• Кризис? Нет!

    12.01.09 02:14

    Кризис? Нет! - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Сегодня эксперт «Спорта», известный футбольный функционер Илья Кенциг, топ-менеджер таких клубов, как «Байер» (Леверкузен) и «Ганновер», а ныне глава консалтинговой фирмы Football Boutique, высказывает свое мнение о настоящем и будущем футбола в условиях финансового кризиса.

    Для больших клубов найдутся спонсоры

    — Господин Кенциг, давайте все-таки попробуем разобраться: действительно ли финансовый кризис серьезно затронул футбольную индустрию?
    — Сегодня футбол стал во всем мире частью индустрии развлечений. С другими футбол напрямую и тесно связан через инвесторов, спонсоров, кредиторов (то есть банки) или VIP-болельщиков. Сюда же относится и сектор недвижимости в виде стадионов, которые помимо футбола могут быть использованы для других мероприятий. И поскольку финансовый кризис коснулся всех этих сфер, то, естественно, он не мог не затронуть и футбол. Сказался он и на болельщиках: заработки падают, идет сокращение рабочих мест, и люди вынуждены экономить. И тем не менее опыт прошлого показывает, что как раз во времена кризиса спрос на развлечения существенно не меняется. Вполне логично, что, если людям плохо, растет желание отвлечься от проблем. И если футбол «продает» эмоции, то можно допустить, что фанаты пожертвуют многим, но не посещением стадиона или просмотром матча по телевизору. Уже сейчас можно утверждать следующее: как и прежде, футбол переживает бум, стадионы полны, массмедиа все чаще сообщают о создании новых профессиональных лиг в разных странах. Финансовая система может быть больной, но не футбол.

    — Как выглядят дела в ведущих футбольных лигах?
    — Где-то 80 процентов оборота клубов ведущих футбольных лиг Европы гарантированы контрактами до начала сезона. Такого нет ни в одной другой индустрии. Кроме того, расходы в футболе всегда предсказуемы, нет существенных колебаний, за исключением случаев, когда сознательно дается больше денег, чем планировалось.

    Но расходы варьируются все же не под внешними воздействиями, как во многих других сферах деятельности. Как, к примеру, рост и падение цен на нефть.

    Контракты в ведущих европейских чемпионатах заключаются на многие годы, пролонгируются, и в этом случае кризис не имеет драматических последствий, а со временем положение дел на финансовых и промышленных рынках может улучшиться. Больше проблем у тех клубов, которые помимо стандартных источников бюджета финансируются инвесторами, пользующимися ссудами. В большинстве своем эти инвесторы и меценаты — люди, сделавшие деньги на финансовых рынках. И как раз они наиболее сильно пострадали от кризиса. Следовательно, много денег потеряли люди, которые помимо всего прочего могли позволить себе приобрести футбольный клуб. Это касается клубов как на Западе, так и на Востоке. Прежде всего эта картина наблюдается в Англии, где клубы находятся в руках инвесторов, которые уже не в состоянии вкладывать деньги в таких объемах, как раньше. То же самое в Испании и Италии. В Германии же и во Франции такой модели владения клубом нет, и, соответственно, нет такого эффекта.

     

    Пострадали и богатые восточноевропейские лиги: российская, украинская, румынская. Чем больше финансовая зависимость от владельца, тем больше будут меры по экономии. В России и Украине доля владельца клуба составляет до 70 процентов в бюджете — скорее всего, в краткосрочной перспективе такого положения вещей больше наблюдаться не будет.

    Прежде всего это ударит по поднявшимся в «высшее общество» клубам из провинции.

    Для больших клубов всегда найдется спонсор. Наглядный пример: Газ­пром — «Зенит».

    Шейху нужны Робинью…

    — Если говорить о грандах европейского клубного футбола, кто, на ваш взгляд, наиболее сильно пострадал от кризиса и каковы причины этого? Быть может, несовершенство клубной структуры?
    — Структуры топ-клубов сегодня совершенны. Ни один гранд не теряет деньги, напротив, структура должна быть такой, чтобы заработать их еще больше. «Реал» имеет бюджет примерно 400 млн евро, с тех пор как начал последовательно использовать все возможности по продажам. Бюджет «Барселоны» тоже растет. Структуры во всех топ-клубах если и не являются нечувствительными к кризисам, то уж точно безкризисны!

    — Может, тогда дело в финансовой политике?
    — В «Баварии», к примеру, гордятся тем, что просчитали ситуацию, избавились вовремя от акций, а оставили лишь счет по срочному вкладу. Форма организации клуба тоже не имеет ничего общего с кризисом. Знаменитый «счет по срочным вкладам», как это комично ни звучит, существует только у одного футбольного клуба в Европе — у «Баварии». Может быть, это связано с тем, что «Бавария» не имеет равных в Германии и благодаря накопленному состоянию, начало которому положил подарок от города Мюнхена в виде Олимпийского стадиона, может без существенных затрат постоянно находиться на вершине спортивного успеха. В других же странах финансовая политика определяется конкурентной борьбой. «Реал» инвестирует, значит, должна инвестировать и «Барселона». МЮ укрепляется — «Челси», «Арсенал» и «Ливерпуль» тоже должны не отставать. В России суммы начали расти только тогда, когда несколько клубoв заявили о своих амбициях: «Зенит», ЦСКА, «Рубин», «Локомотив», «Спартак», ФК «Москва».

    — Серьезная ли болезнь — бездумная трансферная политика?
    — Это главная причина, почему кризис ударил по футболу. Все больше инвесторов хотят как можно быстрее добиться успеха. Яркий пример: шейх, который купил «Манчестер Сити».

