• Ксения Афанасьева: «Пережила землетрясение на 45-м этаже»

    Персона

    29.10.11 14:02

    Главной сенсацией чемпионата мира по спортивной гимнастике в Токио специалисты называют выступление 20-летней россиянки Ксении Афанасьевой, сумевшей завоевать золотую медаль в финале вольных упражнений.

    Сюрприз для соперниц

    — Ксения, вас можно поздравить с успешным окончанием сезона?
    — Спасибо, но сезон еще продолжается. Вы меня застали на короткой побывке в родной Туле, куда я приехала на несколько дней. Скоро назад, в Москву. В ноябре нам нужно выступить на заключительных этапах Кубка мира. И только после этого можно отправляться в отпуск.

    — Где собираетесь отдохнуть?
    — Хотелось бы съездить на море. Но пока ничего не планирую. Сезон такой насыщенный, что нынче не смогла ни разу побывать в Питере, в Университете имени Лесгафта. Учусь на четвертом курсе, однако с преподавателями вижусь урывками и сдаю сессии экстерном. Но такова спортивная жизнь. Если хочешь добиться чего-то серьезного на помосте, надо полностью посвятить себя достижению большой цели.

    — Кстати, о цели. Похоже, ваше победное выступление на чемпионате мира в вольных упражнениях оказалось большим сюрпризом для соперниц.
    — Наверное, можно и так сказать. Мне выпал шанс, и я попыталась воспользоваться им по полной программе. Когда я ехала на чемпионат мира, даже представить себе не могла, что возьму золото на каком-то снаряде. В первую очередь думала об олимпийских лицензиях Лондона. Чтобы их завоевать, нам надо было пробиться в первую восьмерку в командных соревнованиях. Это освобождало бы от дополнительного отбора и лишней нервотрепки накануне Игр-2012. А без травмированных девочек (Алия Мустафина и Мария Пасека.– c)решение задачи представлялось не то чтобы нереальным, но довольно трудным. Однако тренеры очень хорошо настроили нас на борьбу.

    — Задачу вы решили. Вместе с лицензиями выиграли серебро, опередив китаянок и румынок.
    — После этого я подумала, что соревнования для меня практически закончились. Потому что в индивидуальном многоборье на медаль не рассчитывала, а в квалификации вольных упражнений заняла только десятое место.

    Базовую оценку надо подтверждать

    — Когда узнали, что вас допустили в финал?
    — Вечером накануне старта мне объявили, что существует реальная возможность выхода на помост. Наши тренеры приняли решение освободить от выступления Викторию Комову, которая пробилась в финальную восьмерку. У нее были проблемы с мышцами. А за два часа до самих состязаний выяснилось, что снялись также итальянка и румынка. И я из вторых запасных попала в число участниц финала.

     

    — Нервничали?
    — Поначалу была страшная паника, но тренеры меня успокоили и настроили. На жеребьевке получила заключительный восьмой номер. Выступления соперниц не смотрела, буквально до вызова на ковер находилась в разминочной зоне. Краем глаза, правда, взглянула на оценки девочек, выступавших передо мной. Они были очень высокими, я таких никогда не получала. Поэтому думала только о том, чтобы отработать свою комбинацию красиво и чисто. А когда сделала три диагонали и хорошо попала в поворот, поняла, что упражнение отлично получается. Так оно и вышло. Судьи поставили максимальные оценки.

    — Но ведь базовая сложность вашей композиции была ниже, чем у той же американки Уибер.
    — Так ведь заявленные элементы надо еще выполнить четко. У меня это получилось. Думаю, лучше выполнить свою комбинацию, чем в тот вечер, я была не в состоянии. Судьи со мной согласились.

    — Но, вообще-то, к судейству на этом чемпионате мира были претензии. В многоборье у нашей Виктории Комовой отобрали золотую медаль в пользу американки Уибер.
    — Я не арбитр, поэтому не могу сказать, почему Вике сбавили оценки. Возможно, во время упражнений на брусьях, где решалась судьба титула, судьи усмотрели какие-то погрешности в ее выступлении.

    — Сборную США можно победить?
    — С Алией Мустафиной, думаю, можно. Мы все ждем, когда она вернется в строй после реабилитации.

    — Травмы – постоянный спутник спортивной гимнастики? Насколько я знаю, накануне этого сезона вам тоже не удалось избежать проблем.
    — Действительно, на прошлогоднем чемпионате мира в Роттердаме я выступала с разорванными связками колена, на уколах. Когда вернулась из Голландии домой, легла на операцию. Тренироваться начала только в конце января. Колено постоянно напоминало о себе. Спасибо докторам и тренерам за то, что они сумели бережно подвести меня к главному старту года.

