• Лаврентий Палыч Берия вышел из доверия

    Ленинградское дело

    09.04.13 01:03

    Лаврентий Палыч Берия вышел из доверия - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    (Фото: ФК «Зенит»)

    Очередное воскрешение ленинградского-петербургского «Динамо» стало очередным поводом перелистать страницы истории.

    Первая довоенная

    Питерское «Динамо» в этом году отпразднует 90-летие. В довоенные и первые послевоенные годы динамовцы, а не «Зенит», были законодателями мод в ленинградском футболе. Михаил Бутусов, Павел Батырев и Пека Дементьев, братья Шелагины и Валентин Федоров, Аркадий Алов, Георгий Шорец, Анатолий Викторов, Виктор Набутов — что ни игрок, то легенда! Правда, выше 5-го места (в 1940-м) бело-голубым не удавалось подняться. Первый удар по «Динамо» был нанесен в 1953-м. Спортивное начальство посчитало: слишком много развелось этих «Динамо», представлявших ведомство Лаврентия Павловича Берии, как пелось в народной частушке, «потерявшего доверие».

    «Динамо» не исчезло, а практически в полном составе (13 футболистов) перешло под крыло «Трудовых резервов». Воссозданная команда произвела настоящий фурор, заняв в первенстве СССР — 1954 четвертое место (лучшее для ленинградских команд на тот момент), оставив позади признанных грандов. Динамовский бренд вернулся уже во времена хрущевской оттепели. А в классе сильнейших бело-голубые вернулись по кабинетному решению, заняв место другой ленинградской команды — «Адмиралтейца». Казалось, на этот раз «Динамо» пришло всерьез и надолго и поборется за звание первой команды города. Между прочим, тогда Юрий Морозов со своим братом Олегом играли в футболках со знакомой сегодня литерой «Д», а компанию им составлял известный комментатор Владимир Перетурин. Кстати, «Динамо» дало городу еще двух мастеров репортажа — Владислава Гусева и Геннадия Орлова. Увы, очередное сокращение элиты отечественного футбола — в 1963-м — обернулось последним отлучением «Динамо». Уже тогда стало очевидно: городское руководство сделало ставку на «Зенит».

    Первый опыт Морозова

    Можно, конечно, сто раз проклинать чиновников и жаловаться на судьбу, но в дальнейшем история «Динамо» шла по нисходящей. Сегодня сложно дать однозначный ответ, почему все-таки «Зенит» оказался в фаворе. Не последнюю роль сыграл статус общегородской, то есть народной, команды (не надо воспринимать этот заезженный штамп и проводить параллель со «Спартаком»). Динамовцы же так и остались командой ведомственной. Ведь сколько бело-голубых коллективов исчезло с футбольной карты страны: в Одессе, Харькове, Ереване, Ростове-на-Дону. Однако это лишь одна из версий...

     

    Шли годы, и «пациент был скорее мертв, чем жив». Лишь однажды динамовцам удалось выбраться из прочно засосавшей их трясины второй лиги. По иронии судьбы в середине 1977 года «Динамо» инкогнито (нигде официально его имя не называлось) возглавил Юрий Морозов. Мало кто знает — это была первая самостоятельная работа с клубной командой великого тренера. Союз Морозова и «Динамо» не сложился. Поговаривали, что партийные боссы Ленинграда, разочаровавшиеся в «Зените», хотели сделать ставку именно на «Динамо», но в последний момент почему-то переиграли, поставив Юрию Андреевичу задачу поднимать «Зенит».

    Информация к размышлению: десять (!) игроков «Зенита», выигравшего чемпионат СССР 1984 года, начинали свой путь именно в «Динамо» — Николай Ларионов, Владимир Клементьев, Юрий Желудков, Сергей Кузнецов, Сергей Веденеев, Юрий Герасимов, Аркадий Афанасьев, Сергей Дмитриев, Николай Воробьев, Игорь Комаров. «Динамо», помимо обкатки молодых игроков, помогало им отслужить в армии не покидая родного города.

    Первая частная

    Бело-голубые влачили жалкое существование, находясь в подвалах турнирной таблицы одной из зон второй лиги, и оказались на грани расформирования. По большому счету так оно и вышло. Наступили суровые времена рыночной экономики. У городского совета ЛОС «Динамо» совсем туго стало с деньгами, и если бы не Эдуард Баткин и Виктор Курносов, команда бы умерла еще при Советском Союзе. А так к гордому имени «Динамо» добавилась приставка «Прометей» в честь почитаемого в СССР персонажа древнегреческих мифов. Впервые в питерском футболе родилась частная команда. Новоиспеченные хозяева «Динамо» сразу взяли с места в карьер. «Цель у нас одна — достичь в кратчайшие сроки высшего эшелона советского футбола». Эти слова принадлежали генеральному директору «Прометея-Динамо» Эдуарду Баткину, позднее сосредоточившему силы на женском футболе.

    Компания, возглавляемая бывшим голкипером «Зенита» и «Динамо» Владимиром Прониным, подобралась действительно неплохая: Дмитрий Алексеев в воротах; Андрей Почепцов и Виталий Марков в обороне; Александр Игнатьев (будущий герой Калмыкии) и суперталант Игорь Уханов, проигравший поединок зеленому змию, в полузащите; Александр Селенков в атаке. Победа в зональном турнире второй лиги последнего чемпионата СССР выглядела закономерной и безоговорочной. Мало того, сравнивая игру находящегося тогда в глубоком кризисе «Зенита» с динамовской, специалисты приходили к выводу: команда Пронина образца 1991 года выглядела предпочтительнее. Да и сам наставник бело-голубых говорил мне: «Из того ’’Зенита’’ я пригласил бы максимум трех-четырех человек».

    Вот только легенды о том, что футболисты «Прометея-Динамо» купаются в деньгах, мягко говоря, не соответствовали действительности. Грянули гайдаровские реформы, и Баткин с Курносовым оказались к ним не готовы. Команда не сумела как следует доукомплектоваться. Материальное стимулирование футболистов было ниже всякой критики. Ставка в 900 еще советских рублей, когда цены менялись с калейдоскопической быстротой, была смехотворной. Однако в российском чемпионате «Динамо» дебютировало в первой лиге!

    О дальнейшей судьбе бело-голубых читайте продолжение в «Ленинградском деле» через неделю.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»