• Леонид Слуцкий: «Будут еще финалы. Выигранные»

    Заклятые друзья

    07.03.11 16:59

    Леонид Слуцкий: «Будут еще финалы. Выигранные» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Леонид Слуцкий констатирует: игры – одна за другой. Позади – короткое межсезонье и выход в следующий раунд еврокубков. Впереди – Суперкубок России и второй полноценный сезон в роли главного тренера ЦСКА. Тем более нелегко остановиться. Но мы все же попытались. Я – подбрасывая, как мне казалось, проблемные вопросы. Леонид Викторович – избегая готовых решений и балансируя на той грани, которая позволяет небанально обернуться назад и некатегорично заглянуть в будущее.

    Не забываю, в каком клубе работаю

    С: Леонид Викторович, обнаружил, что в декабре прошлого года вы побывали на тренерском семинаре в Белграде, где выступали в качестве приглашенного лектора. На какую тему делали доклад?
    Доклад был посвящен годовому планированию команды ЦСКА в сезоне 2010 года. Первая часть лекции касалась подготовительного этапа, а вторая – соревновательного.

    С: На ура приняли доклад?
    Я уж не знаю.

    С: А по личным ощущениям?
    Вроде бы как да. Потому что меня снова приглашают. Но я, к сожалению, просто физически не смогу быть. Подготовка доклада требует много времени. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс.

    С: На встрече с болельщиками уже поклонники команды прочитали вам лекцию. Я, честно говоря, впервые побывал на такой встрече и был поражен. Вас, наверное, уже сложно удивить. И все же…
    Обычно ждешь провокационных вопросов, определенного недовольства, которое может возникать у болельщиков в любой ситуации. Но все прошло душевно, тепло и очень позитивно.

    С: Что для вас такие встречи? Обязаловка – сказали быть, значит, надо присутствовать. Или же возможность зарядиться энергией, в очередной раз осознать, в каком клубе работаешь?
    Я и так не забываю, в каком клубе работаю. Но когда такие встречи проходят, это ощущаешь отчетливо.

    С: Как считаете, никого не обидели, без автографа и совместной фотографии не оставили?
    Надеюсь, что нет. По крайней мере я дольше всех выдерживал этот натиск...

    С: ...чего не скажешь об игроках...
    Их тоже можно понять, я думаю.

    С: Я без претензий. На церемонии вручения, когда обрели, наконец, свою серебряную медаль, эмоции нахлынули?
    Интересный вопрос… Все-таки достаточно давно их завоевали. Я понимал, что рано или поздно их вручат. Но мы уже вошли в новый сезон. У нас игры идут одна за другой.

    С: Но приятно было ощущать ее вес? Это ведь ваше самое значимое достижение...
    Да, безусловно, награда занимает почетное место в моем доме. Но, можно сказать, мысленно надел свою медаль еще после окончания прошлого сезона.

     

    С: Проигранные финалы Кубка и Суперкубка России занозой не сидят в сердце?
    Пока, понятное дело, серебряная медаль гораздо ценнее, чем Суперкубок и даже Кубок. Тем более что она напрямую дает путевку в Лигу чемпионов. Кроме того, это плод работы на протяжении целого года. Скажем так, более планомерная вещь, чем отдельно взятый матч, который может завершиться с любым результатом. Надеюсь, что будут еще финалы. В том числе и выигранные...

    С: Суперкубок вот скоро предстоит разыграть...
    Я этим не забиваю себе голову. Конечно, важный матч, в котором разыгрывается трофей. Но опять же...

    ЦСКА и «Зенит» примерно равны

    С: С «Зенитом» придется сложнее, чем с «Рубином»?
    Мне сложно судить. В прошлом году «Рубин» имел момент, который и реализовал. Все оставшееся время прошло со значительным нашим преимуществом. Я не могу сказать, сложный или несложный матч... Ведь это не всегда находит отражение на табло. Игра может быть несложной, удачно складываться, но счет при этом отрицательный. В предстоящем Суперкубке встретятся примерно равные соперники. Многое зависит от того, как пойдет, будут ли реализованы моменты. Так, впрочем, всегда бывает, когда встречаются команды одного уровня.

