-
Корни судеб
13.12.11 16:24
Когда раз за разом обмусоливается тезис о том, что чемпионат Испании превратился в подобие первенств Украины и Шотландии, где вся турнирная интрига – дело двоих и только двоих, ни в коем случае нельзя забывать, что испанские двое – особенные. Ценность каждой их встречи в том, что только на фоне «Барсы» мадридский «Реал» узнает, чего он стоит, и наоборот. Путь к абсолютной власти лежит через победу над прямым конкурентом, как в той же Лиге чемпионов, где этой весной, выдержав нечеловеческое напряжение полуфинальных битв с «Реалом», каталонцы выиграли решающий матч у «Манчестер Юнайтед» уже со своей неповторимой грациозностью.
Тореро и бык
Нынешние «Барселону» и «Реал» сделали такими, какие они есть, Хосеп Гвардиола и Жозе Моуринью. Они встретились впервые именно в «Барселоне», где португальский переводчик, а впоследствии тренер-ассистент, руководил воспитанником сине-гранатовых и его партнерами при Бобби Робсоне и Луи ван Гале. Они покинули Каталонию практически одновременно – в 2000–2001 годах. Один – чтобы никогда не вернуться, но стать тренером, на которого равняются во всем мире. Другой – чтобы прийти обратно в родной клуб и создать команду-эталон. Один – превратиться в футбольного Наполеона, другой – в единственную силу, способную его остановить. Не встречаясь с глазу на глаз, они брали титул за титулом, сейчас же каждый их поединок решает, кто возьмет следующий трофей.
Раньше казалось: все просто, они и их команды – на разных полюсах. Струящиеся атаки сине-гранатовых подточат любой камень. «Сливочные» со своей армией дорогих наемников сильны в мгновенном развертывании атак. «Нам нужен целый период времени, чтобы доставить мяч к чужим воротам, а Мадриду – 2–3 секунды», – признает Гвардиола. «У Гвардиолы стиль тореро, у Моуринью – быка», – проводит параллели с корридой Сесар Луис Менотти, бывший тренер «Барсы» и триумфатор первенства мира 1978 года со сборной Аргентины.
Гвардиола – дипломат, тактик и педагог. В нем особо сильна традиционная каталонская черта – эдакая вся из себя утонченность, позволяющая с юмором отвечать на подколы мадридских репортеров: «Вы пишете, что я писаю парфюмом? Для меня это комплимент». Игроки понимают его идеи и побеждают осознанно. Один из самых скандальных футболистов современности Златан Ибрагимович, провалившийся в «Барселоне» и разругавшийся с Гвардиолой в пух и прах, выместил обиду на тренера, назвав его в интервью «философом» – конечно, в ироничном ключе, но слово весьма характерное. Дополняет картину цитата из недавно вышедшей биографии Ибрагимовича: «Месси, Хави и Иньеста сидят в раздевалке, как послушные школьники».
Моуринью все так же не прекращает подрыв устоев, провоцируя даже тех, кто ему не соперник. Он, как никто другой в мире, умеет пробудить в своих подопечных поистине животные инстинкты самосохранения, и это свое мастерство обязан проявить здесь и сейчас, когда клубный музей «Реала» пополнился лишь одним Королевским кубком за три года.
Народ и элита
Гвардиола и Моуринью оттеняют не только друг друга. По причудливому совпадению, склад характера каждого из них абсолютно не сочетается с традиционными имиджами их клубов. Гвардиола – интеллигент в народной команде, где прежнему президенту Жоану Лапорте отвешивал шутливого пинка едва ли не дворник с «Камп Ноу». Моуринью – хулиган в клубе столичной аристократии. Теперь они определяют имидж «Барсы» и «Реала». Каталонцы сейчас не настолько зависят от титулов. Они завоевали мир традициями и даже в сторону отойдут деликатно, а вот «королей» порой не отличишь от плебса, и сейчас только титулы помогут им вернуть былое благородство.
