• Лекарство против спорта. Продолжение

    Спорт без стимуляторов. Часть II

    03.02.19 22:40

    Лекарство против спорта. Продолжение - фото

    Фото: Sports Tours International

    От наркотиков до милдроната: продолжение исследования темы допинга в спорте.

    Девственник и герой-любовник

    Отдельная тема, хотя по большому счету не нашего исследования, препараты, реально запрещенные в большинстве стран мира. История Большого тенниса насчитывает 74 разоблачения. А ведь мы говорили, что обе федерации (ATP-тур и WTA) защищают своих спортсменов. Но… не зря же этот вид спорта именуют аристократическим, преимущественно мастера ракетки попадались на употреблении наркотиков. Великий швед Матс Виландер еще в 1995-м был пойман в Париже на «благородном», как издревле любители именуют кокаин. Ларс Скарке, менеджер Бьорна Борга, в своих мемуарах утверждает, что есть только один теннисист, ни разу не затянувшийся марихуаной, – чех Иван Лендл, за что его прозвали Девственником. Он настолько опасался за свое здоровье, что даже бигмаков избегал. Но наркотики все же иная тема, их надо выжигать каленым железом, тут и спору нет.

    Фармакологическая подпитка – все же совсем другое дело. Спортсмен сегодня бесправен, он не может нормально лечиться и выбирать себе врача (только спортивный и только клубный), ВАДА не обременяет себя доказательной базой. Впрочем, избирательный подход бросается в глаза.

    В 2011 году допинг-офицер постучался в особняк Серены Уильямс, та приняла его (или сделала вид)… за грабителя. Ну и встретила как положено, после чего вопрос о взятии допинг-пробы отпал сам собой и больше не возникал. 

    Петербурженка Елена Бережная в 2000-м была уличена в приеме псевдоэфедрина. Сообщила, что лекарство от простуды покупала за границей, не разобралась. Итальянка Каролин Костнер и вовсе ничего не употребляла, но помогала прятать допинг легкоатлету Алексу Швацеру, своему возлюбленному. Благородный рыцарь, мастер спортивной ходьбы, попавшись, заложил даму, рассказав, что хранил эритропоэтин в ее холодильнике. Каролина схлопотала шестнадцать месяцев за любовь. Но фигуристы в большинстве своем чувствуют себя достаточно вольготно, они не на мушке у ВАДА. Есть виды спорта, практически полностью утратившие популярность именно из-за вереницы допинговых разоблачений. А они в современном спорте появляются с нарастающей частотой. Значительно чаще, чем мировые рекорды. По-моему, уже чаще, чем соревнования серьезного уровня. Да и вообще без четкой связи с соревнованиями.

    Восемь лет спустя

    Вот, скажем, американский мастер бега на круг Антонио Петигрю в Сиднее на Олимпиаде-2000 завоевал золотую медаль в составе эстафетной команды. С годами о нем подзабыли, да и сам спринтер поиздержался и нуждался в пиаре. Легкоатлет собрал журналистов (надо бы священнослужителей) и покаялся: принимал, дескать, допинг, причем самый разнообразный. И сразу – шум, фотосессии… Медаль австралийскую у него отобрали, как и у ни в чем не повинных (не уличенных?) товарищей по команде. И вручили нигерийцам, что в Сиднее финишировали вторыми и восемь лет считали себя таковыми. Выяснилось, что они-то и есть олимпийские чемпионы. Медали им, правда, уже без зрителей вручали, по-тихому. И это правильно. А вдруг лет еще через десять кто-то из нигерийцев покается? Те ребята в Сиднее, что заполнили стадион во время награждения американской эстафетной команды, уже почувствовали себя обманутыми идиотами. Зачем еще плодить обиженных присутствием на фарсе?

     

    Удавка на Большой петле

    Парадокс в том, что в результате борьбы с допингом стадионы пустеют, но число нарушителей не уменьшается.

    Веломногодневка «Тур де Франс» еще десять лет назад – одно из самых популярных соревнований в мире. К финишу на Елисейские Поля выходит весь Париж, телеаудитория в сотни миллионов. Нынче же желающих глянуть негусто. Почти все победители последних лет разоблачены и дисквалифицированы. Мы все запретное называем допингом, в крайнем случае – фармакологической подпиткой. Второй вариант куда точнее. За последние 25 лет суммарная длина этапов «Тур де Франс» увеличилась почти в два раза. Резко возросло число горных этапов. Дни отдыха, напротив, сокращены. А что, велогладиаторов в каком-то особом инкубаторе готовят? Асфальт во Франции прежний, да и велосипед существенных изменений не претерпел. Где черпать силы гонщикам? Да они без фармакологии эту Большую петлю попросту не проехали бы (скорости, кстати, возросли).

    Вывод-то очевиден: в спорте высших достижений сегодня (и давно уже) «чистых» атлетов не найти. Что сразу же опровергает обвинения в нечестности: все в равных условиях. Еще говорят о борьбе за здоровье спортсмена, допинг-то вреден. Говорят люди из МОК. Те же люди, что проталкивали в программу Игр, то есть всячески стимулировали развитие этих видов спорта в мире, женскую борьбу, женский бокс, женскую тяжелую атлетику! Из их уст слова о здоровье звучат кощунственно. Но – деньги! Польская штангистка весом полтора центнера Агата Врубель, завоевав олимпийскую медаль, была удостоена фотосессии в Playboy – дорогого стоит!

