• Красно-белая неопределенность

    27.03.11 23:30

    П ока в четвертьфинале Кубка Гагарина отношения выясняли четверки лучших команд Западной и Восточной конференций Континентальной хоккейной лиги, московский «Спартак» прощался с сезоном. В «Сокольники» на товарищеский матч команды, занявшей в чемпионате худшее после возвращения из небытия в 2007 году место, против своих болельщиков пришла тысяча с небольшим человек. Это, кстати, больше, чем присутствовало на домашних играх красно-белых против минского «Динамо» и «Барыса».

    Посмотреть им было на что – игра, согласно всем законам жанра, изобиловала как голевыми, так и забавными моментами. Чего стоит только бенефис свежеиспеченного голкипера Романа Людучина (Доминик Гашек предпочел занять место в защите), который и переворачивал ворота, и садился на стул прямо на льду, и бегал в атаку, и кидался клюшкой в соперников. Судя по счету – профи победили со счетом 10:8 – и со своими прямыми обязанностями он все-таки справился. Дополнительный бонус для зрителей – возможность сразу после игры спуститься на лед, взять автографы и обсудить с хоккеистами и тренерами прошедший сезон и планы на будущее. Первый получился неоднозначным, вторые скрывает туман неопределенности.

    Вратарь

    – Пожалуйста, не уезжайте из России. Оставайтесь с нами. Пожалуйста, Доминик!

    – Как тебя зовут?

    – Вероника.

    – О’кей, Вероника.

    Как и весь «Спартак», сложно поддающийся оценке сезон провел Доминик Гашек. В среднем в регулярном чемпионате он пропускал 2,48 гола за игру – и это худший для него результат с сезона-1995/96. В плей-офф же так плохо, как в составе красно-белых (4,12 пропущенных в среднем за матч шайбы), Доминатор не выступал никогда. В то же время, именно вдохновенная игра суперветерана в январе (10 побед и четыре «сухаря» в 11 матчах) во многом позволила красно-белым забронировать место в плей-офф. Вот только на этом подвиги закончились – в остальных матчах сезона Гашек лишь дважды пропускал меньше четырех шайб: во встрече с полуразобранным «Автомобилистом» и в последней игре плей-офф против СКА, в которой он был заменен уже на тринадцатой минуте.

    Впрочем, даже не слишком успешная игра на старте и финише чемпионата не помешала Гашеку стать настоящим любимцем болельщиков. Именно он получил от них приз лучшему хоккеисту «Спартака» по итогам сезона.

    Дихотомия наблюдается и во влиянии гашековского авторитета на команду. С одной стороны, именно собрание, проведенное Домиником сразу после провального Кубка Шпенглера, позволило красно-белым собраться и выдать ударный январь, с другой – ни для кого не секрет, что не самые лучшие отношения голкипера с соотечественником Милошем Ржигой во многом привели к отставке последнего.

     

    – В принципе, команда заслуживала большего, но очень сложно провести сезон ровно, когда голкиперы здорово играют один месяц, – считает генеральный менеджер «Спартака» Андрей Яковенко. – Январь вратарская линия провела великолепно, но этого мало, чтобы достичь хороших результатов.

    С:  Болельщики именно Гашека признали лучшим игроком сезона.
    – Я не против. Очень благодарен Доминику, ведь в этот месяц с командой работал как раз я. У меня к Гашеку нет претензий, я сейчас говорю без имен, в общем – по линии в целом.

    С:  Как вы отнеслись к собранию, которое Гашек провел после Кубка Шпенглера?
    – Это нормальная ситуация. Мы тоже разговаривали с ребятами, в том числе и индивидуально. Такие же собрания внутри команды – это нормальная практика, в хорошем коллективе это делается постоянно. Даже если все хорошо, ветераны могут что-то подсказать, объяснить. И в мое время такое было, и сейчас ничего не изменилось. Ребятам было необходимо разобраться внутри – как я могу быть против? Это только на пользу команде.

    Теперь один из главных вопросов, который волнует всех поклонников красно-белых, – останется ли Доминатор в команде на следующий сезон. Сам голкипер не против продолжить карьеру в КХЛ, но подчеркивает: ясности с клубом пока нет.

    Тренеры

    – Как там в Мытищах? – не забывали окончательно о Кубке Гагарина слоняющиеся между раздающими автографы игроками болельщики.

    – Отлично, «Атлант» ведет.

    – Ты че, за Ржигу что ли?! – уже с агрессией.

    – Не-не, просто против СКА.

    На том и сошлись.

    Отношение к бывшему тренеру-кумиру в болельщицкой среде все-таки неоднозначное. С одной стороны, проводили его просто по-царски, с другой – некоторые из фанов настроены по отношению к Милошу весьма недружелюбно. Чеху инкриминируют недостаточную тактическую подкованность, но отрицать, что при нем «Спартак» играл зрелищно, невозможно.

    Расставание «Спартака» и Ржиги напоминало развод. Без битья посуды, но с явным недопониманием: тренер утверждал, что ему не хватало доверия, в клубе же уверяли, что стороны просто не сошлись характерами.

