• Лимит для проформы

    29.10.06 15:59

    Лимит для проформы - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Пресловутый лимит на легионеров – палка о двух концах. Любое искусственное ограничение по сути своей искусственным и остается. Оно может принести пользу, а может и вред, если не найти золотой середины.

    «Красные» против «зеленых»

    Впервые лимит на иностранцев был введен в чемпионате СССР в 1995-м. Это вообще был год революционных перемен. Чемпионат перевели на трехочковую систему, сократили количество иностранцев на поле до трех и еще двух разрешили держать на скамейке зпасных. Через пару лет, когда дела ни у клубов, ни у сборной в гору не пошли, а число несогласных с лимитом заметно выросло, ограничение отменили. За эталон взяли европейские первенства, как раз к тому времени переварившие громкое «дело Босмана». По большому счету лимит противоречит правовым нормам, поскольку является ущемлением прав по национальному признаку. Тем не менее в России снова пришли к выводу, что вводить ограничение надо. Причем не только в футболе, но и в других игровых видах. На сегодняшний день самый жесткий лимит в водном поло, где со следующего года разрешат включать в состав только одного негражданина России. В чем смысл? В первую очередь в том, чтобы увеличить количество потенциальных кандидатов в национальную сборную. Однако приведет ли это к желаемому результату?

    Возьмем прошлый год. Легионеров разделили на «красных» и «зеленых». «Зеленые», то есть сыгравшие по десять и более матчей за сборную своей страны, а также те, кто пять лет провел в одной команде, под ограничение не попадали. «Красных» можно было заявить не больше восьми человек, причем лишь пятеро из них имели право одновременно находиться на поле. Вроде бы все правильно. Но вот яркий пример: «Динамо», состоявшее сплошь из чужих сборников. Что дал лимит?

    Кстати, и тогда и сейчас изменение статуса игрока по ходу сезона никак не регламентировалось. Сыграл десятый матч за сборную, пришло соответствующее подтверждение – получи зеленую картонку вместо красной. Исполнилось пять лет с момента появления в команде – то же самое.

    В межсезонье Российскому футбольному союзу были предложены более жесткие квоты на иностранцев. Разразившаяся полемика свелась приблизительно к следующему диалогу: «Как быть с долгосрочными контрактами?» – вопрошали президенты клубов. «А как быть с интересами сборной?» – вопросом на вопрос отвечали футбольные чиновники. Волки сыты и овцы целы бывают только в том случае, если волки съели пастуха. Потому и приняли соломоново решение: в этом году – восемь легионеров, в следующем – семь, а к 2009 году – пять. Почему ударили по рукам именно на цифре восемь, вряд ли кто-то внятно объяснит.

     

    Не война, а маневры

    Сколько людей – столько и мнений. В том числе и экстремальных. Вячеслав Фетисов, например, в очередной раз ошарашил заявлением, что необходимо полностью запретить иностранцам выступать за российские клубы. Помнится, в начале года глава Федерального агентства по физкультуре и спорту, находясь, видимо, в состоянии необыкновенного патриотического порыва, призвал временно закрыть чемпионаты по футболу, волейболу, баскетболу, потому что в этих видах у России наметился регресс. Как говорится, без комментариев.

    Ясно другое: лимит в нынешнем его виде, как и прошлогодний, – для проформы. Реально повлиять на изменение «качества россиян» он не может. Стоит задуматься и над другим вопросом: нужно ли вообще какое-либо ограничение?

    Президент Путин считает, что нужно. У нас в стране это означает, что так оно и будет. Как-то так странно совпало, что стоило главе государства сказать о засилье легионеров, как тут же разразился питерско-казанский скандал. Откровенно говоря, форма, так сказать, «дискуссии» вызывает противоречивые чувства. «Зенит» проиграл, и проиграл абсолютно по делу. Если у представителей клуба возникли вопросы, они могли спокойно обратиться за разъяснениями в РФС и РФПЛ, а не раздувать пожар в прессе. Ясное дело, сделано это вполне осознанно, дабы привлечь внимание общественности. Во-первых, чтобы высокие футбольные чины не положили протест под сукно, во-вторых, чтобы создать соответствующий фон. Между тем понятно, что «Рубин» ответственности не понесет. Разве что если казанцы признаются, что дали взятку паспортистке, в нарушение всех законов наделившей  Гацкана и Федорова (граждан Молдавии и Узбекистана) красными российскими корочками. Или если обнаружится, что паспорта нарисовали клубные умельцы из Татарстана. И все-таки, наверное, не стоит рассматривать сложившуюся ситуацию только как войну за три очка. Она, если сделать правильные выводы, может вылиться в нечто большее, нежели локальный конфликт двух клубов. Например, привести к конструктивному разговору о роли легионеров в российском футболе. Причем говорить и приводить аргументы «за» или «против» должны специалисты, основывающиеся на детальном, скрупулезном анализе. При всем уважении к Владимиру Владимировичу это один из тех редких случаев, когда его мнение нужно учитывать, но не принимать как догму.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»