    Его план: сделать клуб победителем Лиги чемпионов 2010 года и участником клубного чемпионата мира, который пройдет в Дубае. Это может стать реальным, если быстро подписать много игроков высочайшего класса. И этим нетерпением блестяще пользуются как игроки, требуя большие зарплаты, так и клубы, требуя высокие отступные.

    Едва купив «Сити», шейх заявил, что, для того чтобы стать чемпионом Англии и победителем Лиги чемпионов, «нужен не один Робинью, а целых восемнадцать». Следовательно, если Робинью стоит 30 миллионов фунтов, то владелец должен инвестировать в новых игроков (18 умножить на 30) 540 млн фунтов. И новый хозяин «Сити» был к этому готов. Примерно так поначалу действовал и Роман Абрамович в «Челси». То же самое делают Массимо Моратти каждый год в «Интере» и Сильвио Берлускони в «Милане».

    Так и образовалось это нездоровое явление, когда одни до кризиса могли себе позволить потратиться, а другие — нет. «Челси» получил от Абрамовича в качестве займа порядка одного миллиарда фунтов практически на приобретение игроков и их зарплаты. Однако «Челси» генерирует солидные поступления, и, не будь этих трансферных расходов, клуб был бы, скорее всего, прибыльным.

    С другой стороны, без своих звезд эти клубы не были бы тем, чем являются сейчас. Вызванное кризисом «охлаждение» имеет положительные моменты. Трансферные суммы идут вниз, но переходов меньше не становится. Игроки зарабатывают меньше, но на качестве их игры это не сказывается. И если шейх вместо 540 млн фунтов инвестирует 100, то от этого дела у «Сити» не пойдут хуже. Вполне возможно, клуб станет в будущем чемпионом Англии.

    Трансферный рынок в России тоже «охладится», но от этого будет не менее ценен. Отступные с восьмизначными цифрами «перегрели» систему, так как они не соответствовали требованиям рынка. Когда-то расплата должна была прийти, так как нет никого, кто был бы готов всегда выкладывать такие суммы. В их числе и те, кто владеет миллиардами.

    Разница в классе все меньше

    — Имеет ли смысл руководителям футбольных клубов рисковать в условиях кризиса?
    — В футболе риски имеют несколько другое значение. У кого есть видение, стратегия и концепция — того кризис не заденет так сильно, как тех, кому деньги, образно говоря, сыпались с неба. Главный тренер сборной Германии Йоахим Лев очень правильно сказал: «Для хороших концепций деньги найдутся всегда». Посмотрите на новичка бундеслиги «Хоффенхайм». Конечно, владелец клуба Дитмар Хопп выделил солидные деньги, но успех пришел потому, что он сначала пригласил профессионалов в структуру клуба, которые рачительно использовали его деньги. К примеру, в «Вольфсбурге» до прихода Феликса Магата тоже не было недостатка в финансовых сред­ствах, но они исчезали, словно в черной дыре. Вот это в конечном счете и отпугивает любого инвестора, владельца, мецената — и вот тогда действительно наступает кризис!

    — Согласны вы с утверждением, что трансферные цены игроков в связи с кризисом упали?
    — Отступные топ-игроков падают, так как инвесторы, которые раньше выделяли деньги на такие трансферы, вынуждены сейчас экономить. В среднем и нижнем сегментах трансферного рынка никаких драматических изменений я не вижу: там цены стабильны и находятся на приемлемом уровне. Есть, конечно, и курьезный момент: сейчас, когда можно приобрести игроков топ-класса по сходной цене, многим российским клубам так же не хватает денег.

    — Что следует, по вашему мнению, предпринять, чтобы интерес инвестора или владельца клуба не угас, как, к примеру, происходит в Англии?
    — Как я уже говорил, интерес к футболу не снизился и вряд ли будет снижаться. И всегда найдутся люди, которые будут стремиться использовать эти эмоции, которые несет футбол, или будут готовы заплатить за них много денег. И если сейчас ряд владельцев клубов английской лиги готовы расстаться с ними, из-за того что их фирмы пострадали от кризиса, это далеко не означает, что не найдется кто-нибудь другой, готовый прийти на смену.

    Рассмотрим пример «Ньюкасла»: Майк Эшли покупает клуб за 130 млн фунтов и ровно через год хочет продать его за 480 млн фунтов. Прибыль в 350 млн фунтов — где еще такое может быть? Это не здоровый бизнес, а чистой воды спекуляция и насилие над футболом. Это в корне неправильно, и как раз из-за такой алчности мы в конце концов и имеем финансовый кризис. Но стоит ли делать вывод, что английский футбол (или тот же «Ньюкасл») стал неинтересен? Конечно нет!

    — В связи с кризисом не предвидите ли вы грядущих перемен в иерархии европейского футбола?
    — Разница в классе между топ-клубами становится меньше, что делает ту же Лигу чемпионов гораздо интереснее. Разумеется, клубы вроде «Баварии» или «Лиона» имеют лучшие шансы в будущем. Но можно предположить, что и клубы «второй категории» не будут в дальнейшем отставать от топ-клубов. Это шанс для многих маленьких клубов, которые сейчас снова могут питать надежду приблизиться к грандам.

    — Чего ждать российским клубам?
    — Если они будут использовать деньги (пусть даже из-за кризиса их будет меньше) правильно и по назначению, тогда они будут иметь лучшие возможности, чем 80 процентов западных клубов. Большими деньгами можно разбить любого соперника, но это приведет к краткосрочному успеху. Только деньгами можно все развалить, это дорога в никуда. И потому сейчас как воздух необходимы структура, ноу-хау и креативность. Как на Западе, так и на Востоке.

    Ганновер — СПб


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»