    Еще сильнее не совпали характеры у «Спартака» и «выдернутого» из «Сибири» Игоря Павлова. Тренер попытался приучить одну из самых ярких команд лиги играть в оборонительный хоккей. Понимания такие резкие перемены не нашли ни у болельщиков, ни у игроков, ни – пусть и несколько позже – у руководства клуба. Первые, по большей части все-таки не принявшие отставки Ржиги, просто не воспринимали нового рулевого, вторые, по доносящейся из кулуаров информации, едва ли не прямо отказывались работать под руководством Павлова, третьи же применили весьма оригинальную схему отстранения главного тренера.

    Более весело было, пожалуй что, только в прошлогоднем «Торпедо», где уволенный Евгений Попихин через три недели после отставки вдруг обернулся просто «временно отъехавшим по семейным обстоятельствам» и заменил только-только назначенного Сергея Михалева. В «Спартаке» же Павлов неожиданно (кажется, что и для самого себя) потерял способность руководить командой из-за болезни, а через пару недель и вовсе был переведен на должность скаута. Неизвестно, как он успел потрудиться на новом поприще, но ближе к концу сезона Павлов перебрался в Швейцарию, где возглавил клуб – аутсайдер местного чемпионата. На тренерский же мостик красно-белых вновь встал Яковенко. Получилось успешнее, чем у предшественников, но итоговый результат оказался хуже, чем в предыдущих двух сезонах. Вопрос же о том, кто будет тренировать в следующем сезоне, открыт. Яковенко уже успел дать понять, что предпочел бы сосредоточиться на менеджерской работе.

    – Про следующий сезон пока ничего не могу сказать, – уверяет он. – Мы общались с руководством клуба, но о дальнейших перспективах еще не говорили, только о прошедшем.

     С: И какая оценка была дана вашей работе?
    – Все понимают, что мы старались сделать максимум. После Кубка Шпенглера все уже похоронили команду, но нам удалось во многом выправить ситуацию. Так что руководство с пониманием отнеслось к результату.

     С: Работа генерального менеджера вам ближе, чем тренера?
    – Я такой человек, что экстремальных ситуаций никогда не боялся. Когда был игроком, тоже выходил на лед и был готов делать все, что необходимо команде. Так же и сейчас. О дальнейшем еще не думал, но скажу откровенно: тренерство не входило в мои планы. Просто была проблемная ситуация – ее надо было решать. Но отмечу: я готов выполнять те функции, которые необходимы клубу в первую очередь.

    Игроки

    – Мы пытались выправить сложившуюся ситуацию, вот и пришлось поменять многих ребят. Было очень много работы в этом направлении, – объясняет Яковенко большое количество новичков, появившихся в команде по ходу сезона.

    Тренерские перестановки не могли не отразиться на составе команды. Тем более, когда Ржигу сменил его практически полный антипод Павлов. Недовольство экс-«си­би­ряка» командой не ограничилось словами о плохой готовности – новый тренер без сожаления расставался с игроками. Впрочем, не менее активно «резал по живому» и Яковенко. В итоге, по ходу сезона «Спартак» покинули 15 хоккеистов (один из них – Микуш – успел вернуться).

    – Когда я работал в «Химике», тоже был такой сезон: очень слабо начали, пришлось менять ребят, увольнять главного тренера – Валерия Брагина, – вспоминает Яковенко.

    Одними из самых удивительных стали переходы Александра Суглобова и Егора Михайлова. Суглобов лишь перед стартом сезона вернулся в родной клуб после двенадцатилетней отлучки. В первом же матче он отметился дублем в ворота своей бывшей команды – ЦСКА. Однако сразу после Нового года Александр вновь оказался в рядах армейцев, и второй раз за сезон заявил: «Я рад вернуться». Ровно в тоже время красно-синие цвета на красно-белые сменил Михайлов, хотя и формально эти два перехода были проведены независимо друг от друга и не оформлены как обмен.

    – Вы знаете, у меня работа такая: сегодня играешь за одну команду, а завтра – уже в другой, – вспоминает свой неожиданный переход Михайлов. – Тем более в лиге такие правила, что хоккеиста могут легко поменять. В НХЛ это практикуется уже давно, у нас же пока не так привычно. Но я к этому отношусь спокойно.

    С:  Правда, что ваш отец после этого даже стал болеть за «Спартак» больше, чем за ЦСКА?
    – С тех пор как я начал профессиональную карьеру, он всегда переживает за меня: за какой я клуб играю, за тот он и болеет. Думаю, любой отец делал бы так же.

    С:  Обсуждали с ним этот переход?
    – Я взрослый человек, сам принимаю решения. Просто сказал, что буду выступать за «Спартак». Он поддержал меня и поздравил, потому что, как и я, считает его великим клубом с богатыми традициями. Играть за «Спартак» очень престижно, мне было приятно, что меня сюда позвали.

    Если нынешние пертурбации в составе наслоятся на традиционную спартаковскую проблему – приход большого количества новых игроков в межсезонье, на старте следующего чемпионата красно-белым вновь придется искать свою игру и налаживать связь в звеньях. Именно на это год за годом жаловался тот же Ржига.

