• Копакабана по-русски

    После триумфа
    Копакабана по-русски - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Буру открыл счет,  Маджер восстановил статус-кво... Так развивались события в финале последнего чемпионата России по пляжному футболу. «Спорт день за днем» разбирается с перспективами заявившего о себе вида спорта.

    Made in Russia

    Между прочим, выражение «пляжные бразильцы» в бич-соккере наполнено иным смыслом. Это — знак качества. Тот же Буру в 2007 году признавался лучшим игроком мира. Им приглашения поступают из Майами и Милана, но они с упорством выбирают Москву и Санкт-Петербург.

    В «футболе без обуви» рябит и от количества супезвезд, что называется, made in Russia. Притом – общепризнанных. Себастьян Сансони, чемпион мира по пляжному футболу в составе сборной Франции (тот самый, что на короткий срок оказался в «Химках»), пребывал в шоке:

    – Русские пришли и уничтожают всех подряд.

    Андрей Бухлицкий – долгое время ходил в лучших вратарях Европы, а на прошедшем Кубке мира добился и общепланетного признания. В декабре 2010 года он в составе сборной мира противостоял «кудесникам мяча». Илья Леонов дважды получал приглашение в сборную мира. Но каждый раз совершить вояж в Новый Свет мешали травмы. Несмотря на это, в июле прошлого года капитана нашей сборной признали лучшим спортсменом страны.

    Не меньшей популярностью пользуются и другие наши пляжники. В марте прошел первый клубный чемпионат мира, которому предшествовал драфт (участники могли защитить лишь троих футболистов, а остальных разбирали).

    «Барселона»  отхватила Бухлицкого и Шишина, «Спортинг» выбрал Макарова, а «Коринтианс» остановил свой выбор на Крашенинникове.

    Маджер, игрок сборной Португалии, высказался конкретно:

    – Русским пора уже бить бразильцев.

    Победа или смерть

    «Локомотив» – двукратный чемпион страны. Можно сказать, суперклуб пляжного футбола. В национальной команде лишь Еремеев («Строгино») и Папоротный («Сити») представляют другие коллективы.

    Когда-то базовым клубом сборной считалось «Строгино» (два года назад клуб победил во всех 25 матчах сезона). Но в прошлом году из-за финансовых проблем руководство сделало ставку на молодежь. «Локомотив» поднял упавшее знамя.

    Не все, однако, складывалось так просто. Деян Станкович, сам того не ведая, проговорился:

    – Президент и руководство постоянно твердили, что мы должны выиграть. Мне кажется, если бы не взяли золото, в следующем году команды бы не было.

    В пляжном футболе такое происходит сплошь и рядом. Юрий Горчинский, ветеран сборной, вспоминал о «моменте истины» четырехлетней давности:

     

    – Если мы выполняем задачу — у российского пляжного футбола есть будущее. Не попадаем — нас разгоняют. На тот момент вопрос стоял именно так.

    В матче со сборной Израиля вели в счете три мяча, умудрились растерять преимущество, но, к счастью, вытащили игру в серии девятиметровых.

    Минус Саратов

    На воображаемой карте нашего бич-соккера жирным стоит выделить три точки: Москва, Санкт-Петербург и Самара. Немного в отдалении — Ростов-на-Дону и Новосибирск.

    К сожалению, утратил позиции Саратов, который раньше всех увлекся заморской забавой. Три года назад пляжный футбол в городе процветал. В 2008-м «Дельта» поднялась на вторую ступень пьедестала первенства страны, а «Бизнес-право» – на третью.

    На «пляжку» махнули рукой, чуть заглянул мировой кризис. «Бизнес-право» в этом году начемпионат не выбрался (хотя бюджет серьезной пляжной­ команды, доводилось слышать, всего два-три миллиона рублей).

    В недавнем прошлом Саратов делегировал в сборную до трех футболистов (в их числе — Дмитрий Шишин). Теперь о таком представительстве остается мечтать.

