-
Константин Лобов: Молодые должны выигрывать конкуренцию у легионеров
Защитник «Зенита»-2 рассказал «Спорту День за Днем» о Петржеле, Владивостоке и дедовщине11.08.16 11:42
Защитник, поигравший с Аршавиным, Кержаковым, Денисовым и Быстровым в серебряном «Зените»-2003, перешел в команду Владислава Радимова в 2014 году, когда уже планировал вешать бутсы на гвоздь. Лобов — воспитанник колпинского футбола, закончил спортивную школу «Смена». Помимо двух лет выступлений за романтический «Зенит» Властимила Петржелы в его карьере также фигурируют «Луч-Энергия», подольский «Витязь», питерское «Динамо» и даже «Русь».
Сейчас 35-летний Лобов вместе с 38-летним Константином Зыряновым переживает вторую молодость в фарм-клубе сине-бело-голубых. Корреспондент «Спорта День за Днем» встретилась с Лобовым на базе в Удельном парке и расспросила его о зенитовском прошлом, карьере тренера и перспективах молодых игроков.
У молодежи свои темы, но пытаюсь быть в тренде
— «Зенит»-2 блестяще стартовал в ФНЛ. Признайтесь, текущее первое место стало сюрпризом?
— Естественно, мы немного удивлены. Летом у нас сильно изменился состав, поэтому не ожидали, что будем так высоко. Рады, что наша работа нашла отражение в турнирной таблице.— В прошлом сезоне «Зенит»-2 боролся за выживание, сейчас же идет в лидерах в первом дивизионе. У вас есть объяснение такому стремительному прогрессу команды?
— Прошлым летом мы тоже неплохо стартовали, лидеров обыгрывали. Подготовка ничуть не изменилась, режим тот же. Теперь нужно не допускать ошибок в середине сезона и прибавлять в каждом матче.— Почему тогда в середине прошлого сезона команда забуксовала?
— Много футболистов забирали в основу, и у нас была нехватка кадров. Из-за этого страдал тренировочный процесс. Плюс в некоторых моментах не хватило опыта. До этого мы играли в ПФЛ — это, конечно, совершенно другой мир.— Как вы отметили, летом команда существенно обновилась. Как долго шел процесс сыгрывания?
— Этот процесс происходит всегда, но, как показывают матчи, идет он у нас успешно. Новенькие сразу впитывают то, что дает тренерский штаб. Но ошибок еще много, следовательно и работы вагон. Ребятам нужно еще во многих компонентах прибавлять. Не стоит сейчас зацикливаться на хорошем старте. Главная задача нашей команды — попадание молодежи в основу, чтобы они делали это не через какие-то аренды, а напрямую. И я должен им в этом всячески помогать.— Владислав Радимов после ничьей 1:1 с московским «Динамо» сказал: «Характер ребят, которые пришли в этом году, поражает. Нам сейчас не стыдно смотреть в глаза болельщикам. Эта команда ненавидит проигрывать». Согласны с мнением главного тренера? В чем проявляется этот характер?
— Конечно, согласен. Прошло совсем мало времени с того момента, как мы собрались. На первое место сейчас выходит желание победить. У этих ребят оно просто огромное! За счет этого желания, самоотдачи и храбрости они будут и дальше прогрессировать.— Легко находите общий язык с молодыми партнерами?
— Уже третий год в «Зените-2», так что привык. Конечно, у них есть какие-то свои темы, но я пытаюсь быть в тренде (Смеется). Дискомфорта не испытываю. Мне, наоборот, очень хорошо с ребятами, чувствую себя молодым в этом коллективе.В этот же момент из раздевалки звучит популярный хит группы «Ленинград» «В Питере пить».
— Молодые игроки обращаются к вам по имени-отчеству?
— Некоторые ребята, в основном новенькие, действительно обращаются «Констанин Юрьевич». Я, конечно же, говорю, чтобы они так не делали — и мне, и им некомфортно от этого. Все-таки я не тренер, а игрок еще. Но у нас в команде есть очень воспитанные и вежливые ребята. Хотя разница у нас большая, у меня дочка возраста Леона Мусаева, нашего перспективного новичка.— Насчет полноценной тренерской карьеры еще не передумали?
— Нет. В конце года поеду учиться в высшую школу тренеров. Очень хочется остаться в футболе и передавать свои знания молодежи.— Чувствуете в себе силы самостоятельно тренировать?
— Морально готов к этому, но надо еще поучиться. Профессия тренера и футболиста — разные вещи, поэтому буду окунаться в учебу и вести тренировочный процесс уже с бровки, а не на поле. Сейчас я себя пока чувствую, как футболист.В училище по вечерам заставляли отжиматься и приседать
— Первые шаги в футболе вы делали в Колпино. В каком возрасте попали в «Смену»?
