-
«Локомотив» построит миф
Тема номера. Возрождение27.12.11 16:29
Ярославская команда может показать российскому хоккею, как жить правильно.
В мире много неведомого. В частности, никто никогда не узнает, храпят ли монахи-отшельники во сне, бывают ли сны у кошек и собак, сумеет ли КХЛ когда-нибудь, в один прекрасный день, словно в чудесной грезе, догнать НХЛ. Да-да, это тоже никогда не удастся установить, потому что нет никаких объективных критериев для сравнения. Не существует общей системы координат. За океаном хоккей – индустрия развлечений, бизнес, шоу. У нас – социальная сфера, политика, а в некоторых регионах даже элемент предвыборной агитации.
По исконной русской привычке мы хотели бы многое революционным образом у себя переоснастить, но инерция, косность мешают. Внедряется драфт – а он формальный. Потолок зарплат? Это лишь повод для шуток про натяжные потолки, ход на чердак и дальше в том же духе до изнеможения. Но даже у самых матерых борцов с НХЛ не возникает сомнений, что организация дела в Северной Америке совершеннее нашей и является образцом для подражания. Только подражать сложно, потому что тогда нужно идти против уже сформировавшейся системы, а клубы существуют не в изоляции, не сами по себе.
Ярославская трагедия выделила одну команду из общего числа. И команда эта, по-видимому, будет развиваться вопреки всем отечественным традициям новейшего времени. Скорее всего, «Локомотив» надолго сохранит этот вектор. Во многом мифический, ибо очень уж необычный для наших краев.
Возраст
Первое – и главное: «железнодорожники» будут самыми молодыми в лиге. Тут и к гадалке не ходи. Сейчас старшему – Рафаэлю Ахметову – всего 22. Конечно, появятся легионеры (их может быть на одного больше, чем у других), но вряд ли Петр Воробьев пригласит кого-то, кто едет с ярмарки. Да и среди ограниченно свободных агентов, к которым у ярославцев приоритетный доступ, менеджмент клуба вряд ли станет искать громкие имена, чтобы потрясти общественность, – это не бардинский «Авангард». В общем, приглашенные будут трудягами-работягами прежде всего, а про их звездный статус следует говорить во вторую очередь.
В НХЛ именно с молодежью многие клубы начинали поход за Кубком Стэнли. Пример «Питтсбурга» самый актуальный. Команда на грани банкротства освободилась от Яромира Ягра, упала на самое турнирное дно, потом собирала на драфте в течение пяти лет талантливых юниоров и завоевала в 2009-м главный клубный трофей мира! Ни одна команда в России не шла подобным путем. И не пойдет! Потому что подобный путь требует терпения. А терпения нет. Те, кто дают деньги на команду, думают о собственном политическом пиаре. И даже локальные неудачи бьют по их непомерному самолюбию. Они боятся выглядеть проигравшими в глазах народа, отсюда погоня за сиюминутным результатом во что бы то ни стало.
Есть, конечно, одна команда, которая не гонится за результатом. В принципе! И молодежи в ее составе хватает. Но у нее другие ценности и приоритеты. «Витязю» достаточно славы Герострата. С Ярославлем, имеющим победные традиции, бузотеристому Чехову не по пути.
Но если покопаться в новейшей российской истории, то там встречается кое-что в энхаэловском «формате». Успех ярославцев в 1997-м имеет общие черты с восхождением «Пингвинз». В чемпионском составе было восемь игроков не старше двадцати одного года. И много местных воспитанников, то есть тех, кого создала клубная система. В этом можно найти аналог фармовой обкатке проспектов за океаном. Нет нужды напоминать, что тогдашним тренером «Торпедо» (прежнее название «Локомотива») был Воробьев.
Рулевой
Фигура главного тоже за-служивает отдельного разговора.
Наверное, никогда и нигде так низко не падал авторитет хоккейного тренера, как у нас здесь и сейчас. Мало того что наставников выгоняют, так они еще и друг с другом довольно некрасиво ругаются. Достаточно вспомнить, как Игорь Захаркин препирался в прессе с Владимиром Крикуновым. Оба ведь добились серьезных достижений, но в глазах публики постарались их дискредитировать, уничижая оппонента. После неудачного чемпионата мира даже квалификация Вячеслава Быкова – самого успешного российского специалиста на уровне сборных – подвергалась сомнению в СМИ и на гостевых.
