• Кто с нами? Кто против нас!

    Мнение

    12.10.10 09:11

    Кто с нами? Кто против нас! - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Инцидент с андоррским фермером Пепе, обиженным русскими болельщиками, только на первый взгляд кажется частным случаем. Примечательна и реакция на разорение его сада пьяной молодежью. Президент РФС Сергей Фурсенко сначала усомнился в том, что это сделали наши (он даже допускал, что это провокация!), а потом пообещал, что с виновными разберутся. Есть опасения, что история может иметь продолжение в Ирландии и Македонии. Особенно при отрицательном исходе. Ведь случившееся — не простое хулиганство, а выражение жизненной философии значительной социальной прослойки соотечественников.

    Недавно я набросал список европейских стран, где футбольные фанаты отличаются наиболее буйным и неадекватным поведением. Вот он: Италия, Сербия, Польша, Греция. Россия — туда же. Это, знаете, как в политике новая держава, примкнувшая к уже сложившейся Большой семерке. Что общего у этих стран с совершенно разными социокультурными традициями и уровнем жизни? На мой взгляд, их объединяет одно: во всех этих странах религия играет не просто важную роль, а абсолютно гипертрофированную.

    Италия — центр католицизма, Греция — православия. Польша — страна, где католицизм выжил в аду коммунистической контрпропаганды. В самые замшелые советские времена там снимались фильмы на христианские темы. Причем безо всякого страха перед цензурой снимались. Сербия сплотилась вокруг своих святынь и выдержала две жуткие войны. Без православия, думаю, славянские братья давно потеряли бы свою аутентичность во враждебном окружении.

    И вот в этих самых странах, где все от мала до велика благоговейно жгут свечи и целуют иконы, на футболе можно столкнуться с удивительной, я бы даже сказал, воинствующей бесчеловечностью. Ни за что не забуду, как в Греции в девяностые кидали с трибун тяжелые драхмы. Монетки, пущенные умелой рукой, долетали до поля и рассекали ребром лицо. Сам я, когда был в 1995-м на матче Греция — Россия (0:3), попал под такой дождь и чудом не поранился. Хорошо, что игра проходила в Салониках, где народ победнее. Там кидали монеты достоинством в 50 драхм, а в Афинах не жалели 100 драхм — тяжелый диск и летел дальше, и бил больнее.

    Про мотоцикл, брошенный с трибуны в Италии, и убитого на Сицилии полицейского все хорошо знают. О радикализме поляков много всего написано — они даже на чемпионате мира в Германии, где в целом было очень спокойно, устроили бойню в Дортмунде. Питерским болельщикам недавно бумерангом аукнулся приезд в Брюссель сербов. «Андерлехт», было дело, принимал «Партизан» и получил беспорядки и драки. Соответственно, у бельгийских полицейских возникло предубеждение и против гостей из России, с которыми обращались, словно с уголовниками.

     

    И вот я задаю себе вопрос, а откуда такой контраст, такой разрыв между идеалами, декларируемыми в церкви, и поступками на стадионе? Ведь в том же Питере на трибунах развеваются полотнища с образом Спаса Нерукотворного, а потом в адрес гостей раздается песенка «Мы вас повесим и закопаем». Красно-белые на первой минуте любого матча выдыхают молитву «Боже, “Спартак” храни», но потом эти же самые уста призывают оппонентов заняться оральным сексом. Все возмущались, когда кощунственным баннером оскорбили память Льва Яшина, но забылось, что динамовские болельщики на матче с «Тереком» в 2008 году громко хулили священное для всех мусульман имя. А оскорбления в адрес Татьяны Булановой? Только для того, чтобы спровоцировать ее мужа Владислава Радимова. Фанаты кричали гадости о человеке, который никакого отношения к футболу не имеет. Более того, Татьяна — необычайно спокойная, скромная и негламурная артистка, нашедшая в себе великодушие не обижаться на эту толпу распоясавшихся мужчин.

    Болельщик, по-видимому, считает, что стадион — место, свободное от всяческой морали. Футбол — как лакмусовая бумажка, он позволяет сделать жуткий вывод: старейшие ветви христианства (православие и католицизм) для очень-очень многих современников — это только внешние ритуалы и церемонии, но никак не исторический и духовный опыт, влияющие на внутреннюю жизнь. С одной стороны, религия породила у названных мною выше народов идею собственной исключительности. Отсюда пафосные тезисы: мы — святая Русь, с нами Бог, Четвертому Риму не бывать и т.п. Но с другой стороны, именно от этого и появилось осознание, что раз мы особенные, то непогрешимые, и нам все дозволено.

    Велико желание объяснить фанатские бесчинства в Европе общей люмпенизацией населения, но ясно же, что бедные люди за границу не поедут — у них нет денег. Варварские поступки совершают вполне состоятельные граждане, с неплохим образованием и беловоротничковой работой. Для них футбольный матч — возможность впасть на несколько часов в скотское состояние и не чувствовать при этом никаких угрызений совести.

    Похожая история с Кодексом чести: все его подписывают, а нравы в нашем футболе лучше не становятся. На поле мат-перемат, подозрительных матчей все больше и больше, футболисты способны собраться на игровой подвиг только ради бешеных премиальных. А с нами ли Бог, православные?


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»