— В Колпино стадион у меня был через дорогу от дома, начал гонять мяч с друзьями. Тренер «Ижорца» Сергей Борисович Баюшев заметил меня, пригласил в команду, у меня все быстро стало получаться. Благодарен ему и президенту «Ижорца» Ильюшкину Алексею Геннадьевичу, они очень много сделали для того, чтобы я состоялся как футболист. Потом меня позвали в училище Олимпийского резерва на Хлопина, там занимался под руководством Николая Васильевича Воробьева. Тяжелый период в жизни тогда был. Тренировки каждый день, при этом играли с ребятами, которые были на два-три года старше. Было невероятно сложно, но зато я быстро прогрессировал. Через год я уже попал в юношескую сборную России и меня пригласили в «Смену».— На тренировки в училище ездили из Колпино или переехали в интернат?
— Я воспитывался бабушкой, царство ей небесное, она очень многое сделала для меня. В интернате жил мало, Колпино не так далеко от города. Каждый день с восьмого класса вставал в шесть утра и ездил сначала на электричке, потом на метро и на автобусе до училища. Ко всему привыкаешь.— Застали дедовщину?
— Поэтому и не хотел жить в училище (смеется). Просили что-то принести, вечером заставляли отжиматься и приседать. Спать, в общем, не давали. Поэтому лучше было из Колпино ездить.Уход из «Зенита» в 2004 году переживал очень тяжело
— За «Зенит»-2 вы дебютировали в 17 лет. Чем та команда отличалась от нынешней?
— Глобально ничем. В дубле игроки были помоложе, у нас — чуть постарше. Многие из того «Зенита»-2 пробились в премьер-лигу. Например, центральный защитник московского «Динамо» Дмитрий Белоруков прошел через «Зенит»-2. Сейчас главное отличие в том, что мы играем в ФНЛ. Это огромный плюс. Степень сопротивления, скорость, острота мышления здесь на порядок выше, чем во втором дивизионе. В ФНЛ ребята очень быстро прогрессируют, они на виду, значит, у них больше шансов быть замеченными другими клубами.— В составе «Зенита» вы выигрывали серебряные медали чемпионата России в 2003 году. Какова была ваша роль в той команде?
— До основы путь у меня был тернистый, пробивался туда года три-четыре. Играл в и дубле, и в «Зените-2». Какая у меня была роль в той команде? Нам, молодым, дали шанс проявить себя, мы пытались показать свой максимум. Я конкурировал с легионерами на позиции защитника, иногда даже выигрывал (улыбается). К сожалению, через год выставили на трансфер. Значит, конкуренцию не выдержал.— Сезон-2003 — лучший в карьере?
— Наверное, да. Добился максимального своего результата, поиграл с великолепными футболистами, с действующим своим тренером, Владиславом Радимовым, с Аршавиным, Кержаковым, Спиваком.— Сейчас общаетесь с ними?
— С Андреем Аршавиным периодически созваниваемся, с другими реже. Но при встрече всегда рады друг другу.— Тяжело было в 2004 году уходить из команды?
— Очень тяжело! Но судьба футболиста такова, что сегодня ты играешь, а завтра можешь уехать. Переход дался сложно, потому что переехал очень далеко, во Владивосток. Там был совершенно другой уровень и условия.Семья приезжала во Владивосток только на лето
— Как семья восприняла переезд на другой конец страны?
— Переход в «Луч Энергию» произошел так быстро, что думать особо не было времени. Просто очень хотел играть в футбол. Потом уже начались сложности. Старшая дочь как раз в школу пошла в этом время, поэтому родные только на лето приезжали ко мне. Я с командой часто бывал в Москве, там с семьей виделись. В общем вели кочевую жизнь.— Чем запомнился Дальний Восток?
— Начали сезон там не очень удачно, болельщики невзлюбили нас, московских и питерских футболистов, после игр нас нехорошими словами обзывали. Это продолжалось где-то полгода, затем мы стали чаще выигрывать, и нас приняли. Сейчас вместе с «Зенитом»-2 прилетал, так меня вспомнили. Болельщики вообще считают, что тогда у нас сильнейший состав был, мы два года и в премьер-лиге играли. Народ там очень любит футбол, так что от Дальнего Востока остались только положительные воспоминания.— Почему сейчас «Луч Энергия» играет заметно слабее, чем раньше?
— Руководство края поменялось, с финансированием стало хуже. А без должного внимания губернатора к футболу там очень сложно развивать клуб. Тогда все руководители и края, и города были заинтересованы в нашей команде.Петржела заставлял нас улыбаться
— Чем запомнился Властимил Петржела?
— Он привнес в «Зенит» европейский стиль. Мы раскрепостились, Петржела заставлял футболистов улыбаться. В раздевалке перед игрой он спрашивал, почему мы все такие хмурые ходим, призывал получать удовольствие от футбола.— На ваш взгляд, почему чешский тренер не боялся ставить в основной состав Лобова, а сейчас молодые игроки получают лишь несколько минут в концовке матчей?