Сейчас в КХЛ только Олег Знарок и Сергей Шепелев работают со своими командами не менее трех лет и воспринимаются эдакими хоккейными Мафусаилами. А за океаном Линди Рафф трудится с «Баффало» 14 лет, Барри Тротц в «Нэшвилле» – 13. Клода Жюльена полтора года назад не выгнали из «Бостона» после того, как его команда ухитрилась отдать серию «Филадельфии», ведя 3–0. Более того, в решающем седьмом матче «мишки» выигрывали 3:0 – для полноты лузерских ощущений – и все-таки провалились, 3:4. В России у Жюльена не было бы ни малейшего шанса реабилитироваться – в отставку! И в первую очередь болельщики поливали бы его такими субстанциями в Интернете, что ни словом сказать, ни пером описать, ни клавиатурой набить. А вот за океаном Жюльену дали возможность осуществить новый заход и получили в июне Кубок Стэнли.
Петр Воробьев в отличие от коллег избавлен от давления. Глупо было бы на стадии становления требовать от команды исключительно высоких результатов. К тому же Воробьев не просто тренер. Он фигура консолидирующая. В общей сложности – семь лет в городе, в клубе…
Юрий Яковлев, президент «Локомотива», прославился тем, что чаще других руководителей менял тренеров по ходу сезона. Но сейчас болельщикам в Ярославле необходимо не только посещать матчи, но и верить в то, что вернется время побед. Эту веру должен дать человек, с именем которого связаны первые громкие достижения: чемпионство, медали.
В России ему нет равных в умении повышать профессиональный уровень молодых игроков. Он известен предельной жесткостью во взаимоотношениях с коллективом. Так было до середины нулевых – пока не случился финансовый коллапс в Тольятти. Воробьев остался с «детским садом», которому необходимы были пряник и отеческое наставление в большей степени, чем кнут. И он, сохранив требовательность в хоккейных вопросах, вне льда отдал своим подопечным изрядно душевного тепла. Книжки приносил почитать, чтобы они повышали культурный уровень, анекдоты рассказывал.
До нынешнего альянса Петра Ильича с Ярославлем только Зинэтула Билялетдинов выглядел неотъемлемым элементом казанской жизни. (И когда-то, давным-давно, Валерий Белоусов – магнитогорской.) Юрий Яковлев предложил Воробьеву контракт еще на один год. Это никто в прессе не обсуждал, потому что данное кадровое решение выглядит само собой разумеющимся. Это уже третье возвращение Петра Ильича на должность главного тренера команды!
Деньги
С осени в КХЛ будет действовать потолок зарплат, выше которого ничего не построишь. После локаута НХЛ вышла на новый уровень смотрибельности, посещаемости и ТВ-рейтингов именно из-за создания максимально демократичного пространства для всех клубов. Равные возможности – залог процветания.
Пока неясно, какой будет верхний предел в России. Некоторые могут потребовать максимально высокий, потому что уже имеются подписанные контракты. Но тогда возникнут вопросы и с нижней чертой. Ведь нельзя же допустить, чтобы расслоение получилось вопиющим.
Удручающие предпосылки уже есть. Российские аутсайдеры гораздо более безнадежны, нежели их заокеанские товарищи по несчастью. В КХЛ к середине декабря фактически сформировались кубковые восьмерки на Западе и Востоке. Если хотя бы одна команда из этого пула выпадет, то это будет похоже на сенсацию. Без сенсаций скучновато – рутина. И неизвестно, кто сильнее виноват – клубы-олигархи или те, кто на дне. В любом случае неумение эффективно работать характерно для всех категорий хоккейного населения.