    Работаем минимум семь часов

    — В этом году у вас двойной юбилей – 20 лет со дня рождения и 10 лет со дня приглашения в резерв юниорской сборной. А кто вас привел в спорт?
    — Бабушка. Сначала она мою маму сделала мастером спорта по спортивной гимнастике, а потом принялась и за меня (смеется). Записала в первую тульскую спортивную школу к тренеру Сергею Олеговичу Гайдерову, водила меня на тренировки.

    — С 2001 года вы фактически круглогодично живете на федеральной тренировочной базе «Озеро Круглое» в Подмосковье. Трудно было привыкать? Не хотелось все бросить и вернуться в родительский дом?
    — Через это многие проходят. Меня, пожалуй, всерьез такая мысль посещала лишь однажды, именно в первый год самостоятельной жизни. Звонила домой, просила, чтобы забрали меня хотя бы на две недели. Но бабушка ответила, если мы уедем с базы, то навсегда. И я решила остаться.

    — Много приходится трудиться?
    — Считайте сами. Первая тре­ни­ров­ка-зарядка обычно продолжается полтора часа. Затем идем на зав-трак и немного отдыхаем перед вторым, трехчасовым, занятием. Потом обед, сончас и третья тренировка, на два с половиной часа. А после ужина – учеба для школьников. На базе для этого есть специальные классы, учителя приезжают к нам, что называется, на дом. И так шесть дней в неделю. В свой единственный выходной, в воскресенье, обычно гуляем по лесу вокруг базы, слушаем музыку или смотрим кино, ходим в баню. Кого-то в этот день навещают родители, если тренеры разрешат.

    — Кто вас тренирует во время сборов?
    — Марина Владимировна Назарова. Она много лет занимается со мной и Ксенией Семеновой, которая тоже из Тульской области. Ну а общее руководство осуществляет старший тренер Александр Сергеевич Александров. Очень хорошие наставники.

    — База за десять лет стала родной?
    — Привычной, так скажем. За последнее время она сильно изменилась к лучшему, стала гораздо комфортнее.

    — Вас можно назвать подругами с Ксенией Семеновой? Когда она вас обыгрывала на чемпионатах Европы и мира, не возникало психологического дискомфорта?
    — Мы действительно дружим, часто созваниваемся, переписываемся с помощью СМС. Могу сказать с легкой душой, что никогда не завидую тем, кто выступает лучше меня. У меня если и бывает досада от неудачного выступления, то не на Ксюшу или кого-то другого, а на себя.

    — Ксения из-за травмы спины не полетела в Японию. А вы, насколько я помню, сильно опасались поездки в Токио.
    — Так ведь небеспричинно! Вспомните, сколько бед обрушилось на эту страну нынешней весной – и землетрясение, и цунами, и авария на атомной станции. Острова постоянно трясет. Даже нам досталось. Накануне соревнований сидели в ресторане на 45-м этаже отеля. И вдруг пол под ногами заходил ходуном. Было страшно. Но для местных жителей такие толчки в порядке вещей. Их с детства приучают, как надо себя вести, если землетрясение застало тебя в помещении.

    — Японские зрители чем-то запомнились?
    — Теплотой и доброжелательностью. Очень приветливые болельщики, которые поддерживают всех спорт-сменов, а не только своих соотечественников. Кстати, они хорошо разбираются в гимнастике. Когда Вику Комову в личном многоборье поставили на второе место, они бурно выразили свое неодобрение арбитрам. Такие моменты позволяют забыть о ежеминутной опасности, подстерегающей Японию.

    — А нужно ли гимнасткам перед выходом на помост думать о том, чтобы выглядеть женственными?
    — Для меня это очень важный вопрос. Я обычно долго готовлюсь к выступлению, особенно в вольных упражнениях. Часа полтора. Тщательно подбираю косметику, которая должна подчеркнуть создаваемый образ.

    О тренерской карьере не думаю

    — Знаменитая Светлана Хоркина выразила надежду, что ваша нынешняя победа должна помочь тульской школе гимнастики преодолеть нынешние проблемы. Поясните, что она имела в виду?
    — Наверное, наш старенький зал, в котором уже опасно трени­роваться. Из-за этого тренеры не могут набрать новые группы. Одаренные дети наверняка есть, но заниматься с ними по большому счету негде. Ждем не дождемся, когда строители сдадут новый просторный комплекс. Обещают в ноябре.

    — Хорошие условия помогают добиваться побед?
    — Я думаю, это крайне необходимо. Нужно непременно открывать новые спортивные школы, потому что многие из тех, что работают сегодня, не позволяют детям полноценно тренироваться.

    — Вас принято называть сильным командным бойцом.
    — Наверное, я соглашусь с этим. Когда бьюсь за интересы команды, забываю обо всех болячках. К тому же сегодня я – самая старшая в нашей сборной. Стараюсь находить для младших нужные слова, быть помощницей тренеров.

