• Кто поможет Кержакову?

    Исследование «Спорта»

    03.04.13 15:41

    Разбираться со сбившимся прицелом Кержакова мы призвали коллег и наставника форварда. С Евгением Тарасовым, работающим сейчас тренером в академии «Зенита», Александр 12 лет назад вел команду к первым медалям в постсоветской истории. Владимир Казаченок знает нападающего с юных лет, именно он на рубеже веков передал 18-летнего юнца в опытные руки Юрия Морозова. А член «Клуба 100», куда входят бомбардиры, забившие сто и более мячей в новейшей истории, Александр Мостовой не только поиграл с Кержаковым в сборной, но и знает, что  приходится испытывать игроку, который перестал делать то, что раньше у него получалось лучше всего.

    Евгений Тарасов: «Рецепт для Кержакова — больше забивать на тренировках»

    — Ох, трудно в такой ситуации сделать выводы, — говорит Тарасов. — Допускаю, что уверенности у Кержакова могло поубавиться. А может, и последствия травмы продолжают сказываться на физическом состоянии Александра.

    — А что важнее в такой ситуации — внутренняя уверенность, тренерское доверие или, может, успешные результаты команды?
    — На мой взгляд, главное — постоянно находить в себе мотивацию забить гол. При этом не обращая внимания на то, как складывались предыдущие матчи, какие в них были ошибки. Можно ведь вспомнить, что в подобной ситуации Саша оказывался в начале карьеры, когда мы вместе выступали за «Зенит». Но собственная уверенность и доверие Юрия Андреевича Морозова помогли сломить «сухую» серию. Морозов продолжал выпускать Кержакова на поле, моменты у него появлялись, наконец в матче со «Спартаком» он открыл счет голом. А после этого забивал уже достаточно регулярно. Подчеркну, главное сейчас — не останавливаться, ни физически, ни психологически. Тогда и моменты будут. А значит, и голы придут.

    — В вышей карьере такое было? На поле выходите, а мяч в ворота не идет.
    — Случалось, и не раз. Еще до перехода в «Зенит» подобное было в «Кайрате». А после отъезда из Питера — в «Соколе». Причем роднит ту мою ситуацию с нынешней у Кержакова то, что мне тоже пришлось восстанавливаться после травмы. При этом необходимость адаптироваться в новой команде, привыкать к партнерам все усложняла. В голову, конечно, лезли плохие мысли, но не позволял им завладеть собой — продолжал анализировать свои действия и верить, что обязательно забью.

    — Голы, забитые на тренировках, помогают в официальных матчах?
    — Смотря какая тренировка. Если уровень борьбы, эмоционального накала высок, то такая тренировка похожа на матч. И помогает наладить прицел.

     

    Владимир Казаченок: «Сухая» серия? Посмотрите, сколько у него голов за карьеру!»

    — Видно, что Саша переживает, — начал разговор тренер, под руководством которого Кержаков в 2000 году начинал профессиональную карьеру. — Ведь для нападающего голы — главное, ради чего он выходит на поле. Сейчас важно Сашу поддержать и не нагнетать давление по этому поводу.

    — Нынешняя «сухая» серия Кержакова чем-то отличается от тех, которые были у него в «Зените» в 2001 и в 2010 годах?
    — Повторяются только факты. А все остальные составляющие сравнивать трудно — разное время, другие команды, отличаются партнеры. Хотя, конечно, ситуация складывается такая, которой лучше бы не было.

    — Как ее преодолеть?
    — Через работу. Достаточно забить однажды, как голы снова придут. Я в этом не сомневаюсь. Ведь, чтобы понять, кто такой Кержаков, достаточно разделить количество матчей, которые он провел за карьеру, на количество забитых мячей.

    — Самый ценный совет, который вы сами получали в таких ситуациях будучи футболистом?
    — Он же и самый простой — не зацикливаться.

    — Сказать-то легко.
    — Дело в том, что какие бы слова нападающему ни говорили, только он сам способен прочувствовать ситуацию и разобраться, как из нее выходить.

