• Любовь и бедность

    20.12.11 02:21

    Любовь и бедность - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Финансовый кризис, лавиной накрывший благополучную Испанию, сказался на жизни футбольных клубов. Все они, включая грандов, сейчас учатся экономии.

    На улицах Валенсии, Аликанте, Бенидорма, Эльче и других прибрежных городов Валенсианского сообщества сейчас уже гораздо реже можно встретить профессиональных нищих традиционного вида, чьи места заняли приличные граждане с пустой коробкой в ногах, держащие картонку с надписями примерно следующего содержания: «Я – испанец, нуждаюсь в работе, стаж официантом – 15 лет». Рядом с ними могли бы стоять и еще более респектабельные господа – игроки, тренеры и менеджеры футбольных клубов, если бы сидели сложа руки, не пытаясь найти выход из финансового тупика.

    182 миллиона за два года

    В Примере наиболее пострадала от кризиса «Валенсия», чей суммарный долг в 2009 году достиг астрономической цифры в 550 миллионов евро. Давно напрашивавшаяся смена власти привела к тому, что руководящие кресла заняли люди, которым было необходимо думать не только о спортивных достижениях, но и о банальном выживании. Задача усугубилась тем, что произошло ощутимое снижение продаж разовых билетов и сезонных абонементов (порядка 10 %), а предложения от спонсоров по размещению логотипа выглядели настолько «привлекательными», что «Валенсия» предпочла оставить футболки девственно чис­тыми.

    Когда самые простые антикризисные меры (распродажа лидеров команды: обоих Давидов – Вильи и Сильвы, Хуана Мануэля Маты, Карлоса Марчены и Хоакина, сокращение штата сотрудников клуба – с 302 до 261, уменьшение размеров зарплат и премиальных) себя исчерпали, «летучим мышам» пришлось отойти от стандартов. Клуб организовал мощную рекламную кампанию в Интернете. Навод­нил разнообразной продукцией со своей  символикой магазины не только в самой Валенсии, но и в окрестных городах. И начал продвижение своей торговой марки на рынки Китая, Катара и ОАЭ.

    За два года правления Мануэля Льоренте размер долга удалось сократить на 182 миллиона евро, что является лучшим показателем в Примере. А тот факт, что «Валенсия» не просто держится на плаву в Примере, но и пытается составить конкуренцию двум грандам, свидетельствует об успешности новой экономической политики.

    Капитал «Эркулеса»

    Несопоставимо тяжелее приходится клубам, которые пережили понижение в классе. Так, годовой бюджет «Эркулеса», по итогам сезона-2010/11 вылетевшего из Примеры, уменьшился в четыре с лишним раза – с 42 до 10 миллионов евро, что поставило аликантийцев на грань выживания. В межсезонье клуб потерял 17 футболистов, включая всех своих звезд, а деньги (7,5 млн евро), вырученные от продажи Нельсона Аэдо Вальдеса в «Рубин» и Кико Фемении в «Барселону», ушли на уплату долгов.

     

    Новичков пришлось собирать, выискивая свободных агентов, которые согласились бы работать за идею и обещания светлого будущего. С зарплатой в 10–15 тысяч евро в месяц – а именно столько получают большинство игроков «Эркулеса» – футболистов с именем и устоявшейся репутацией в Аликанте не заманишь.

    Чтобы хоть как-то восполнить многомиллионные потери, которые повлек за собой вылет в Сегунду, «Эркулесу» приходится изыскивать новые пути привлечения капитала. Потеряв половину socios (официальных членов клуба, платящих членские взносы), клуб из Аликанте, являющийся сейчас лидером, стремится вернуть расположение болельщиков не только игрой и результатами. Получить билет на матч бесплатно может каждый посетитель клубного магазина, купивший шарф за 15 евро, а на «класико» с «Эльче» по цене одного билета можно было приобрести два.

    Усынови футболиста

    Раздачей бесплатных билетов и проведением в перерывах лотерей сейчас никого не удивишь, и для увеличения аудитории – а соответственно, и финансовых поступлений – приходится искать нестандартные ходы. Президент «Леганеса» Мария Виктория Павон развернула кампанию… среди болельщиц, под лозунгом «Приведи мужа на футбол». В Испании есть семьи, в которых жены отправляются на стадион, а их мужья в это время либо сидят дома с детьми, либо идут на рыбалку.

    Женщины взяли инициативу в свои руки и в «Альбасете», который после вылета в Сегунду-В не имеет средств на содержание молодежной команды. Собрать их надеются футболистки женской команды «Альбасете», снявшиеся полуобнаженными на страницах календаря на 2012 год, который продается в газетных киосках по цене шесть евро. В свою очередь, клубное руководство пошло на беспрецедентный шаг, устроив акцию под названием: «Если тебе не понравилось, мы вернем твои деньги». В случае, если обладатель сезонного абонемента останется недоволен тем, как команда провела первый круг, он сможет получить назад половину стоимости, причем часть денег игроки и тренерский штаб возместят из собственного кармана.

    Наконец, «Культураль и Депортива Леонеса», летом отправленный в четвертый дивизион из-за почти полумиллионного долга по зарплате, был вынужден искать помощи на стороне. Клуб организовал акцию «Усынови футболиста», предложив желающим за 12 тысяч евро разместить на футболке любого игрока рекламу своей фирмы или заведения. При этом он должен присутствовать на всех мероприятиях, проводимых под эгидой «родительской» организации. Если же игрок будет продан в другой клуб, то она получит 10 % от вырученной суммы.

    Замуровали, демоны

    Но хуже всего пришлось футболистам клуба «Спортинг Вильянуэва Промесас», который сейчас выступает в группе IV третьего дивизиона. В прошлом сезоне «Спортинг», представляющий беднейшую провинцию Испании, Эстремадуру, впервые в своей 18-летней истории завоевал путевку в Сегунду-B, однако повышение в классе обернулось для него катастрофой. Как только начался новый сезон, так закончились выплаты зарплаты и премиальных.

    Доведенные до отчаяния игроки забаррикадировались на стадионе, отказавшись покидать его до тех пор, пока не будут погашены все долги. При этом, в отличие от начальства, они вели себя как настоящие профессионалы – продолжали тренироваться строго по расписанию, в день матчей выходили на поле, а после финального свистка вновь занимали «круговую оборону». Этот случай, о котором стало известно всей Испании, так поразил футболистов и тренеров из грандов и более-менее благополучных клубов, что они протянули руку помощи коллегам по профессии. Икер Касильяс и Жорди Альба отправили забастовщикам форму, в которой они играли в последнем матче за сборную Испании, а игроки «Барселоны», «Севильи» и «Спортинга» отослали клубные футболки, предложив выставить на продажу в Интернете еще и подписанные всеми «титуларами» мячи.

    Добровольное заточение в родных стенах не могло не сказаться на показываемых командой результатах, и постепенно она скатилась в зону вылета (17-е место из двадцати). Тем не менее забастовщики не собираются отступать и сдаваться: «Мы будем оставаться здесь до тех пор, пока нам не заплатят то, что должны, и, пока у нас есть силы, мы продолжим защищать честь клуба с высоко поднятой головой».

    Валенсия – Аликанте


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»