«Локомотиву» вполне по силам доказать в ближайшие годы, что размер бюджета не является определяющим фактором для успешного выступления. Петр Воробьев собирается использовать в КХЛ в следующем сезоне минимум две пятерки из нынешнего состава. Понятное дело, половина команды из двадцатилетних – это означает весьма легкую платежную ведомость. И если у такой команды пойдет игра, то что скажут болельщики про других? У кого игра не идет. Несмотря на многолетние многомиллионные инвестиции. У некоторых руководителей уже есть повод напрячься.
Мотивация
Есть довольно тонкая материя. И вокруг нее не стоит возводить пафосные замки с романтическими башенками идеализма. В нашей стране давно никто не играет за идею, ибо само понятие высокой идеи девальвировано.
Осталось в истории, потерялось в недрах двадцатого века понятие «клубный патриотизм». Неоднократно доводилось слышать, что у нас отсутствует team spirit – командный дух. А откуда взяться этому самому пресловутому духу, если тренеры ощущают себя временщиками, которым постоянно указывают на дверь? И почему должны прикипать к своему рабочему месту игроки, когда у них совсем короткие контракты – год, два? Людей с хотя бы трехлетними контрактами не так уж много.
Игроки «Локомотива» в первом матче 12 декабря против «Нефтяника» символично праздновали голы. Они били кулаком по груди, по эмблеме клуба. Понятное дело, местные парни – Лукин, Осипов, Воронин, Капустин, Романцев – по определению герои. Но и те, кто пришел в Ярославль, не сумев в полной мере самореализоваться в других клубах, чувствуют, что выполняют большую миссию, чувствуют внимание. Для молодого игрока внимание – то же, что сверхмотивация. Если ты не звезда, не Евгений Кузнецов и не Владимир Тарасенко, то тебя в любой команде закрывают от глаз прессы и болельщиков крепкие тела старших товарищей. Они и опытнее, и мастеровитее – их имена на слуху. В Ярославле все равны, потому что начинают с чистого листа. Потому что они творят историю клуба. А следовательно, ощущают свою сопричастность чему-то значимому.
За оставшееся до мая время «Локомотив» способен основательно дискредитировать ВХЛ – вторую по статусу лигу в России. Там собрались мужики, зачастую не первой свежести, подзаработать деньжат, доиграть. А тут юнцы непринужденно обставляют их. Причем, даже отпустив трех игроков в молодежную сборную, остаются конкурентоспособными. Плюс Егор Яковлев срочно был командирован во вторую сборную, а Лебедев и Воронин – в юниорскую. Потеря шести игроков, четверо из которых лидеры! И все равно победа 2:0 над «Ариадой-Акпарс».
Возникает резонный вопрос: а зачем и кому эта лига нужна? Чтобы Твердовский и Сушинский перекантовались там после отчисления из «Салавата Юлаева»? Она кадрово подпитывает КХЛ? Что там за уровень, если слегка усиленный клуб МХЛ в первых двух матчах (со второй командой Западной конференции и крепким середняком) пропускает всего одну шайбу? Повод задуматься. Не правильнее ли вкладывать деньги в молодежь? Вопрос риторический. «Локомотив» – незваный гость в ВХЛ, покружит полгода и покинет, а все заинтересованные лица останутся. Останутся при своих интересах.
***
Ярославль часто становился первым. Выиграл первый чемпионат под эгидой РХЛ. Раньше других решился пригласить тренера-иностранца и выиграл с Владимиром Вуйтеком золото в первый же год его работы. «Локомотив» первым из отечественных клубов на постоянной основе переехал в новый дворец. Сейчас ярославцы первыми попытаются применить западные модели формирования и развития клуба. И, наверное, далеко не все с одобрением и восхищением будут следить за происходящим. Многим привычнее и симпатичнее палить в костре амбиций бюджетные миллионы. Но если ярославцы докажут, что можно (и нужно) жить по-другому, сладкая потребительская жизнь подойдет к концу. Не везде, конечно, но руководители призадумаются. Да и общество научилось рассуждать. И теперь его нелепыми лозунгами о высокой социальной миссии спорта, который якобы спасает от наркомании и преступности, не проймешь. В общем, за развитием этой истории будет чрезвычайно интересно наблюдать.
Трепещи, КХЛ, «Локомотив» может пошатнуть твои устои!
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»