тренеров.

    Те, кто занимал первые шесть мест в таблице, говорили, что нужно 16.

    Те, кто был в конце, утверждали обратное. И понятно почему. Что же касается конфликта интересов клубов и сборных, то я хотел бы напомнить, что футбол – это единственный вид спорта, в котором существует четкая вертикаль власти. Во главе ее стоит ФИФА, которая, без сомнения, действует во благо развития футбола. Она советует, предлагает, учитывая не только сложившуюся ситуацию, но и спектр различных мнений, выпускает соответствующие документы, строго регламентирующие футбольную жизнь. И это правильно. Не думаю, что в интересах футбола стоит, как принято выражаться, «раскачивать лодку». Сейчас у ЕСА нет веских оснований быть недовольной политикой ФИФА в отношении клубного футбола.

    Незапланированные потери

    В отличие от товарищеской игры Иран – Россия, где команды бережно относились друг к другу, некоторые игроки вернулись в расположение своих клубов с серьезными травмами. Английский «Эвертон» на месяц лишился полузащитника Джека Родуэлла, растянувшего мышцы паха в игре национальной молодежки, а тонущему немецкому «Штутгарту» придется долго обходиться без защитника Артура Боки, в игре за Кот-д’Ивуар порвавшего коленные связки. Зато тренер «Ливерпуля» Кенни Далглиш, после того как в команду вернулись все сборники, вздохнул с облегчением: никто из них не получил повреждений. Находясь в хорошем расположении духа, наставник красных не поддержал коллег, резко выступающих против ненужных товарищеских матчей сборных, заявив, что они не столь вредны, как представляется. Впрочем, по мнению Далглиша, клуб которого проводил следующую игру в субботу, лишний день отдыха футболистам не помешал бы.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»