-
Куда девались аншлаги?
Исследование «Спорта День за Днем»03.04.14 15:20
(Фото: ФК «Зенит»)
Один город — одна команда. Для Москвы такой лозунг совершенно не годится. Для Питера — в самый раз. Ему вполне комфортно живется и с одним «Зенитом». Какой местный канал ни включишь, везде разговоры о нем. От всевозможной атрибутики рябит в глазах. Есть даже шапочки для бани с эмблемой «Зенита». Для полноты картины не хватает только красавца 68-тысячника, который долго и упорно строят на Крестовском острове.
Пока же руководителям «Зенита» надо всерьез задуматься, как его заполнять. И эта проблема вовсе не надуманна. Ведь сейчас питерская команда не собирает даже и двадцати тысяч. «Спорт День за Днем» нашел пять причин, объясняющих, почему «Петровский», вмещающий всего 21,5 тысячи человек, постепенно забывает про аншлаги.
1. Ленивые владельцы абонементов
Проплешины на трибунах «Петровского», как правило, появляются в двух местах: в гостевом секторе и по центру. С первым «Зенит» никак не справится. По регламенту его соперники имеют право на десять процентов билетов от официальной вместимости стадиона. Сайт «Петровского» оценивает ее в 21 504 человека. Вместе с ложей прессы и ложами на VIP-секторах. Тут же, правда, идет приписка, что 251 место не подлежит продаже. Лезем в калькулятор и получаем уже 21 253. Этой цифры и будем придерживаться. На долю гостей выходит 2125 мест. Два сектора за воротами, заполненные почти под завязку. В реальности такую квоту могут осилить только столичные команды. У остальных запросы гораздо скромнее. А рассадить на пустующие кресла болельщиков «Зенита» мешают правила безопасности. Вдруг они подерутся с приезжими фанатами?!
На центральных секторах другая проблема. Там в основном собираются владельцы весьма дорогих абонементов. Часть из них ведет себя весьма избирательно. Команды из Москвы входят в обязательную программу, а на соперника уровня «Томи» или «Урала» могут и не пойти. Неинтересно. Когда абонемент представлял собой книжечку из билетов на отдельные матчи, можно было продать квиток на ненужный матч. Сейчас этой возможности нет. Только если временно отдать свой абонемент кому-то из друзей или знакомых.
Коммерческий директор «Зенита» Дмитрий Манкин предлагал другой выход — выставлять абонемент на продажу. А после его реализации вернуть часть денег на специальную карту, которую затем можно использовать либо для покупки следующего абонемента или атрибутики «Зенита» в специальных магазинах. В качестве аргумента приводилось хорошо знакомое заклинание: это европейская практика. Пока она работает не очень, раз остаются свободные места. Может, лучше поощрять людей, которые не забывают дорогу на стадион. В любую погоду и при любом сопернике. Сходил на все 15 матчей чемпионата — получи 15 процентов скидки на следующий абонемент.
2. Мало питерцев в составе
В ближайшее время «Зениту» не грозит стать командой «мальчишек из соседнего двора». Возросшие амбиции диктуют совсем другое: покупай и выигрывай прямо сейчас, а не жди завтра. Еще неизвестно, каким оно будет. Вот и везут в «Зенит» мальчишек из чужих дворов, преимущественно европейских, а свои доморощенные разъезжаются по арендам или уходят сами, как Игорь Денисов. В нынешнем составе «Зенита» питерских воспитанников можно пересчитать по пальцам одной руки: 32-летний Андрей Аршавин, 31-летний Александр Кержаков и 35-летний Вячеслав Малафеев. Причем последний не играет, а больше мучается с больной спиной. Кому-то такое положение дел кажется вполне нормальным. Играет же СКА без питерских хоккеистов, и ничего, регулярно собирает аншлаги в Ледовом дворце. Впрочем, есть и другая точка зрения: без питерцев болеть за «Зенит» не так интересно. Дома по телевизору посмотрю, а на стадион «топить» за варягов не пойду. Здесь уместно вспомнить чемпионат-1998, когда «Зенит» Анатолия Бышовца шел среди лидеров. Побед было много, но и «чужаков» в составе хватало. А на «Петровском» собиралось по 15–18 тысяч. Аншлагами и не пахло.
Зато в 2001 году «Петровский» буквально ломился от наплыва болельщиков. Всем хотелось поглядеть на команду Юрия Морозова, где на первых ролях были как раз мальчишки из соседних дворов. Или вспомним 2003-й. В июне Властимил Петржела ввел в состав «Зенита» большую группу дублеров. Что было дальше, все прекрасно помнят. Обожание болельщиков и завоевание серебра. Меньше 20 тысяч на «Петровском» уже не собиралось, а на «Локомотив» и вовсе набились все 24. Правда, тогда на входах в сектора не было вертушек.
3. Старый стадион
«Петровский» уже давно морально устарел. Мало того что по трибунам гуляет колючий питерский ветер, так еще и негде спрятаться от дождя и снега. Козырьки есть только над ложей прессы и VIP-местами. Иначе «Петровский» никогда бы не допустили до матчей Лиги чемпионов. Три обыска на пути к своему сектору тоже не поднимают настроения. Как и вид полицейских с собаками. Есть риск нарваться и на нецензурную перебранку фанатов. Особенно на играх «Зенита» с московскими командами. Но тут уж стадион совершенно ни при чем. Материться будут и на новой арене «Зенита» на Крестовском острове. Ориентировочно с лета 2016 года.
4. Нет новых звезд
Людей привлекают на стадионы имена. От этого так просто не отмахнешься. Месси в «Барселоне», Криштиану Роналду в «Реале», Луис Суарес в «Ливерпуле» — ради того, чтобы их увидеть, болельщики готовы забыть про все дела и бежать на стадион. Есть ли такие в «Зените»? Только Халк. И то с некоторой натяжкой.
Бразилец редко балует своих почитателей какими-то чудесами. Обычно его игра сводится к тому, чтобы подобрать мяч и протащить его через полполя. Дальше вариантов два: либо ударить самому (самый популярный), либо выкатить мяч партнеру по команде (редко, но встречается). Ах нет, еще про третий забыли. Если Халк упал сам или с помощью соперника, он почти всегда воздевает руки к арбитру.
Аксель Витсель, тоже вставший «Зениту» в копеечку, вообще не мастер по части шоу. От него уже и не ждут разрекламированных поначалу хлестких ударов по воротам соперника. Лишь бы «выжигал» центр поля. Специалисты не оставят это без внимания, а вот простому болельщику хочется чего-нибудь сладенького: экстравагантного финта или передачи ХХII века. Президент «Зенита» Александр Дюков уже пообещал, что летом питерцы сделают громкое приобретение а-ля Халк. Будем надеяться, что так и будет. А звездный новичок приведет на «Петровский» недостающих болельщиков.
5. Плохая погода
Это только в песне поется, что у «природы нет плохой погоды». Петербург неохотно принимает матчи «Зенита» в конце ноября, декабре и марте. Если они, конечно, не уровня Лиги чемпионов. «Посещаемость матчей ’’Зенита’’ стала зависеть не только от силы соперника, но и от погодных условий. Причем очень серьезным образом, — соглашается коммерческий директор «Зенита» Дмитрий Манкин. — Если на улице тепло, то у нас стопроцентная заполняемость. Мы даже распродаем билеты за два-три дня. Если погода плохая (мороз или сильный дождь), а соперник ’’Зенита’’ неинтересный, то 5–10 процентов мест на стадионе может быть не распродано».
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»