    – Да где же взять столько новых хоккеистов и столько денег на них, – пытаясь уверить, что подобное не повторится, Яковенко прибегает не к самому очевидному аргументу. – У нас многие игроки под контрактами, – продолжает он уже более предметно. – Остальных мы по регламенту имеем возможность сохранить. Плюс достаточно талантливой молодежи. В общем, сейчас мы занимаемся точечной селекционной работой. Время на нее у нас еще есть.

    Кажется, все спокойно. Но это пока на «охоту» не вышли более состоятельные клубы. Весьма может случиться так, что главные потери «Спартака» еще впереди. До этого сокольнический клуб каждое межсезонье неизменно терял своих лидеров. Гарантировать, что история не повторится, сейчас не может никто, несмотря ни на какие контракты и статусы ограниченно свободных агентов.

    – Мы не можем тягаться с топовыми клубами, не можем удержать своих игроков, которые уходят на лучшие условия. Здесь нам тяжело, – соглашается Яковенко.

    Владелец

    – В целом, Менделеев оставил впечатление человека неравнодушного, позитивного и адекватного. Но, к сожалению, показалось, что он сейчас не видит верного решения выхода из кризиса. Пытается, ищет, но пока не представляет четко, что нужно сделать, – отзыв фаната под ником Pihto.

    В конце октября обстановка в «Спартаке» накалилась настолько, что на гостевой болельщиков объявился акционер (читай – владелец) клуба Сергей Менделеев и предложил наиболее активным фанатам встретиться и поговорить по душам. Он откровенно рассказал об отставке Ржиги (потерял нити управления коллективом и не мог предложить путей выхода из ситуации), доверии к Яковенко (делает все, что возможно, в условиях ограниченных возможностей), переходах игроков (во многом упирающихся в скромное финансирование и личные обиды). Не все ответы были фанатами приняты, но градус обстановки вокруг клуба та встреча несомненно снизила.

    – Это тоже нормально, – уверен Яковенко. – Болельщики – наш шестой игрок, мы должны уделять им внимание. Играть без поддержки тяжело, поэтому нам надо быть в нормальных отношениях с ними. Мы всеми силами стараемся порадовать их результатами и игрой. Наверняка у Сергея были вопросы к фанатам, а у него – к ним. Вот и состоялся нормальный диалог.

    Стадион

    – Я и не слышал о таком правиле, – исполнительный директор «Спартака» Виктор Шалаев о пункте в проекте регламента КХЛ, предполагающем минимальную вместимость новых арен в 12 тысяч человек.

    Без сомнения, уютный, но устаревший по всем возможным параметрам дворец в Сокольниках, похоже, доконал даже руководство КХЛ, а ведь оно в свое время весьма долго терпело тольяттинский «Волгарь». Решительные заявления президента лиги Александра Медведева о готовности помочь московским клубам с решением квартирного вопроса поселили в сердцах всех неравнодушных к хоккею робкую надежду: скоро в столице будут комфортабельные ледовые арены.

    Другое дело, что никакой конкретики в этом вопросе нет. Да и несмотря на весь авторитет Медведева, сомнительно, что вдруг решится столь давняя проблема.

    Единственное, что ясно: регламент при необходимости можно обойти. В нем ведь упоминаются «проекты новых спортсооружений», а даже полную перестройку имеющегося дворца всегда можно назвать «реконструкцией».

    ***

    Окончательно же сезон для «Спартака» завершился в пабе в центре Москвы. Там хоккеисты и болельщики поднимали бокалы, обещали продолжать обыгрывать ЦСКА и признавались друг другу в любви.

    – Один раз – в прошлом году в ЦСКА – я уже играл против болельщиков, – делится воспоминаниями Михайлов. – Но как в «Спартаке», когда после игры болельщики пригласили нас на ужин, и мы посидели с ними, пообщались в неформальной обстановке – такое в моей карьере впервые. Мне понравилось, это очень здорово. Во-первых, мы играем именно для болельщиков, которые переживают за нас, приходят на матчи. Во-вторых, им самим было очень приятно и сыграть с нами, и пообщаться за пределами арены.

    Несмотря на тесноту, в просторный второй зал никто не уходил – терять возможность чокнуться с Бранко Радивоевичем ради дополнительного комфорта никому не хотелось.

    С:  Бранко, за кого болеете? – киваю на экран, показывающий матч «Атлант» – СКА.
    – Мне все равно, честно. Когда твоя команда вылетела, уже неважно, кто возьмет кубок.

    С:  И нет разницы: проиграли вы в итоге будущему чемпиону или нет?
    – Это не имеет значения.

     С: Другой вариант: можно болеть за ту команду, где больше друзей. В «Атланте» вот Обшут играет.
    – Это так, но я все равно ни за кого не болею.

    Пришлось сделать вид, что поверил. А потом наблюдать, как часть игроков весьма талантливо пародируют возмущение Ржиги. Впрочем, совсем беззлобно. А потом публика подтвердила свое безразличие к результату игры – овертайм почти никто уже не смотрел.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №10 (23-29 марта 2011 г.)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»