• Летающая тарелка на Крестовском острове

    Специальный проект «Спорта День за Днем»

    14.07.15 02:44

    Летающая тарелка на Крестовском острове - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Чемпионат мира 2018 года примет строящийся стадион на Крестовском острове — уникальное сооружение с точки зрения климатических условий, использования редких технологий. В мире нет стадионов, расположенных в аналогичной климатической зоне и оснащенных одновременно раздвижной крышей и выдвижным полем.

    На месте стадиона имени Кирова

    Строительство завершится уже в этом году, а в 2016 году будут проводиться пусконаладочные работы и подготовка к вводу арены в эксплуатацию, включая получение необходимых документов от Ростехнадзора и ФИФА.

    Новый стадион станет многофункциональной футбольной ареной высшей категории разряда «А» (по международной классификации «Элит») круглогодичного использования с возможностью проведения футбольных матчей под эгидой ФИФА и УЕФА уровня до полуфинала ЧМ-2018.

    Общая вместимость — 68 тысяч мест для зрителей, в том числе порядка 600 мест для маломобильных групп населения.

    Новый стадион станет многофункциональным, будет использоваться в том числе для концертно-зрелищных мероприятий. Проектом предусмотрено, что пространство под куполом стадиона будет прогреваться.

    Немного истории. В 2006 году администрацией Петербурга был объявлен архитектурный конкурс. Его победителем стало архитектурное бюро Кисе Курокавы, уже выступавшее автором нескольких всемирно известных стадионов в Японии, в частности, стадиона в городе Тойота, прообразом которого многие считают петербургский проект. Старый стадион имени Сергея Мироновича Кирова, открытый еще в 1950 году и переживший три реконструкции, демонтировали, но сохранили павильоны, прилегавшие к холму, которые стали неотъемлемой частью нового проекта. В основу же проекта нового стадиона легла идея космического корабля-тарелки, приземлившегося на остров.

    Металл на бетон

    Строительство стадиона началось в том же, 2006 году. Первоначально работы выполняла компания «Авант», но вскоре заказчик проекта — комитет по строительству Санкт-Петербурга — расторг договор с «Авантом» и объявил новый конкурс.

    Победителем нового конкурса в конце 2008 года стала компания «Трансстрой», к этому моменту реализовавшая большое количество серьезных проектов, в том числе в области строительства спортивных сооружений и инфраструктурных объектов в Санкт-Петербурге. В процессе работы строители столкнулись с рядом сложностей, связанных с внесением изменений в проектную документацию. В том числе в связи с победой заявки России на право проведения чемпионата мира — 2018 (напомним, стадион в Петербурге примет полуфинал) и необходимостью строить стадион в соответствии со строгими международными регламентами.

     

    Серьезные изменения коснулись многих аспектов проекта. Например, изменились размеры стадиона: количество мест для зрителей возросло более чем на 20 процентов. Менялись и планировочные решения: появились дополнительные помещения различного назначения, изменилось расположение и количество скайбоксов. В процессе были пересмотрены многие ключевые технические решения, главное из которых — замена металла на бетон при строительстве чаши стадиона. Увеличившийся в размерах стадион должен был обладать большей надежностью.

    В 2013 году основные проектные вопросы были решены, при этом были сохранены все концептуальные основы проекта, заложенные Курокавой. Раздвижная крыша, «парящая» на восьми пилонах, выкатное поле, входы в виде порталов космического корабля и, конечно же, сама «тарелка», возвышающаяся на холме.

    Под крышей дома твоего

    Сочетание раздвижной крыши и выкатного поля обязательно станет ноу-хау. Поле размерами 120 х 80 м будет перемещаться с помощью системы электродвигателей, предварительно приподнимаясь с помощью нагнетенного воздуха. Во время проведения футбольных матчей поле будет находиться внутри чаши стадиона, а на период концертов, выставок и соревнований по другим видам спорта оно будет располагаться за пределами стадиона.

    Раздвижная крыша обеспечит поступление солнечного света в дни, когда футбольное поле будет находиться внутри стадиона: без должного количества солнца газон не будет расти. Кроме того, согласно регламенту ФИФА, официальные матчи должны проходить под открытым небом, и наличие раздвижного сегмента кровли позволяет удовлетворить это требование. Но самое главное, на новом стадионе будут созданы комфортные условия для посетителей в любое время, в том числе зимой. Для того чтобы закрыть крышу, например в случае непогоды, понадобится всего 15 минут.

    Кроме того, на арене будет установлено специальное освещение, которое соответствует всем условиям, для комфорта игроков, зрителей, судей и работы ТВ-камер. В том числе для устранения эффекта мерцания при замедленных и сверхзамедленных повторах для прожекторов использованы электронные и высокочастотные пускорегулирующие аппараты.

    Проектом спортивного освещения предусмотрено аварийное телевизионное освещение — возможность непрерывной телевизионной трансляции и нормального проведения матча в случае прекращения подачи электроэнергии.

    На стадионе будет обеспечено электроснабжение осветительной установки футбольного поля по первой, особой категории с использованием независимого резервного источника питания и источника бесперебойного питания. Благодаря этому 100 процентов осветительных приборов остаются в рабочем состоянии, обеспечивая ненормируемые уровни освещенности в течение трех часов. То есть даже если весь город окажется отключенным от электричества, посетители стадиона могут досмотреть игру, не заметив никаких изменений.

    Осветительное оборудование стадиона разместится на специальном кольцевом техническом мостике, обеспечивающем беспрепятственный и удобный доступ к нему в любое время. Мостик расположен в пространстве между фермами («рельсами», по которым перемещается раздвижная часть крыши) и соединен системой переходных радиальных мостиков с выходами на кровлю.

    «Новокрестовская» и пешеходный мост

    За год до завершения строительных работ на стадионе его готовность в мае 2015 года составляла более 70 процентов.

    Ожидается, что первые мероприятия на новой арене состоятся в конце мая 2016 года, а полномасштабное открытие пройдет летом этого же года. К тому моменту у стадиона, уже получившего народное имя «Зенит-Арена», появится официальное название.

    На этом строительство в западной части Крестовского острова не завершится: до 2018 года здесь должна быть сформирована транспортная инфраструктура нового спортивного центра города. В непосредственной близости от арены будет открыта новая станция метро «Новокрестовская» и построен пешеходной мост (общей длиной 672 метра, длиной с учетом подходов к сооружению с обеих сторон — 941 метр; шириной проезжей части 9 метров, общей шириной пешеходной и велопешеходной части — 5,75 метра), который соединит остров с Приморским районом. Рядом со стадионом также запланировано строительство яхт-клуба, создание зон для прогулок и отдыха.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»