    Краснодарский край до таких высот и не взлетал. Несмотря на лучшие в стране условия. 44 километра пляжей чего стоят! При этом регион умудряется не быть представленным в финальной пульке.

    Александр Алаев, возглавлявший отдел пляжного футбола РФС, при каждом удобном случае выражал недоумение:

    – Нет людей, способных «напрячь» местные власти, а их заинтересованность крайне мала.

    Спорт двух столиц

    Кто власти напрягает, так это Сергей Нечаев. Именно президент Федерации пляжного футбола Санкт-Петербурга прослыл революционером. Сергей Васильевич предлагает вывести дисциплину «пляжный футбол» в самостоятельный вид спорта и создать всероссийскую ассоциацию бич-соккера. Но неизменно остается в меньшинстве.

    – Нечаев давно вынашивает планы возглавить Комитет пляжного футбола, – в сердцах высказался Анатолий Дурсин, наставник «Крыльев Советов».

    На данный момент в Комитете председательствует Сергей Анохин, по совместительству — президент «Строгино».

    Иной раз сходились в лобовую. Виталий Мутко в 2006 году отказал в легитимности  существовавшей сборной России. На этом футбольные чиновники в борьбе с самозванцами не остановились. Исполком РФС единогласным решением исключил Федерацию пляжного футбола из своих рядов.

    Сергей Анохин, который значился вице-президентом той организации, вспоминал:

    – То был период противостояния Москвы и Санкт-Петербурга. Виталий Мутко, к сожалению, получал искаженную информацию.

    Таможня дает добро

    Что при всех разногласиях объединяет весь пляжный футбольный мир — преданность игре. В конце 2009 года в совместном обращении к Виталию Мутко авторы письма проявили беспокойство.

    – Комитет как ключевое звено не работает, а руководитель приобщается к пляжному футболу по большим праздникам, – заключил Сергей Нечаев.

    Все это – о Владимире Шамахове, интереснейшей личности, надо сказать. Лишь придя в пляжный футбол, отличник таможенной службы страны выказал желание развивать женское направление. Даже название будущему турниру придумал – «Кубок Афродиты».

    Истинная страсть Шамахова — теннис. Но и бич-соккер он патронировал не просто так:

    – Я ведь сам выступал за «Смену» и вырос на берегу Финского залива.

    Пляжному футболу, увы, два этих обстоятельства не помогли.

    Владимир Александрович, рас­сказывают, поддержал идею проведения детского чемпионата страны. Даже заверил, что участники турнира до Калининграда доберутся за счет «Аэрофлота». Виктор Яблонский, президент Федерации пляжного футбола Калининградской области, оказался в числе поверивших:

    – Сначала турнир перенесли в Шуколово, а потом и вовсе отменили. Хотя мы уже купили билеты двум командам...

    Но зато о достижениях порученного ему вида спорта Шамахов отчитывался не без гордости:

    – В Европе — вторые, в мире — шестые, наш судья поехал на мундиаль, а три игрока — в сборную мира.

    Другие на их месте багровели бы от досады, а пляжники оправдывали промахи руководителя:

    – Возможно, он просто не понял глубины стоящей перед ним задачи, – предположил Виктор Ладыгин, президент Федерации пляжного футбола Новосибирской области.

    «Формула» успеха

    Илья Леонов как-то обронил:

    – В пляжном футболе нет контрактов, есть договоренности.

    Но они, сами понимаете, ничего не стоят. Александр Алаев по этому поводу замечал:

    – Мы каждый раз находимся в состоянии постоянного стресса от того, что все может рухнуть в любую минуту.

    Другое дело, что и печати — не гарантия. Два года назад пляжники собрались проводить турнир в Сочи, собрали все необходимые подписи. А потом узнали, что вместо них будет «Формула-1».

    – «Формула» — коммерческое предприятие, а мы — социальное, – пояснил Алаев.