    С: Какое впечатление оставил «Зенит» в еврокубках?
    Прекрасно понимаю, что любой наш представитель в еврокубках весной будет испытывать сложности. Это объективная вещь, от которой никуда не денешься, с кем бы ни играли. Да и в плей-офф откровенно слабых команд не предусмотрено. «Зенит», как и мы, испытывает определенные проблемы и не показывает целостной игры на протяжении всего матча. Но опять же... доказал свой класс. На тяжелом поле в Питере, проигрывая в счете, справился со своей задачей, что в очередной раз говорит о высоком классе команды и собранных в ней игроков.

    С: Понятно, что перед ЦСКА всегда стоят только самые высокие задачи. Я спрошу иначе: кого в наступающем сезоне считаете основными конкурентами?
    Назову пять команд: «Рубин», «Локомотив», «Спартак», «Динамо» и «Зенит».

    С: Вы в межсезонье следите за новостями, которые поступают из станов соперников, или предпочитаете абстрагироваться от этого?
    Слежу. А к чему вопрос?

    С: Вы конкурентов назвали, исходя из анализа проделанной ими в межсезонье работы?
    Во-первых, команды и несильно изменились. «Спартак», «Зенит» и «Рубин» мы все видели в этом сезоне в еврокубках. Что касается «Локомотива» и «Динамо», то они сохранили составы и, что важно, не потеряли своих лидеров. За исключением, может быть, Александра Алиева. Понятно, что, скорее всего, эти коллективы будут ставить такие же задачи, как и в прошлом году.

    С: Кстати, о «Рубине». Вы верите, что Казань заиграет в красивый и привлекательный футбол, как это декларируется?
    Вполне может быть. У них в ­команде собраны футболисты комбинационного плана. Это ка­сается и пары центральных защитников, владеющих хорошим началом атаки, и крайних защитников – Кристиана Ансальди, Олега Кузьмина или Виталия Калешина. Тот же Кристиан Нобоа, опорный хавбек, явно тяготеет к созидательным действиям. Как видите, подбор игроков их не ограничивает.

    С: Курбан Бердыев говорит, что игра «Барселоны» заставила его многое переосмыслить. На вас так фундаментально какая-то ­команда влияла?
    На каких-то этапах это происходило. Ты смотришь и стремишься к какому-то идеалу. На разных этапах – разные команды.

    С: А сейчас?
    Наверное, «Барселона». Я понимаю, что ни одна команда в мире не может больше так играть. Даже «Реал», где собраны люди ничуть не более низкого уровня. Но и Мадрид не может. На сегодня именно «Барселона» приносит такое большое и эстетическое, и профессиональное удовлетворение.

    С: Валерий Карпин обещал, что его «Спартак» будет стремиться играть, как каталонский клуб...
    Можно стремиться. Более того, все и стремятся. Но никто больше так не играет.

    Нам помешали травмы

    С: Вы заявляли, что цель межсезонья – форсировать подготовку и восстановить связи. С этих позиций как оцените подготовительный этап?
    Мы справились функционально. Тут никаких вопросов. Но, к сожалению, не до конца решили другую задачу – восстановление тех игровых связей, которых достигли в конце прошлого сезона. В чем причина? Достаточно большое количество травм и пропущенное из-за этого группой игроков тренировочное время.

    С: Понятно, что история не терпит сослагательного наклонения. Но если игра с ПАОКом перешла бы в дополнительное время, как думаете, выдержали бы?
    Да, уверен, проблем бы у нас не возникло. Понимаете, это несложно. Все уже научились. Посмотрите, на любой наш клуб. Можно сказать, что каждый из них функционально выглядел не хуже соперника. Если швейцарские клубы, скажем так, находятся в той же ситуации, что и мы, то «Твенте» и ПАОК выступают в другом режиме. Но особой разницы заметно не было.

    С: Как относитесь к тому, что по большому счету вся работа на сборах оценивалась исключительно по двум матчам с ПАОКом, когда заранее известно, что лучшей игры показать не удастся?
    (После паузы.) Наверное, это объективно. Понятно, что мы готовились ко всему сезону в целом. Но форсировали подготовку именно к играм Лиги Европы. В какой-то степени эти матчи отражают то, как команда провела межсезонье. Хотя, я думаю, и каждая следующая встреча будет характеризовать в том числе и подготовительный этап.