    Неэффективная борьба

    В метании молота идеальными легкоатлетами эксперты почитают олимпийского чемпиона 1960 года Василия Руденкова и победителя Игр-68 венгра Дьюлу Живоцки. Наш спортсмен посылал снаряд к 69-метровой отметке. Венгр преодолел 70 метров. Юрий Седых установил свой мировой рекорд (86 м 74 см) в 1986 году. На этот же уровень выходил и уроженец знаменитой краснодарской Кущевки Сергей Литвинов. Вот уже три десятилетия эпохи допинг-контроля никто и близко не может подойти к рекорду-долгожителю. На Играх в Рио-2016 победитель Дильшод Назаров из Таджикистана не дотянул до рекорда Седых восемь метров, это в наше-то время! А вторым был белорус Иван Тихон, уступивший чемпиону еще 40 см. Беда в том, что Тихон перед Играми только отбыл дисквалификацию, на анаболиках он уже попадался. Вывод очевиден: выводят тщательнее, задолго до старта, но… все равно же принимают.

    Очаровательная супруга Юрия – Наталья Лисовская-Седых – установила свой мировой рекорд в толкании ядра (22 м 63 см) в 1987 году. В этом секторе исход борьбы решают сантиметры. В Рио-де-Жанейро чемпионка Игр Мишель Картер из США уступила рекорду 30-летней давности ровно два метра! А еще раньше, на Олимпиаде в Афинах, россиянка Ирина Коржаненко послала снаряд на 21 метр (то есть подальше, чем Картер), но – «с последующим разоблачением». Ирина успела получить золотую медаль, которую отказалась отдать представителям МОК. Что уж там вручили темнокожей кубинке Юмилейди Кумбе из Кубы, которая и до двадцати метров не дотянула, неизвестно, видимо, дубликат-суррогат. А Коржаненко схлопотала пожизненную дисквалификацию, поскольку попалась не впервой, так что чего МОК с ней церемониться.

    Легкая атлетика во второй половине XX века – королева спорта. Не штамп – так оно и было. Сейчас же не найти желающих провести чемпионат мира и Европы. Зритель готов платить за выявление чемпиона. А его последние четверть века выявляют в лаборатории, за закрытыми дверями. Болельщик тут лишний.

    Комоды в секторе

    Петербурженка Галина Зыбина выиграла ядро в 1952-м. Потом написала книгу «Заветная черта». О том, как преодолела в секторе заветный рубеж в 17 метров. Дальше, по ее мнению, пошли стимуляторы. Вот как Галина Ивановна рассказала мне об этом: «О допинге, фармакологии в спорте мы тогда и не слышали. Но не зря же легкую атлетику называют королевой спорта. А метание всегда было очень зрелищным. А сегодня на что прикажете смотреть? Не спортсменки, а комоды какие-то!» Во время Игр в Сочи я имел честь попивать в отеле кофе с 83-летней Зыбиной и легендарным нашим легкоатлетом 75-летним Игорем Тер-Ованесяном. Игорь Арамович традиционно галантен: «Галя, вот я прыгал на 8 м 35 см, ты толкала ядро на 17 м 50 см, и я думаю, что, если от нынешних рекордсменов отобрать, СКАЖЕМ ТАК, все достижения современной науки, они в лучшем случае выйдут на уровень наших результатов». Но Зыбина придерживается иной точки зрения: «Не уверена, что выйдут. Думаю, они и мои семнадцать с половиной не повторят, техники-то никакой». 

    То ли девочка, а то ли…

    В том же Лондоне серебряную медаль в беге на 800 метров среди женщин завевала Кастер Семеня из ЮАР, то ли девочка, а то ли… Международная федерация легкой атлетики долго тестировала Каспер на половую принадлежность, странновато выглядела вице-чемпионка Игр, да и голос с хрипотцой… Газетчики разных стран утверждали: тесты подтвердили гермафродитизм. МОК разрешил ей и дальше соревноваться с женщинами, скрыв результаты анализов от общественности. Африка, тут особая корректность. Правда, вскоре Каспер… официально женился. И прекратил (а) выступать.

    Это вам не милдронат, это так, пустячок. Атака на этот препарат и отечественных спортсменов поразила… специалистов-кардиологов.

    Мнение специалиста

    Руководитель отдела аритмологии Научно-клинического и образовательного центра «Кардиология» СПбГУ профессор, доктор медицинских наук Юрий Шубик сказал мне: Мы отстаем от всего мира на два шага – отсюда допинговые скандалы!

    – Милдронат – очень старый и очень «мягкий» препарат для нормализации работы сердца, не оказывающий эффективного воздействия на организм. Это не стимулятор. Врачи-кардиологи назначают его в смешных, легких случаях. Я не вижу никаких оснований для ВАДА причислить милдронат к допингу. В прессе появились мнения, будто препарат «спасает жизни спортсменов, которые находятся при смерти из-за сильнейших нагрузок». Это полная чушь. Никаких жизней милдронат спасти не может.
    Мария Шарапова, по всей видимости, использовала милдронат по рекомендации врача. Подобные слабые средства часто используются для достижения чисто психологического, успокаивающего действия на больного. Их могут прописать буквально при любой болезни. Возможно, именно с успокоительной целью Шараповой был предложен милдронат, как она сама говорит, «в связи с подозрениями на диабет».
    Широкое распространение милдроната среди российских спортсменов объясняется тем, что он дешев, широко известен и к тому же придуман в советские годы в Латвии. Как всегда, мы в России на один-два шага позади остального мира. Отсюда – скандалы с такими устаревшими средствами. Думаю, стимуляторы в профессиональном спорте используют все. Едва ли возможно переносить нагрузки современного спорта высших достижений без стимулирующих средств. Однако ловят не всех, а наиболее бедных.

    Фото: AP; EPA; Reuters


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»