    Может, поэтому и упустили возможность провести Кубок Европы – 2010 и Кубок мира – 2013. Первый турнир принял Рим, а вторым разжился Таити.

    Нам-то куда, если даже среди своих согласья нет? Казань предпочла протащить на Универсиаду борьбу на поясах, а не пляжный футбол. Тогда как Владимир Шамахов уверял, что достиг консенсуса с оргкомитетом.

    – Наша сборная — бедный родственник в семье РФС, – патетически выводил Сергей Нечаев.

    Честная бедность

    – Не будем скатываться в меркантилизм, – парировал Сергей Фурсенко, когда любопытные журналисты спросили о премиях пляжникам.

    Чуть позже всплывет информация: у нас самые высокие премиальные в мире (для сравнения — игрок сборной Бразилии получает 200 долларов). Но, по неофициальным данным, РФС сократил финансирование программ подготовки национальной сборной к чемпионату мира – 2011.

    Николай Писарев в мае 2009 года выдавил из себя:

    – Если честно, несколько стеснены в средствах. Бюджет небольшой, но я прекрасно понимаю, где пока наше место.

    Как судачат, сам Николай Николаевич получал тогда смешные деньги. Даже Шалимов за работу с женской сборной имел несравнимо больше.

    Когда спрашиваешь пляжников о зарплате, они улыбаются. Их смущает не столько сама постановка вопроса (в любой другой ситуации бестактного), сколько перспектива подставить под удар любимый вид спорта (чемпионы мира получают как игроки в средних командах второго дивизиона).

    Дмитрий Шишин не скрывает:

    – Пляжный футбол — не тот вид спорта, который позволял бы совершенно безбедно жить.

    Даже сборники вынуждены совмещать основное занятие с заработком на стороне: кто-то работает менеджером по продаже спортивной одежды, а кто-то монтирует кухни. Юрий Горчинский, скажем, лет десять отработал таксистом.

    Дмитрий Струтынский устроился в штат РФС и, казалось, распрощался с пляжным футболом. Но две юношеские сборные не вышли из отборочных групп и подарили своему администратору возможность выступить за «Строгино» в финальной  части чемпионата России.

    Инерция мышления

    Будущее? Туманное. Да и зависит оно главным образом от Бразилии, которая вроде как желает на хозяйских правах (в 2016 году принимает Олимпиаду) включить бич-соккер в программу Игр.

    В остальном нам по-прежнему далеко до «кудесников мяча». В Бразилии за перипетиями встречи против Чили, не отрываясь, наблюдали 35 миллионов человек! На матчи первенства ходят по 15–20 тысяч.

    На данный момент у нас нет даже принятой программы развития пляжного футбола. В декабре 2008 года Владимир Шамахов грозился принять в ближайшее время программу, рассчитанную аж до 2015 года.

    Сергей Нечаев не упустил возможности съязвить:

    – Я слышал, что идет работа над программой. Вероятно, в какой-то секретной лаборатории.

    Без чего нам точно не обойтись, так это без стадионов. В этом плане действует  формула: «Будут стадионы — будут и команды». Если раскладывать цепочку по звеньям: «Будут стадионы — будут трансляции, будут трансляции — будут спонсоры, будут спонсоры — будут команды».

    Как говорят, открытый стадион возводится за месяц. Только их у нас — кот наплакал. Не говоря уже о закрытых. Владимир Степанов, президент клуба IBS из Санкт-Петербурга, порывался заключить пари:

    – Думаю, саудовцы и то раньше нас построят стадионы. Нам они нужны, чтобы от холода спасаться, а им — от жары.

    Но куда сложнее будет изменить мышление. Как принимали у нас пляжный футбол за разновидность болотного, так и продолжают.

    – Какой такой пляжный? – воскликнул генерал. И не отпустил на турнир подчиненного из училища.

    – А он ведь –  один из самых забивающих и физически одаренных, – сокрушался Андрей Руфанов, президент Приволжской лиги пляжного футбола…


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №37 (28 сентября — 4 октября 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»