• Лепестки и бабочки Криштиану Роналду

    Сборная Португалии стала чемпионом Европы, 95 минут играя без своей главной звезды

    11.07.16 00:46

    Что делать перед такими матчами, выходишь на трибуну, чтобы написать репортаж? Безразлично зевать, плавая взглядом по сине-бело-красным флагам? Молиться не пойми за кого и за что, словно тебе самому выходить на поле? Искать истину в совершенно очевидных составах, которые выставили на последний матч Евро Дидье Дешам и Фернанду Сантуш?

    Война, не мир

    Ты — песчинка в море концентрированных эмоций. Ты только что сварился в подземке, потому что поезда не успевали отходить от станции Сен-Дени, а за ними уже рвался следующий, и даже на путях образовалась пробка. Ты совершенно не собирался болеть за Францию, потому что обижен на нее за хитрющий проход в финал, но весь Париж до самого последнего уголка склоняет к этому. Каждый газетный киоск, каждая кебабная, или историческая брассри отмечена флагом. Триумфальная арка, Эйфелева башна, современные ворота Дефанса и собор Нотр-Дам словно надели на себя футболки с фамилией «Гризманн» на спине и перемигиваются в этом пекле, которое Гюго описывал в таких подробностях, что Сорокина, считайте, не существует. Франции наплевать, в какой футбол она играет — это третий домашний финал. Играть в нем — такая же традиция, как коронация в Англии. И это большое счастье для англичан, что «Стад де Франс» расцветает чаще Вестминстерского аббатства. Как бы они ни думали сами.

    12 лет назад камера с вертолета сняла проезд автобуса сборной Португалии по мосту Васку да Гама в Лиссабоне целиком. На всякий случай, это больше 17 километров в длину. Выражения лиц футболистов были тогда едва ли выразительнее выпученных фар их транспортного средства. Удар по психике, который наносит необходимость побеждать дома — страшная вещь. Португалия сыграла с Грецией так, к ноге каждого прибили по керамической плитке. И это первое о чем вспомнилось, когда мониторы на «Стад де Франс» дали «поглядеть в глаза» французам. Очень многое на этом турнире нынешнее поколение футболистов сделало, убегая от собственного чувства страха. Глаза боятся, ноги делают — это о команде Дешама. Устойчивый тренер, давший за полтора месяца столько пресс-конференций, что если их все расшифровать, можно сильно расстроить Льва Толстого с его «Войной и миром» — еще один фактор, дотолкавший Францию до финала. Да, в полуфинале Дидье пришлось сновать, как Пьеру Безухову, на линии огня: «Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него… в начале он неприятно поразил солдат, но затем своим спокойствием расположил к себе. Солдаты мысленно приняли Пьера в свою семью и дали ему прозвище «Наш барин»…

     

    Невероятно, но эту же цитату из «Войны и мир» можно примерить и на Фернанду Сантуша. Психологическая устойчивость Португалии — это то же самое, что исландцы — истеричные шизофреники. Но именно при этом тренере сборная, привыкшая искать на поле только Криштиану Роналду, научилась забивать в концовках, а не пропускать, вынуждать ошибаться других, а не делать это сама. Эту команду уже не мог напугать ни визит премьер-министра страну Антониу Кошты в расположение команды за сутки до финала, ни его же высказывание о том, как «хочется победы за 90 минут».

    У этих сборных, равных по большинству параметров, не могло получиться мира, но мало кто способен был предположить, что военные потери окажутся таких масштабов. Если когда-нибудь этот финал будут показывать в кинотеатрах (в чем я сомневаюсь), на афишу стоит поместить бабочку из «Молчания ягнят». Ту самую, что присела на бровь осевшему от боли на газон Криштиану Роналду.

    Сначала страшное, как синий чулок, насекомое село на плечо Фернанду Сантушу, словно играя в попугая на плече пирата. Затем поставило точку в столкновении Пайета и Роналду. Француз сначала сыграл одной ногой в мяч, а второй попал в колено, которому именно в эту минуту не могла помочь ни одна страховка на свете. Слезы Роналду объяснили ситуацию доступнее, чем его агония, когда португалец пытался какое-то время остаться в финале, подрыгивая ногой, словно подстреленный. Когда игру снова остановились, Сантуш с плохо скрытым ужасом на лице переспросил: «Менять?!». И на бровке появился Рикарду Куарежма…

    Boa tarde!