    — А в себе тренерскую жилку чувствуете?
    — Вряд ли я захочу такого тяжелого хлеба. И хотя учусь в спортивном вузе, пока не решила, чем буду заниматься по окончании спортивной карьеры.

    Друзья подарили большого барашка

    — У вас уже довольно много наград. Где их храните?
    —  Не скажу (смеется). Дома есть специальный крючок для медалей, но я их туда боюсь навешивать. Может не выдержать тяжести.

    — За другими видами спорта следите?
    — Болею за футбольную сборную России и за ЦСКА. Я же из армейского клуба. Знаю братьев Березуцких, Игоря Акинфеева. На сборах часто живем рядом с пловцами и прыгунами в воду. Еще во время Олимпиады в Пекине общались с ребятами и девчонками из других команд. Жаль, тогда нашей сборной не удалось подняться выше четвертого места.

    — В июле будущего года, надеемся, поедете на свои вторые Олимпийские игры. Можно ли сказать, что в Токио вы показали программу для Лондона?
    — Пожалуй, так оно и есть. Пока мы с тренерами не обсуждали, будем ли усложнять программу в олимпийском сезоне. Но повысить базовый уровень оценок хотелось бы.

    — Если все сложится хорошо, сделаете упор на вольные упражнения?
    — Не буду загадывать. Конечно, хочется завоевать медаль на Олимпиаде. А вольные – мой любимый вид многоборья.

    — В талисманы или приметы ве­рите?
    — Стараюсь не обращать внимания на это. Хотя, наверное, талисман у меня все-таки есть. С детства собираю игрушечных овечек. У меня их дома очень много. Друзья знают об этом увлечении. Вот и на встречу в аэропорту принесли огромную мягкую игрушку – белого барашка.

    Карьера была под угрозой

    Едва ли не самые неприятные дни в своей карьере будущей чемпионке мира пришлось пережить позапрошлой осенью, перед стартом мирового первенства – 2009, проходившего в Лондоне. Афанасьева приехала в Англию в ранге серебряного призера чемпионата Европы в многоборье, но уже после первых тренировок на лондонском помосте была вынуждена уехать домой. У гимнастки обострилась травма спины, полученная годом раньше на международных соревнованиях в Швейцарии, и врачи даже ставили вопрос о прекращении спортивной карьеры.

    Впрочем, все обошлось. Тренеры нашей команды вовремя приняли волевое решение – поберечь здоровье спорт-сменки и не выставлять ее ни на один из снарядов. Место травмированной Ксении заняла Екатерина Курбатова, но в квалификационных соревнованиях россиянки выходили в неполном составе из трех человек. Возникшую коллизию старший тренер женской сборной Александр Александров (на фото) объяснил тем, что к тому моменту в команде образовалась настоящая брешь. «Вызывать из Москвы попросту некого. Предыдущее поколение ушло, а спортсменки резерва еще не достигли возраста, отвечающего критериям Международной федерации гимнастики для выступления на взрослом чемпионате мира», – заметил тогда наставник команды.

    Время подтвердило мудрость Александрова. Карьеру Афанасьевой он спас, и Ксения в 2010 году помогла сборной выиграть первое с 1991 года командное многоборье, а в 2011 году сама завоевала индивидуальное золото.

    Жюльен и жареная курица

    Во время подготовки материала «Спорт день за днем» заглянул в анкету чемпионки мира, заполненную специально для сайта ЦСКА, цвета которого Афанасьева защищает почти половину своей жизни. И выяснилось, что, помимо футбольной сборной России, у Ксении много других интересов. Например, в редкие свободные часы гимнастка предпочитает гулять, слушать музыку или общаться с друзьями на любые темы. Отпуск любит проводить у теплого моря. Например, после Олимпийских игр – 2008 они с тренером Мариной Назаровой и одноклубницей Ксенией Семеновой целых две недели загорали на турецком пляже и ничего не делали, даже зарядку. На вопрос, какой она видит свою дальнейшую жизнь, Афанасьева честно сказала, что пока предпочитает не задумываться о будущем, а живет сегодняшним днем. А на вопрос о любимом блюде ответила: «Жюльен и жареная курица».

    И это легко понять. Блюда калорийные и почти недоступные. Ведь на протяжении всей своей спортивной жизни Ксении постоянно приходится следить за своим весом.

    Гидромассаж вместо выпускного

    Ксения окончила среднюю школу в неполные 17 лет (день рождения у нее 13 сен­тября). Последний звонок и выпускной бал ей пришлось пропустить. Подготовка к Пекину-2008 была в разгаре, и спорт-сменке надо было готовиться к Кубку России, по итогам которого тренеры определили окончательный состав олимпийской дружины.

    «Зато проблема выбора наряда для выпускного вечера меня не мучила. И не жалею об этом», – заметила Ксения после победы в соревнованиях. Школьному балу она предпочла гидромассажную ванну.



    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»