— Сейчас уровень легионеров вырос, и амбиции руководства клуба стали выше. Выросла и конкуренция, сложно с именитыми иностранцами бороться за место в стартовом составе. Наши молодые ребята должны быть на голову сильнее легионеров, но это не всегда получается.— Молодые игроки из «Зенита»-2 регулярно тренируются с основной командой, летают на сборы. Со стороны видите, что ребята прибавляют, занимаясь бок о бок с Гараем, Витселем, Хави Гарсией?
— Они прибавляют и тренируясь с нами. Главное, чтобы у них в голове было понимание, что они должны не просто тренироваться, а выигрывать конкуренцию у этих легионеров.— Как вам кажется, у них есть это понимание?
— Сейчас у большинства оно появилось, они поняли, что не нужно смотреть в рот звездам, а надо стараться конкурировать. И я уверен, что это реально!— Во второй половине прошлого сезона за «Зенит»-2 выступал Вукашин Йованович. Сможет ли серб вырасти в защитника экстра-класса?
— По играм за «Зенит»-2 он доказал, что потенциал у него есть, но чтобы дорасти до защитника мирового уровня, работать еще надо очень много. Первые матчи уже показали, что пока Вукашин проигрывает конкуренцию Нету и Гараю.В загульных командах не играл
— У вас в карьере был опыт выступления за любительский клуб. Расскажите, что за проект был «Русь»?
— В 2010 году после игры в питерском «Динамо» принял решение о завершении карьеры и начал тренировать в Колпино деток. Друзья, как раз возглавлявшие клуб «Русь», позвали в команду. Проект задумывался как очень амбициозный. Я проникся и решил попробовать. Как часто это бывает у нас, что-то не пошло, финансирование прекратилось, и команда распалась.— О каких задачах изначально шла речь?
— Хотели свою футбольную школу открыть, планировалось строительство стадиона, создание крепкой команды. Но, к сожалению, ничего не получилось. С руководителями до сих пор общаюсь, они тоже сожалеют, что их планам не суждено было сбыться.— Вам довелось играть в разных лигах. Бывало, что во время игры ловили себя на мысли, что матч договорной?
— Наверное, да, странные игры были. В «Луче» некоторые матчи казались подозрительными, но это только догадки. Мне никто никогда не предлагал сдать матч.— О гуляньях с водкой в низших лигах ходят легенды. Сталкивались с подобными вещами?
— В таких пьянках никогда не участвовал. Просто с ребятами могли посидеть в ресторане отметить юбилей, рождение ребенка. К счастью, в загульных командах я не был.В России действительно любят футбол
— После провала сборной на Евро в России заговорили о реформах в нашем футболе. Вы, как человек поигравший и в ПФЛ, и в ФНЛ, и премьер-лиге, скажите, что же надо менять?
— Конечно, нужно совершенствовать инфраструктуру. Во второй лиге с полями и стадионами такая беда! Детский футбол в регионах нужно поднимать, создавать центры какие-то. На самом деле много думал над этим. Сейчас учусь в магистратуре на менеджменте государственного управления, и как раз у меня тема развития футбола и перехода из юношеского во взрослый. Я, например, изучал, как в Германии развивали футбол. Десять лет назад там построили около 300 центров в регионах!— Территория России же во много раз больше, получается у нас сложнее такое сделать…
— Но нужно пытаться. В том же Владивостоке, Хабаровском крае создавать футбольные центры, а уже оттуда футболистов приглашать в команды первого дивизиона.— Вы много где играли. В России вообще людям интересен футбол?
— Да, очень! Мы с «Зенитом» поездили по многим регионам, в некоторых городах собираются почти полные трибуны. Людям действительно интересен футбол. Если еще заняться инфраструктурой и маркетингом ФНЛ, то на стадионы будут ходить целыми семьями.— Как обстоят дела с футбольными школами в Колпино?
— Там есть один бизнесмен, который помогает с развитием детского футбола. Школа в Колпино крепкая, оттуда практически каждый год в Академию «Зенита» приходят талантливые мальчишки.— Где была самая дружная команда?
— Наверное, на Дальнем Востоке. У многих семьи остались в других городах, так что мы были очень дружны, всегда вместе собирались, обсуждали матчи, некоторые вообще жили на базе. До сих с общаемся с парой человек. Вот недавно Руслан Аджинджал стал помощником тренера в «Краснодаре», его брат в Абхазии спорт развивает. Кто-то еще, как я играет, а кто-то тренирует.— По ощущениям сколько лет еще сможете играть в футбол?
— Как Бог даст. Если честно, зимой были мысли закончить. Потом поговорили с руководством, вроде бы силы еще есть играть. Каждый год говорю «все», а потом все равно продолжаю. Учебу совмещаю с футболом. Надеюсь, отпускать будут, тем более ребята сейчас хорошо выступают и без меня. И я очень рад, что они играют лучше меня! Хочу, чтоб они прогрессировали и доросли до основной команды. Очень радостно от мысли, что я им помогаю.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»