    — Наверняка у Кержакова случались подобные серии и в футбольной школе, где вы работали. Тогда приходилось его успокаивать, что-то советовать?
    — Нет, в дополнительной психологической помощи Саша не нуждался. А любые неудачные серии преодолеваются только работой, верой в себя.

    Александр Мостовой: «Когда нападающие не забивают, партнеры начинают смотреть косо»

    — Думаю, истоки безголевой серии Кержакова в последствиях осеннего конфликта в «Зените», — считает Мостовой. — Скорее всего, Кержаков некомфортно чувствует себя психологически, из-за этого и все остальные проблемы — трудности во взаимодействии с тем же Халком, нехватка моментов. Есть и еще один фактор. Бразильца ведь покупали как конкурента Александра. И сейчас Халк выходит на ведущие роли, забивает, а Кержаков остается в тени. Из-за этого он тоже может тушеваться.

    — Когда вы долго не могли забить, тоже чувствовали давление?
    — У меня из-за этого сложностей не было. Хотя тоже был атакующим игроком, исполнял «стандарты», и голов от меня ждали. Но я все-таки не был нападающим. У форвардов же другое восприятие. Когда они не забивают, на них начинают уже смотреть не так. Помню, как сам им говорил порой: «Сколько уже можно! Мы тебе столько создаем моментов, чтобы ты хотя бы ногу или голову подставил, а все бьешь мимо!»

    — Нереализованный пенальти может добавить неуверенности? Ведь одно дело, когда мяч не идет в ворота при сопротивлении соперников, другое — если предыдущие промахи венчает проигрыш в дуэли вратарю.
    — Нет! Акцентировать на этом внимание точно не стоит. Пенальти такой же голевой момент, как и другие. Просто его разновидность. И промахи с «точки» не такая уж и редкость.

    — В Испании журналисты и болельщики обращают внимание на «сухие» серии нападающих?
    — Конечно. Тоже считают количество матчей, вспоминают, когда последний раз отличался, рассуждают о причинах. В последнее время по этому поводу писали о Сальгадо и Негредо.

    — Как футболисты реагируют на такие публикации?
    — Как правило, просто обещают скорее «сухую» серию прервать. Говорят, мол, в следующий раз обязательно забью.

    — В таких ситуациях психологическое давление на них выше, чем в России?
    — Думаю, в современном футболе говорить об излишнем давлении со стороны неуместно. Ну какое может быть давление? Оно возможно, если бы зарплату не давали, когда ты не забиваешь. Или как было в советское время — штрафы, изгнание из команды, какие-то назидания. А сейчас-то что? Сыграл неудачно, промазал несколько раз, но после матча спокойно сел в машину и поехал (смеется).

    Профессор Рудольф Загайнов: «Проблемы Кержакова могу решить за одну беседу»

    Как бы аргументы футбольных экспертов ни различались, влияние психологического фактора отметили все трое. Наш следующий собеседник — известный спортивный психолог Рудольф Загайнов — за несколько десятков лет карьеры он помог справиться с внутренними проблемами многим известным спортсменам. Оказалось, что для Загайнова причина «молчания» форварда «Зенита» лежит на поверхности.

    — Я вижу, что нападающий сейчас не такой, как всегда, — говорит 72-летний профессор. — Кержаков отрабатывает на поле, но он не сконцентрирован. Почему? Ответ известен только ему. Но могу вам смело сказать: работай я в команде, тоже бы знал.

    — Каковы пути выхода из такой ситуации? Многие футболисты и тренеры говорят, что достаточно забить раз, и все вернется.
    — Это слишком простое объяснение. Разбираться надо с проблемами человека. А вот что конкретно его беспокоит, гадать бессмысленно. Это могут быть и вопросы личной жизни, и финансовые дела, и многое другое.

    — Но какие-то рекомендации можете дать нападающим, которые забыли, когда последний раз огорчали вратарей?
    — Говорить об этом со стороны надо очень аккуратно. Я ведь не работаю в «Зените», атмосферы в команде не знаю. Возможно, именно она не позволяет Кержакову раскрыться. А вообще корень проблемы надо искать в его окружении. Вспоминаю нашу работу с Константином Бесковым — мы с ним тесно общались. Он всегда говорил, что ответы надо искать в друзьях футболиста. Именно они формируют ауру вокруг него.