Воспринимаясь как антиподы, 40-летний каталонец и 48-летний португалец как-то незаметно успели зацепиться корнями судеб. В их тренерских подходах прослеживается своего рода взаимопроникновение. Каждый волей-неволей пытается преуспеть в том, в чем не имеет себе равных соперник.
Взять прошлый сезон. Гвардиола рос над собой, вел тактические поиски. В ответ на вызов хитрецов, додумавшихся максимальными силами затруднять «Барселоне» выход со своей половины поля на чужую, сам стянул лучшие творческие силы поближе к «тылам» и добился неимоверной атакующей стремительности. На фоне неоправдавшихся трансферов Ибрагимовича, Чигринского, Глеба, Касереса словно задался целью доказать, что парни «со стороны» могут быть движущей силой наравне с молодежью из клубной академии, и доказал: Давид Вилья в игре «Барселоны» был золотой инкрустацией, Хавьер Маскерано – бриллиантовой!
Моуринью самоутверждался. Если в «Реале» всю жизнь, что по ходу матчей, что в интервью, было принято не замечать судей, Особенный учил легенду клуба и начальника команды Чендо судей прессинговать, а игрокам буквально диктовал ответы на вопросы журналистов.
Луна и солнце
Весенняя суперсерия из четырех «Класико» за три недели обогатила это взаимопроникновение. Гвардиола ввязался в словесную войну с Моуринью и вышел из нее победителем. Речь даже не столько о знаменитой пресс-конференции накануне первого полуфинала Лиги чемпионов, когда Гвардиола в ответ на фамильярное обращение – Пеп – разразился монологом про «чертова босса, который победил в зале для пресс-конференций». В любом, в самом хвалебном высказывании о сопернике наставник сине-гранатовых дипломатично щекотал его болевые точки: «Моуринью, возможно, лучший тренер в мире. Чтобы стать великим тренером, необязательно самому играть в футбол». «Мы испытывали проблемы во всех матчах против “Реала”, нельзя сказать, что мы намного превосходили их даже в том матче, который выиграли 5:0». Он говорит об одном, но напоминает совсем про другое.
Моуринью не случайно назвал своего оппонента «волком в овечьей шкуре». Хотя сам Особенный пережил за это время редкую эволюцию идей. «Нам не давали играть жестко», – после весенних матчей с каталонцами в Лиге чемпионов. «Хорошо, что игроки выходят на поле в щитках, потому что игра футболистов “Атлетико” возмутительна», – пару недель назад после мадридского дерби.
Даже эстеты начинают приходить в восторг от комбинаций «Реала» на ультразвуковых скоростях. А игра «Барселоны» – прагматизм под маской романтики. Сине-гранатовые обороняются – атакуя. Им не забить, пока мяч у них, а мяч у них – почти 90 процентов игрового времени.
Пожалуй, лишь в общении с подопечными можно найти разницу между Гвардиолой и Моуринью. Если первый последователен, то второй ссорится с игроком и тут же его превозносит. Он говорит про игру с Бензема на острие атаки, что вынужден «ходить на охоту с котом вместо собаки», но ставит и ставит Бензема в состав и лепит из француза всесильного нападающего, который был бы «ориентиром» в атаке, но мог бы создать себе момент и сам. Он ссорится с Касильясом из-за того, что тот по телефону пытался уладить конфликт с игроками «Барселоны», и доверяется собранной в «Реале» португальской «колонии», после чего рвет отношения уже с соотечественниками. При этом о Моуринью все его бывшие подопечные высказываются в восторженных тонах, в то время как по Гвардиоле прошелся не только Ибрагимович, но и Боян Кркич.
На второй год работы с «Интером» Моуринью высек из команды искру. От него по заслугам ждут того же сейчас в Мадриде. «Реал» в своем нынешнем виде еще движется к потолку и потому подходит к «Класико» с внушительным очковым запасом и игрой «на автомате». «Барселона» вынуждена что-то менять на ходу, отчего кривая результатов в этом году то и дело перескакивает с 5:0 на 2:2. Но понятно и сейчас: светило не погасло. Это солнце в тучах, или нарождающийся месяц. Сияют на небе оба. Но не вместе.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»