• Личностный конфликт без признаков расизма

    07.02.15 00:33

    Личностный конфликт без признаков расизма - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    На очередном заседании комитета по этике РФС в столичном Доме футбола на Таганке рассматривалось так называемое дело Халка — Матюнина.

    Даешь систему мониторинга словесных контактов!

    Вкратце напомним суть инцидента. Во время календарного матча российской премьер-лиги «Мордовия» — «Зенит» (1:0), проходившего в Саранске 29 ноября прошлого года, арбитр Алексей Матюнин якобы допустил оскорбительное выражение расистского характера на английском языке в адрес нападающего петербургской команды Халка. Об этом игрок сборной Бразилии заявил после окончания встречи. Однако Матюнин слова Халка опроверг и позже даже согласился на проверку своих показаний на детекторе лжи, который вроде бы доказал невиновность и правоту арбитра.

    Заседание длилось порядка трех часов. По его окончании к представителям прессы вышел председатель комитета по этике РФС Владимир Лукин, который и рассказал о принятых решениях:

    — Во-первых, отмечу, что комитет по этике решительно осуждает все проявления расизма в нашем футболе и призывает все заинтересованные стороны бороться с этим явлением. Во-вторых, мы считаем, что прямых доказательств оскорблений по расовому признаку футболиста «Зенита» Халка со стороны арбитра Матюнина нет, мы их не обнаружили. В частности, не представляется возможным точно установить, что именно по ходу матча Матюнин сказал Халку. Тем не менее на основании изложенных фактов комитет признает, что во время матча «Мордовия» — «Зенит» произошел серьезный личностный конфликт между судьей и футболистом.

    На основании вышеизложенного комитет по этике пришел к следующим выводам. Первое. Рекомендовать коллегии футбольных арбитров предупредить Матюнина о необходимости строго соблюдать статус официального лица и воздерживаться от действий, способных нанести ущерб деловой репутации футбола в целом, а также его организаций, не нарушать принципы честной игры и уважительного отношения к участникам соревнований.

    Второе. Комитет решил напомнить Халку, что любые дискуссии с судьями во время матча не соответствуют этическим нормам поведения спортсменов. Это напоминание касается не только Халка, но и всех футболистов всех российских клубов, поскольку подобная стилистика общения на грани, а порой и за гранью грубости имеет место в нашем футболе. И этим явлениям необходимо объявить жесткую борьбу.

    Третье. Комитет по этике рекомендует разработать и принять меры по созданию системы мониторинга словесных контактов арбитров и футболистов во время матчей. Только эта система позволит точно установить, что происходит между конфликтующими сторонами по ходу матчей, имеются ли нарушения этических норм или даже более серьезные проступки.

     

    Что такое «урода» по-польски и по-русски

    После этого Владимир Лукин ответил на вопросы журналистов.

    — Принимались ли на заседании к сведению данные детектора лжи, испытание которым прошел Матюнин?
    — Результаты этой проверки не были нам посланы и нами получены, но комитет на эти данные даже не опирался. У меня довольно скептическое отношение к подобному способу выяснения истины, особенно в этических вопросах.

    — Как технически могла бы выглядеть система мониторинга словесных контактов, о которой вы упомянули?
    — Я не специалист в этой области, но в беседах с экспертами прозвучало мнение, что установить такую систему нетрудно и стоить это будет недорого. Думаю, что это нужно будет сделать обязательно, поскольку только на такой основе сможет эффективно работать комитет по этике.

    — Какие именно косвенные факты, подтверждающие конфликт, были представлены?
    — Стороны и не отрицали сам факт конфликта. Многое исходило из того, что они не очень хорошо знали иностранные языки. Хотя для наших арбитров было бы хорошо владеть хотя бы парой иностранных языков, например английским и испанским. На мой взгляд, этот минимум должен входить в понятие профессионализма российских футбольных судей. Матюнин утверждал, что английский язык знает лишь на уровне специфических футбольных терминов. Халк же вообще почти не владеет английским. Отсюда и произошло непонимание, вылившееся в личностный конфликт.

    — Кто общался с Халком в процессе рассмотрения этого инцидента?
    — Группа из двух представителей комитета по этике выезжала в Петербург. Один из них — Евгений Красильников. Кстати, конфликт достаточно долго не рассматривался по двум причинам. Во-первых, Халк постоянно находился на пределами России — вотпуске, а затем на сборах. Во-вторых, комитет по этике и не должен работать как экстренная команда — по горячим следам, а должен дать улечься эмоциям, чтобы в более спокойной обстановке принять взвешенное решение.

    — Какими будут последствия инцидента, извинения участников друг другу?— А за что извиняться? Матюнин только показывал Халку желтую карточку, никаких оскорблений на расистской почве не было. Приведу такой пример. Если встретятся две дамы — русская и полячка — и вторая скажет первой: «Ты урода», русская может подать на нее в суд за оскорбление, а на польском языке «урода» означает «краса». Так что, сами понимаете, никаких поводов для извинений в эпизоде с Халком и Матюниным нет, поскольку нет, скажем так, и состава преступления.

    Москва


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»