• Креветки, гири и сосиски

    Тема «Спорта». Торговля

    06.02.10 17:14

    Креветки, гири и сосиски - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Для того чтобы заполучить в команду заурядного игрока, вовсе не обязательно обладать состоянием Романа Абрамовича. Более того, можно провернуть сделку без денег. В трудные минуты футбольный мир вспоминает о бартере.

    Казалось бы, эпоха натурального обмена давно изжила себя — деньги со времен Средневековья постепенно утвердились в роли универсального эквивалента стоимости товара. Однако время от времени испытывающие острую нехватку средств клубы вспоминают о самом надежном способе получить нужного игрока — бартере.

    Ирландец Тони Каскарино, 88 раз выходивший на поле в футболке национальной сборной и выступавший за «Астон Виллу», «Селтик», «Челси» и «Марсель», со смехом вспоминает свой первый трансфер. «Это одна из тех историй, которая с годами обрастает все новыми подробностями», — говорит футболист, известный своим бунтарским нравом. Действительно, через много лет после случившегося в рассказах о легендарном переходе в качестве оплаты упоминалась стопка листов рифленого железа. Но сам форвард знает: его переход из крошечного «Крокенхилла» в более крутой «Джиллингэм» обошелся покупателю едва ли не задаром — Каскарино оценили в десяток тренировочных костюмов и несколько тренажеров. Через шесть лет нападающего купил за 200 тысяч фунтов «Миллуол», а к моменту перехода в «Селтик» ирландец стоил уже больше миллиона.

    Англичане довольно профессионально подходят к бартерным договоренностям, обменивая игроков, как правило, на спортивный инвентарь. Возможно, такова традиция — на заре футбола, особенно до введения профессионализма, подобные сделки были невероятно популярны. В 1921 году Эрни Бленкинсопа, 26 раз выступавшего за сборную страны, заполучил себе «Халл», заплативший 100 фунтов и бочку первосортного пива. Если первой части сделки бурно радовались бухгалтеры скромного «Кэдуорта», то второй — коллеги Бленкинсопа по команде, которым, собственно, и предназначалось угощение.

    Консерватизм англичан позволил этому явлению сохраниться до сегодняшнего времени. В частности, хорошо известного по своим выступлениям за «Манчестер Юнайтед» защитника Гари Паллистера клуб «Миддлсбро» приобрел у второразрядного «Биллингэм Таун» за командный комплект спортивной формы, несколько мячей и сетку для ворот. Зет Найт, перешедший в качестве свободного агента из «Рашелл Олимпик» в «Фулхэм», обошелся миллионеру Мохаммеду аль-Файеду в 30 спортивных костюмов «Адидас». По идее, арабский бизнесмен не обязан был платить ничего, но в качестве жеста доброй воли решил порадовать жителей маленького пригорода Уолсолла. Благородство аль-Файеда не осталось незамеченным и благотворно сказалось на имидже маленького «Рашелл Олимпика», ставшего в одночасье знаменитым. Один из лучших форвардов «Арсенала» всех времен Иан Райт (на фото) на заре своей карьеры был приобретен клубом «Кристал Пэлас» за набор… гирь. Ну а Джон Барнс, блестяще выступавший за «Ливерпуль» в конце 1980-х годов, перешел в «Уотфорд» в обмен на комплект спортивной формы, который достался кому-то из его партнеров по команде «Садбери Корт».

     

    Румынскому защитнику Мариушу Чоара нашли довольно оригинальный товарный эквивалент. В 2006 году клуб второго дивизиона «УТ Арад», за который выступал футболист, решил продать его команде четвертой лиги «Регал» за 15 килограммов свиных сосисок. Эффектный трансфер завершился полным провалом, поскольку Чоара не на шутку обиделся на оба клуба и решил завершить футбольную карьеру. «Мне изрядно надоели шутки в мой адрес, — пожаловался игрок журналистам. — Партнеры постоянно высмеивали меня, предлагая, к примеру, отправиться в Германию, где за меня дадут больше сосисок. Я чувствую себя оскорбленным, поэтому и решил уехать в Испанию, где меня уже ждет работа на ферме». Пострадавшим в итоге оказался клуб «Регал», который не только лишился недельной нормы сосисок, выделяемых на питание команды спонсором, но и потерял ценного игрока.

    Вообще, практика обмена футболистов на пищевые продукты весьма распространена в командах низших дивизионов не слишком развитых в футбольном отношении стран. Кеннета Кристенсена, выступавшего в третьем норвежском эшелоне, обменяли на морских ракообразных. 23-летний нападающий, успешно выступавший за клуб «Винбьярт», перед заключением соглашения был взвешен эмиссарами покупателя — команды «Флэй», после чего в адрес бывшего клуба Кристенсена был отправлен аналогичный по массе — 75 кг — груз свежих креветок.

    В Румынии — стране, являющейся мировым лидером по странным трансферам, особой популярностью пользуются «мясные переходы». В 1988 году стоимость полузащитника Иона Раду, изъявившего желание перейти из «Жиула» (Петрошани) в провинциальный «Валке», составила две тонны свинины и говядины (пропорция держалась боссами клубов в строгом секрете). После длительного расследования журналистам удалось узнать, что руководство «Жиула» подошло к сделке прагматически: продав мясо, оно выплатило игрокам зарплату. В другом случае «Жиулу», всегда стремившемуся использовать любую возможность для получения выгоды, пришлось изменить гастрономической теме: благодаря защитнику Ливиу Байке, решившему уехать в «УТ Арад», клубу удалось получить 10 новеньких футбольных мячей. В отсутствие звонкой монеты за новых игроков «Жиулу» также приходилось расплачиваться различными услугами. В частности, за переход в команду вратаря Кристиана Белградяна, руководство клуба сумело пробить у местных властей разрешение на газификацию городка Лупени.

    Любопытно, что во всех данных соглашениях футболисты выступают как живой товар, который можно обменять на то или иное количество различных продуктов. Сразу вспоминаются сцены из авантюрных романов о черных невольниках или замечательные главы из «Хижины дяди Тома».


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»