    С: Не опасаетесь, что форсированная подготовка аукнется на длинной дистанции?
    Не аукнется. Мне кажется, это надуманная тема.

    С: Все специалисты, с кем бы ни говорил, сходятся в одном: ­команда готова на четверку. Кто-то – на твердую, кто-то – с минусом. Такая оценка совпадает с вашей?
    У меня нет такой оценки. Еще раз повторюсь, функционально мы готовы так, как будто в сезоне. Но отсутствие практики на протяжении двух месяцев, отсутствие игроков в тренировочной работе, конечно же, сильно ограничивают наш игровой потенциал.

    С: После матча против ПАОКа в «Лужниках» завели речь о недооценке соперника. На ваш вкус, она имела место быть?
    Не то чтобы недооценка... Целый комплекс причин не позволил нам провести первые минуты уверенно. Мы совершили большое количество ошибок, а по ходу их всегда трудно исправлять.

    С: Вы могли бы сравнить два этих матча против ПАОКа?
    Конечно же, игра в Салониках вышла более качественной.

    Лига чемпионов покруче будет

    С: ЦСКА и «Зенит» называют в числе фаворитов Лиги Европы, какое интервью ни возьми. Вам такая оценка лестна?
    Такая оценка необъективна, если честно. Мы не являемся не то что фаворитами всего розыгрыша Лиги Европы, но и даже нашей пары с «Порту».

    С: Из чего исходите?
    Из многих факторов. Во-первых, «Порту» – лидер чемпионата Португалии. А эта страна на данный момент опережает нас в таблице коэффициентов УЕФА. Значит, сильнее в клубном футболе. Во-вторых, «Порту» не просто лидирует, а лидирует уверенно, с большим отрывом. За весь сезон они потерпели лишь три поражения, два из которых не имели ключевого значения. В-третьих, у них очень выстроенная и качественная игра. В-четвертых, ­команда, что называется, в самом соку. Имею в виду – и вкатилась, и втянулась в сезон. К тому же проводит далеко не первые матчи. В оптимальном состоянии! Ну и еще в «Порту» есть игроки, которых можно назвать звездами европейского уровня.

    С: Кого в первую очередь отметите?
    Наверное, Халка. Но там еще целая группа футболистов высокого класса.

    С: Вы, это чувствуется, уже приступили к изучению соперника...
    Да, конечно.

    С: Как оцените шансы «Зенита» в игре с «Твенте»? Они выше, чем шансы ЦСКА в игре с «Порту»?
    Думаю, «Порту» будет посильнее «Твенте». Шансы? Сложно сказать. «Твенте» – хорошая команда и, можно сказать, имеет преимущество. Прежде всего за счет того, что провела больше матчей. Я скажу так – обе пары примерно равны. Разница – в три-пять копеек. Многое будет зависеть от того, в каком состоянии клубы подойдут непосредственно к играм.

    С: Так далеко в Лиге Европы вы еще не проходили. Можете сравнить этот турнир с Лигой чемпионов?
    Лига чемпионов покруче будет.

    С: Тут двух вариантов быть не может?
    Могу привести пример. Нереальный ажиотаж наблюдался в Салониках по поводу нашего матча. ПАОК впервые за тридцать семь лет вышел в плей-офф еврокубков. Но все равно это не сравнить с тем, что творилось в той же Севилье. Ведущий испанский те­леканал посвящал все свое время исключительно предстоящему противостоянию: огромное количество сюжетов, интервью, мнения экспертов. За два дня до игры! Несмотря на это, в Салониках любой команде приходится непросто. Даже «Манчестер Сити».

    С: После ответной игры в «Лужниках» вы отметили, что игра с ПАОКом «вскрыла проблемы». Что имели в виду?
    Так происходит, что проходишь какой-то этап. В школе, например, выучил таблицу умножения. И уже ее не забудешь. Идешь после этого дальше и дальше. До­ходишь, я не знаю, до триго­­нометрических функций. Или – другая аналогия – компьютерная игра. Мой сын так играет: прошел уровень, сохранился. И ниже уже не упадет. В футболе, точно знаешь, что-то у тебя получается. Ты продвигаешься дальше, об этом уже не думая. В игре против ПАОКа же были развалены те вещи, которые, как мне казалось, доведены до автоматизма.