    — Сколько времени в таких случаях требуется, чтобы вернуть игрока в оптимальное психологическое состояние?
    — Здесь дело не во времени, а в специфике и глубине проблемы. Но судить я могу только по своему опыту. Мне, например, хватает одной доверительной беседы. Что для этого надо? Главное, чтобы спортсмен увидел искреннее желание психолога помочь ему преодолеть какие-то барьеры. Думаю, сложности Кержакова смог бы решить очень быстро.

    — Многие футболисты говорят, что о своих «сухих» сериях не думают и уж точно на них не зацикливаются.
    — Поверьте мне, они об этом думают днем и ночью! Длительная безголевая серия — серьезная психологическая травма для нападающего. И Кержаков сейчас травмирован.

    Сколько можно «молчать»?

    1. 2001 год: с 10 марта по 30 июня, 13 матчей, 739 минут

    Эта история — классика доверия молодежи в «Зените». Разглядев дар бомбардира в игроке из областного «Светогорца», Юрий Морозов натаскивал его целый первый круг, пока не натаскал до шести мячей за первый в карьере год на высшем уровне. Возившийся с Кержаковым «зажигатель звезд» ставил горе-нападающего на фланг, выпускал на замену и тут же сажал на скамейку прямо по ходу одной игры, ссылал в дубль, но возвращал обратно. Угробив ряд супермоментов, вроде выхода один на один с Вениамином Мандрыкиным во Владикавказе, Кержаков не утратил молодецкой дерзости. На встрече с болельщиками ему пообещали простить все за гол «Спартаку». Тогда и наступил его звездный час. Затерзав малоопытного защитника Бугакова, Александр сравнял счет, быстро сориентировавшись в сутолоке после углового. Тогда же возникла еще одна серия исторических кадров: знаменитые кувырки с Андреем Аршавиным.

    2. 2006 год: с 30 апреля по 30 июля, 11 матчей, 929 минут

    Настоящая революция, прогремевшая в «Зените», отбросила Кержакова с первого плана. Назначение Дика Адвоката вместо Властимила Петржелы, перестроение на комбинационный футбол с игрой в касание «на третьего» больно давалось игроку прорыва, привыкшему реализовывать себя в стихии скоростей, а не в позиционном нападении. От пропавшей уверенности в себе Кержакову дважды, в матчах с «Локомотивом» и «Торпедо», не удалось реализовать пенальти. Отыскав оазис в «засушливой» пустыне в матче с «Динамо», Кержаков до конца года забил лишь раз — «Крыльям Советов». Дальше возникла новая напасть: мечта о «Севилье» и утрата мотивации, что в «Зените» признавать отказывались. Дик Адвокат на словах доверял любимцу болельщиков, но ставку делал на купленного летом Фатиха Текке, игравшего на тот момент с куда большим воодушевлением, чем его конкурент.

    3–4. 2010 год: с 13 марта по 28 апреля, 9 матчей, 683 минуты и со 2 мая по 24 июля, 8 матчей, 641 минута

    Кержаков вернулся в Питер с богатым житейским опытом и Кубком УЕФА, завоеванным в составе «Севильи», но, как и в первом своем сезоне, «пристреливался» к воротам очень долго. Если бы не гол в ворота ЦСКА, его «сухая» серия растянулась бы на 17 матчей, включая кубковые. Проблему «нового» Кержакова было принято объяснять тем, что он стал слишком командным игроком. Тогда же родилась шутка, что он в «Зените» играет далеко выдвинутого вперед «опорника». Но стоило «Зениту» только объявить о переходе бомбардира «Рубина» Александра Бухарова, как у Кержакова от чувства обострившейся конкуренции словно загорелась земля под ногами. Неизвестно, совпадение ли это или лучший способ мотивации, но вплоть до последнего времени Кержаков на острие атаки был для «Зенита» безальтернативным вариантом. Бухарову же не удается выбраться из запаса до сих пор.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»