-
Легендарный «Париж – Дакар» стартует в 29-й Буря в пустыне
29.12.06 15:59
Простая загадка: что может объединить два абсолютно непохожих города, расположенных на разных континентах на расстоянии около 6 тысяч километров друг от друга? Объединить так, что при упоминании их названий практически любой человек поймет, о чем идет речь. Правильный ответ: автогонки. 6 января 2007 года легендарный ралли-марафон «Париж – Дакар» стартует в 29-й раз…
Хотя на самом деле его теперь правильнее называть просто «Дакар». В 1995 году марафон впервые принял старт не на площади Трокадеро в Париже и с тех пор в столицу Франции наведывается лишь эпизодически. На этот раз честь отправить караван в путь выпала Лиссабону. А вот столица Сенегала Дакар, о существовании которой многие европейцы и узнали-то благодаря автогонкам, отличается куда большим постоянством. Лишь дважды за почти 30-летнюю историю ралли его участники финишировали не в Дакаре. А самым оригинальным был маршрут 2003 года – Марсель – Шарм-эль-Шейх.
Начиналось же все в ливийской пустыне. В 1977-м во время полулюбительских соревнований по этим труднодоступным местам малоизвестный французский мотогонщик Тьерри Сабин сбился с курса и заплутал. Причем основательно – к своим спортсмен добрался только через три дня. Но, придя в себя после столь опасного приключения, Тьерри загорелся идеей… вернуться в пустыню. Разумеется, не в одиночку, а вместе с другими гонщиками.
Старт в Париже добавлял романтики и привлекал внимание общественности. 26 декабря 1978-го участники первого в истории марафона «Париж – Дакар» отправились в путь. Набралось 170 экипажей, из которых до финиша добрались меньше половины. В единственном зачете победу одержал французский мотоциклист Сирил Неве на «Ямахе». Спортивный мир быстро осознал перспективность затеи. Уже на следующий год на гонку заявились официальные команды ведущих автопроизводителей, а количество номинаций утроилось – мотоциклы, автомобили и грузовики были разведены по своим зачетным группам.
Расцвет «Дакара» пришелся на вторую половину 80-х.
В 1988-м был достигнут пик по количеству участников: на почти 13000-километровый маршрут в тот год отправились рекордные 603 экипажа. В 90-х «Дакар» переживал непростые времена. Не столько из-за политической нестабильности в Африке (характерной для любого периода), сколько из-за междоусобиц руководителей европейского автоспорта, которые привели к настоящей чехарде с юридическими правами на соревнования. В 1993-м на старт вышли всего 154 экипажа.
Впрочем, нынче золотые времена ралли-рейда, похоже, возвращаются. В последние годы количество участников постоянно растет. В нынешнем «Дакаре» до столицы Сенегала надеются добраться 505 экипажей. Причем прием заявок был прекращен еще в середине июня, так что многим желающим дали от ворот поворот. Общая протяженность предстоящего марафона – около 8000 километров, из них 4300 – скоростные спецучастки. Последнее изменение в календарь было внесено буквально неделю назад. Пришлось отменить два спецучастка, поскольку власти Мали не смогли гарантировать безопасность участников в знакомом нам по детской песенке местечке Тимбукту.
В тему
Наши любят Африку
«Дураки и дороги» – проблема не только российская, но и африканская, поэтому неудивительно, что именно «Дакар» стал самым успешным для наших гонщиков крупным международным соревнованием. Еще в середине 80-х первые «Лады-прототипы» вышли на старт супермарафона. Впоследствии во многом благодаря севшему за руль ВАЗа знаменитому пилоту Жакки Иксу детища отечественного автопрома порой составляли достойную конкуренцию непобедимым «Мицубиси» и «Ситроену». Однако куда большего добились на «Дакаре» КамАЗы. Впервые они приняли участие в гонке в 1990-м. Сначала боролись с DAF и «Татрами», а потом стали единоличными фаворитами. Гонщики на КамАЗах выигрывали «грузовой зачет» в 1996, 2000, 2002–2006 годах! Будем надеяться, что в этом году победная традиция продолжится.
Легенды Дакара
Любое соревнование, история которого насчитывает три десятка лет, неизбежно обрастает своими легендами. У столь уникального, как «Париж – Дакар», их насчитывается не одна сотня. «Спорт» приводит лишь некоторые из них.
Самый первый «Париж – Дакар» многими воспринимался не как серьезное ралли, а как веселое приключение. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в этой гонке принял участие легендарный автомобиль «Ситроен KZ11 CV», который свой первый марафон прошел еще в… 1927 году. Полвека спустя автоветеран вновь успешно добрался до финиша.
Песчаные бури и прочие природные катаклизмы неоднократно становились причиной поисково-спасательных работ. В 1983-м одновременно умудрились потеряться около 40 участников, а годом раньше четыре дня плутал по пустыне экипаж Peugeot, за рулем которого был сын знаменитой Железной Леди Марк Тэтчер.
В 1988-м за победу боролись два финна на «Peugeot 405». За пять этапов до финиша Ари Ватанен опережал Юху Канккунена на час с лишним. Но проснувшись утром в городе Бамако, Ари обнаружил, что его машина… исчезла. Расследование проделки местных жителей было недолгим, автомобиль нашли и вернули, но на старт Ватанен все-таки опоздал.
В 1999-м произошла, пожалуй, самая массовая стычка гонщиков с местным населением. В Марокко были взяты в плен 23 экипажа. Отобрав документы и деньги, налетчики скрылись, прихватив с собой мотоцикл, четыре джипа и два грузовика. С оставшихся транспортных средств грабители предусмотрительно слили весь бензин.
В 2000-м часть дистанции должна была пройти по территории Нигера. Однако госдепартамент США и министерство иностранных дел Франции предупредили организаторов ралли о нестабильности в этой стране и возможных терактах. Участники гонки были переправлены мимо Нигера в Ливию на самолетах. Эта операция стоила 4,5 миллиона долларов и вызвала конфликт между руководством «Дакара» и правительством Нигера. Руководители страны, гарантировавшие участникам полную безопасность, восприняли случившееся как оскорбление.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»