    С: Какие прежде всего?
    Начало развития атаки, о котором мы уже давным-давно не думали.

    С: Самое, почитай, основное...
    У нас если и возникали проблемы, то в завершающей стадии. Начало и развитие атаки происходили на автомате. Посчитайте количество подходов... Здесь же – вскрылись проблемы. Надо быть готовым к тому, что вещи, которые, как тебе казалось, получались идеально, могут в конкретном матче дать сбой.

    Правило для всех армейцев

    С: Мне кажется или проблема «второго номера» в ЦСКА также назрела? Может, здесь все объективно?
    Да нет, почему назрела? В прошлом году Чепчугов провел два матча – и оба «на ноль». У него была одна игра в Ли­ге Европы. В Праге ­Сергей просто блес­тяще отыграл. В трех матчах, в которых он принимал участие, не заслужил ни одной претензии. Ошибка в игре с ПАОКом? Наш вратарь вышел без разминки, в тяжелую игру, в ­мороз, в общем, в ­форс-мажорной ситуации. И это никак не говорит о том, что назрела проблема «второго номера». Уж тем более после одной-единственной ошибки... Абсолютно уверен в квалификации Чепчугова. Понятно, что номер один – Акинфеев. Причем не только нашей команды, но и национальной сборной. Тем не менее, у меня не ёкает сердце, если когда-то надо выпускать Сергея.

    С: Тот эпизод с пропущенным мячом заставил вспомнить аналогичные случаи: в игре на суперкубок против «Рубина» в прошлом году, в играх сборной России против Словакии и Бельгии. Не там копают журналисты и болельщики, где нужно?
    В футболе, так заведено, пропускаются голы. Из центральной зоны, как правило. Потому что ворота там находятся. Можно с фланга как-то закрутить. Но это уже тяжелее. Ошибки вратаря и защитников просто неизбежны. Иначе бы не было ни забитых, ни пропущенных мячей... Мы в том году провели огромное количество матчей «на ноль». И было огромное количество встреч, где оборона действовала без единого сбоя. В том числе – в сборной... Да, Акинфеев великолепно играет ногами. Другой бы, грубо говоря, не пошел на этот выход и не ошибся бы. Но другой не пошел бы и на десяток других выходов, когда необходимо вмешательство голкипера.

    С: То есть Игорь в какой-то мере – заложник ситуации?
    В любом случае ему будут отдавать мяч. В 95 процентах это будет оправданно и полезно для ­командных действий. А в остальных — ошибки, что вполне естественно.

    С: Всех беспокоит ситуация, в которой оказался Дзагоев. Вы и сами говорили об этом. Как кажется со стороны, Алан очень эмоционально переживает. Нет ли опасности потерять игрока?
    Эмоционально? Во-первых, Алан очень любит футбол. А когда тебя лишают или ограничивают в любимом занятии, бурная реакция естественна. Во-вторых, сказывается природный темперамент. Но, с другой стороны, конкуренция есть в любом серьезном клубе. По крайней мере, на каком-то этапе. Лионель Месси тоже не сразу стал «железным» игроком стар­тового состава «Барселоны». Это профессиональная необходимость. Или человек выдерживает, реализуя свой талант, или опускается на ступень ниже, где не испытывает конкуренции. Но уровень, повторю, несколько ниже.

    С: В этой ситуации что можно посоветовать Алану?
    Ничего. А что советовать? У него будет шанс, как и в прошлом сезоне. Я миллион раз называл эти цифры. Дзагоев провел больше тридцати матчей в сезоне. Из них в районе тридцати – в стартовом составе. Не приходится говорить о том, что человек без практики. Понятно, что Алан хочет играть все матчи и обязательно по девяносто минут. Опять же... Нет вопросов, если ты выходишь и действуешь так, что не возникает мысли тебя поменять или не поставить в следующей встрече... Но если такого не происходит, то Дзагоев, как и любой другой футболист нашей команды, будет заменен или останется на скамейке запасных. Это правило, одинаковое для всех.