    Португалия и так плохо входила в игру, ее средняя линия оказалась перегружена игроками, которые никак не могли наладить переход в атаку. Французы пытались брать какое-то время давлением на Карвалью и забегами чего-то съевшего Сиссоко. С уходом Роналду команда Сантуша потеряла не только икону и лидера, но и адресата для верховых передач. Но главным пострадавшим после ухода КриРо оказался сам финальный матч. Когда Пайет получил от Седрика коленом по почке, стало ясно — пришло время некрасивой драки.  Единственный момент, полный футбольной эстетики, когда Гризманн поймал на голову планирующую передачу Пайета, а Руи Патрисиу кошкой метнулся под перекладину, утонул в боли и стонах. Грустно.

    Дешам думал в эти минуты только об одном: доиграть до серии пенальти и уступить в ней сопернику, которому отрубили нос - трагикомично. И, в очередной раз за турнир видя скованность подопечных, велел в перерыве остановить непроизвольное мочеиспускание и сыграть, наконец, повыше. Португалия продолжала логично портить игру — и мелким, незаметным даже Клаттенбургу фолом, и контролем мяча без малейшего с ним продвижения. Дешам рубанул рукой воздух и выпустил Комана. Подействовало, как иглоукалывание. Баварец стал играть «в Бэйла», совершая антилопьи ускорения по диагонали. Он заставил соперника сбиваться в кучу. Выложил на голову Гризманну так, что Патрисиу и Геррейро только успели сказать друг другу bom tarde. И тогда Сантуш, напрыгавший у бровки километраж дальнобойщика, в то время, как его коллега не высовывался из-под козырька скамейки, решил создать впереди адресата, выпустив Эдера вместо Саншеша. Помогло ненадолго — Сиссоко едва не забил дальним, а Жиньяк, как всегда, сменивший Жиру, сделал из Пепе артиста больших и малых, но под вопль всего стадиона отправил мяч в штангу. Франция заслужила отказ от серии пенальти, но удача, видимо, забыла приехать из Марселя.

    Дополнительное время чаще всего убивает смелость. Гризманн и Погба периодически поднимали уровень шума стадиона почти до «десять из десяти», но Португалия не стеснялась пользоваться простым выносом. Шансы у команды Сантуша возникали только при стандартах. Тренер и сам понимал — если давать в борьбу Куарежме, мяч можно считать безвозвратно потерянным. Куарежма привык стоять, как памятник таланту. Но это — единственный игрок, похожий по стилю на Роналду.

    Не похож — Геррейро. Потому что в отсутствие Криштиану исполнил опасный штрафной, назначенный за игру рукой… Эдера. Клаттенбург подумал на Косьельни, как совсем недавно Риццоли на Швайнштайгера. У Геррейро получилась перекладина, оглушенные звоном французы не смогли переключиться в атаку. Эдер снова зацепил мяч, пробуравил поперек поля и отправил Льорису под правую руку. Автор голевой замены, инженер-электрик Фернанду Сантуш коротко икнул от счастья и изобразил императорские эмоции, пока кругом скакала обезумевшая команда.

    После полуфинала с Уэльсом Криштиану Роналду признался, что, как и в 2004-м, хочет в финале плакать. На сей раз от счастья. Его слезы лились рекой когда он корчился от боли, когда шел на замену, когда забил Эдер и когда прозвучал финальный свисток. Словно КриРо нашел свой цветик-семицветик и рванул все лепестки разом. И добавил: «Хочу быть тренером!». При навале Франции у Португалии было два тренера на бровке и оба кричали «все назад!». А перед самым свистком один тренер толкал другого. Наверное, от исступления. Еще бы. Португалия — чемпион! Нравится вам, или нет!

    Сен-Дени

    Португалия — Франция — 1:0, в доп. время

    Португалия: Руи Патрисиу — Седрик, Пепе, Фонте, Рафаэл Геррейро — Вильям Карвалью — Ренато Саншеш (Эдер, 78), Адриен Силва (Жоау Моутинью, 66), Жоау Мариу — Криштиану Роналду (Рикарду Куарежма, 25) Нани

    Франция: Льорис — Санья, Косьельни, Умтити, Эвра — М. Сиссоко, Погба, Матюиди, Пайет (Коман, 58) — Гризманн — Жиру (Жиньяк, 77)

    • Гол: Эдер, 109
    • Предупреждения: Седрик, 34; Жоау Мариу, 62; Рафаэл Геррейро, 95; Вильям Карвалью, 98; Фонте, 119; Руи Патрисиу, 120+3 / Умтити, 80; Матюиди, 97; Косьельни, 106; Погба, 115
    • Судья: Марк Клаттенбург (Англия)

    10 июля. Сен-Дени. «Стад де Франс». 75868 зрителей

    Сборная Португалии — чемпион Европы — 2016


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»