-
Личные интересы
31.10.07 16:02
Рассуждая за два тура до финиша о шансах команд на чемпионство, на бронзу, на сохранение теплого местечка в премьер-лиге на следующий сезон, почему-то принято сбрасывать со счетов такую вещь, как личная мотивация тренеров, чьи команды уже ни на что особо не претендуют. А между тем в чемпионате складывается уникальная ситуация: подавляющее большинство тренеров могут и не начать следующий сезон в своих нынешних командах. За какую стабильность мы можем поручиться сейчас? Красножан наверняка останется в Нальчике, Гаджиев в «Сатурне», Черчесов в «Спартаке», Петраков в «Томи». Вот, пожалуй, и все. Даже Муслин, стремительно освоившийся в Химках, не исключено, сменит место работы. Слух — не более; но поговаривают, что серб может перебраться в ЦСКА, если Газзаев все-таки решит начать новый этап своей карьеры. Что уж тогда говорить про тех наставников, чьи фамилии регулярно всплывают в списке специалистов, будущее которых кажется сейчас весьма неопределенным.
О том, кто куда может перебраться и что за этими переходами стоит, «Спорт» напишет в один из ближайших дней. Речь пока не об этом: речь о мотивации, которая сейчас, вполне вероятно, не принимается многими в расчет. Взять, например, Сергея Павлова — тренера, еще летом желавшего проститься с Дальним Востоком. Уйти из клуба, покинувшего премьер-лигу, — совершенно иное дело, чем оставить «Луч-Энергию» с высоко поднятой головой, сохранившей место в клубной элите. Вроде бы и не так высока мотивация приморцев в оставшихся матчах — учитывая, что одному из их главных конкурентов, «Кубани», осталось играть с «Локомотивом» и ЦСКА. Но есть еще репутация тренера — важная вдвойне, когда возникает вопрос со сменой рабочего места. Рынок рабочей силы в этой профессии сегодня вырос настолько, что трудоустроиться оказывается не так уж и просто — сколь бы весомы ни были прошлые заслуги.
К топ-тренерам, разумеется, это не относится. Но у них и своя, особая, мотивация.
Валерий Газзаев, что бы он ни предпринимал, пытаясь вытащить ЦСКА из затянувшегося периода стагнации, многими болельщиками все равно воспринимается как один из главных виновников неудачного для армейцев сезона — на фоне былых-то результатов. Все объективные причины, помешавшие красно-синим сыграть в свою силу, почему-то часто не учитываются; так неужели бронза — хоть какая, но медаль — для рулевого ЦСКА не является на финише первенства мощным стимулом? Это ведь вопрос репутации, создающейся годами, которую хоть и не так легко утратить, но можно вполне подмочить. Что произошло, к слову, сейчас с Олегом Долматовым, при котором — по его вине или нет — рухнули за последние два года три команды: «Шинник», «Локомотив» и «Ростов». Не исключено, вина Олега Васильевича во всем случившемся была минимальной — но ведь именно он все равно будет ассоциироваться с этими провалами. И тот его блестящий ЦСКА воспринимается сейчас уже совершенно иной историей — случившейся в прежней жизни тренера.
Прежний, былой — самые страшные слова для наставника. Наверное, поэтому и сорвался умеющий держать любой удар Рахимов после игры с «Москвой» — ведь ложка дегтя, добавленная в бочку меда, превращает ее содержимое в принципиально иной продукт. Наверное, поэтому окончательно перешел на послематчевых пресс-конференциях на шепот Бердыев — и ничего нельзя разобрать из слов рулевого некогда еще одной из самых уважаемых в России команд.
Мотивация — слово, которое всегда было одним из важнейших факторов в футболе. Сегодня оно становится самым важным. Тренеры будут биться не только за свои клубы. Но и за собственную, личную судьбу тоже.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»