    Мы заглянули в пропасть

    С: Мы все о проблемах, надуманных и не очень. Какие-то положительные моменты в игре с ПАОКом увидели?
    В первой игре – много таких.

    С: А во второй, Леонид Викторович?
    Конечно! Ведь вытащили безнадежную игру. После вынужденных замен, потеряв основного вратаря и капитана команды, пропустив нелепейший мяч, который поставил нас в крайне тяжелое положение... Мы стояли у края пропасти. Можно сказать, заглянули в нее, представили, как будем лететь. Тем не менее нашли в себе силы сравнять счет и достаточно уверенно довели матч до конца. Это дорогого стоит.

    С: В Москве, вы сетовали, очень нелегко набирать форму...
    Мы тренируемся в сложных условиях – при минус двенадцати и ниже. Это очень тяжело. Мышцы надо то и дело разогревать. Мячи становятся невероятно дубовыми. Каждый удар таит в себе опасность микротравмы. У нас и так их много. Мы, конечно, не растренируемся. Но угроза травм намного выше, нежели в теплых странах.

    С: Из новичков в ЦСКА – Александр Цауня из рижского «Сконто» и Виктор Васин из нальчикского «Спартака», который к тому же и травмирован. Как оцените эти трансферы?
    Васина видели в прошлом сезоне и четыре дня непосредственно на сборах. Виктор производил приятное впечатление. Уверен, оказался бы в обойме. Понятно, что ему тяжело конкурировать с Березуцкими и Игнашевичем. Но, на мой взгляд, из следующей волны защитников с российским паспортом он самый способный. Что касается Цауни, то его действиями в обороне довольны на сто процентов. В атаке же Александр стремится не потерять, не испортить, не выпасть из игры. И с этой задачей успешно справляется. Надеюсь, следующим шагом станут забитые мячи и голевые передачи. У него есть для этого все качества.

    С: Такая игровая характеристика вышла… Что-нибудь можете добавить с точки зрения человеческих качеств?
    Цауня – очень позитивный молодой человек, скромный, спокойный. Здесь никаких проблем нет.

    С: В связи с травмой Виктора Васина не задумались о покупке защитника с российским пас­портом?
    Я буду не против, если вы назовете мне кого-нибудь, кто мог хотя бы в какой-то степени конкурировать с парой Игнашевич – Березуцкий. Мы вот взяли основного игрока юношеской сборной 1993 года рождения. Но Степан Рябоконь, скорее, на далекую перспективу. Посмотрите, сколько вообще россиян играют в обороне клубов премьер-лиги? «Зенит», «Спартак» и «Рубин» даже не беру в расчет. В Томске, Нальчике, Махачкале – иностранцы. Я даже не знаю такой команды, где связка центральных защитников составлялась бы из наших.

    С: Теперь понимаю степень раз­очарования, постигшего вас, когда Васин получил травму.
    Знаете, когда игрок получает травму, ты всегда думаешь: как же некстати. Но на самом деле любая травма случается не вовремя.

    С: Как и ЦСКА, без громких приобретений пока «Зенит». Вас это не удивляет?
    Нет, не удивляет. Понимаете, ­селекция таких клубов – не­простая вещь. ЦСКА и «Зенит» укомплектованы высоко­квалифи­ци­ро­ванными мастерами. Определенные позиции заняты россиянами, игроками ­сборной. Лучше взять просто неоткуда, будем откровенны. Иностранцы – тоже высокого уровня профессионалы. Клубы очень тщательно подходили к их выбору. Вагнер Лав, Сейду Думбия, ­Кейсуке Хонда, Зоран Тошич и Томаш Нецид – это все сборники, причем не самых последних стран. Можно назвать и Данни, и Данко Лазовича, и Бруно Алвеша, и Николаса Ломбертса. Поверьте, тяжело найти легионеров сильнее. Это уже игроки топ-уровня. И высока вероятность, что они просто к нам не поедут. Поэтому какой смысл брать новичка только ради того, чтобы он был?


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»