• Максим Опалев: «Ради Лондона сменил пиджак на майку»

    Персона

    20.06.11 23:36

    В пятницу, 17 июня, в Белграде стартовал чемпионат Европы по гребле на байдарках и каноэ. В качестве одного из фаворитов в Сербию по традиции едет олимпийский чемпион – 2008 Максим Опалев.

    В интервью корреспонденту «Спорта день за днем» ветеран сборной России рассказал не только о том, зачем перед европейским первенством он отказался от участия в розыгрыше Кубка мира, но и почему решил вернуться в большой спорт.

    Задача – Игры-2012

    С: Помнится, после долгожданной олимпийской победы на Играх-2008 вы говорили о сильном опустошении и нежелании снова садиться в лодку. Потом ушли. Однако на спортивной «пенсии» усидели всего полтора года. Что побудило вернуться?
    Я решил испытать судьбу еще раз и попытаться пройти отбор на лондонские Олимпийские игры – 2012, четвертые в своей жизни. А вернуться на воду решил зимой 2010 года, после откровенной беседы с новым на тот момент президентом Всероссийской федерации гребли на байдарках и каноэ Евгением Архиповым. Без преувеличения могу сказать, что Евгений Юрьевич в буквальном смысле слова дал гребному спорту нашей страны второе дыхание. В отличие от предшественника у него прозрачная политика и уважительное отношение к спортсменам и тренерам.

    С: В чем это выражается?
    Первое. Архипов не только стал инициатором реконструкции гребной базы на Сынтульском озере в Рязанской области, но и нашел средства для перевода ее в собственность федерации. Уже со следующего года первоклассный спор­тивный комплекс с проложенными на воде дистанциями и ловушками, а также с тренажерным залом и гостиницей должен перейти в распоряжение сборных России. Второе. Глава федерации добился того, что в 2014 году в Крылатском пройдет чемпионат Европы. А подготовка к нему тоже повлечет полную реконструкцию уникального олимпийского комплекса. Наконец, мне он предложил начать тренировки сразу в национальной команде, без дополнительного отбора. Такие поступки не могут не импонировать.

    С: Вы говорили, что предыдущий сезон рассматривали в качестве втягивающего. А в этом готовы к борьбе?
    Действительно, после кабинетной работы год назад было невероятно тяжело привыкать к нагрузкам. Однако нынче я постараюсь показать все, на что способен. По моим ощущениям, фундамент заложен крепкий. Во всяком случае, на отборочном к чемпионату Европы апрельском Кубке России мне удалось победить на километровой дистанции и занять третье место на двухстах метрах.

     

    С: Почему отказались от участия в этапах Кубка мира?
    Чтобы более экономно расходовать свои силы. В моем солидном возрасте (Максиму 32 года. – С) нужно правильно сочетать нагрузки и отдых, уметь отделять главное от второстепенного. Я же, страшно представить, в первой сборной с 1997 года, с перерывом после пекинской Олимпиады.

    С: Кстати, далеко не все болельщики знают, чем вы занимались эти полтора года вне гребли.
    Работал помощником губернатора Волгоградской области, заместителем председателя областного спорткомитета. Научился понимать механизмы движения бюджетных средств, выделяемых на спорт. Раньше-то сам не очень задумывался, откуда берутся деньги на стипендии для спортсменов, средства на организацию сборов и соревнований. Теперь знаю.

    С: Тренироваться успевали?
    Цивильный костюм с галстуком не очень-то располагают к спортивным занятиям. Мне лишь изредка удавалось после работы ходить в тренажерный зал или бассейн. Но такой фитнес ни в какое сравнение не идет с объемами работы в национальной команде. В сборной-то мы ежедневно вкалываем по шесть – восемь часов.

    С: Не обидно было после таких энергозатрат довольствоваться на прошлогоднем чемпионате мира лишь четвертым и шестым местами?
    Неприятно проигрывать две сотые секунды бронзовому медалисту. Конечно, попасть в призеры хотел. Но я понимал, на что шел. С ходу победить невозможно. На восстановление боевой формы обычно уходит столько времени, сколько ты пропустил.

    Пекин вспоминаю, как во сне

    С: Правда, что после победы в Китае вы целый месяц не снимали с шеи золотую медаль?
    Даже два месяца, пока не истерлась ленточка и не появилась угроза потерять свой трофей. Носил ее как талисман, целовал перед сном, клал под подушку. Сильно огорчился, когда на прошлогоднем конгрессе Международной федерации 500 метров на каноэ исключили из олимпийской программы. Остается греть душу тем, что именно мне довелось «закольцевать» золотую эпоху российских каноистов в полукилометровой гонке, которая началась с победы Александра Рогова в Монреале-1976. Теперь придется проходить олимпийский отбор либо в заезде на 200 метров, либо на тысяче. В свое время спринт у меня получался неплохо, но сейчас конкуренция на этой дистанции в России очень высокая.

    С: Еще после победного пекинского финиша вы говорили, что вообще могли не попасть на свои третьи Игры.
    В 2008-м на предолимпийском чемпионате России я не сумел пройти отбор на километровой дистанции. Со старта вырвался вперед, а метров за сто до финиша мышцы просто отказались работать. Финишировал четвертым и думал, что поезд ушел. Оставался последний шанс – испытать силы на 500 метрах. Казалось бы, ночь не спал перед решающим заездом, а вышел на старт спокойным, ни на что особо не рассчитывая. Наверное, это было как раз то состояние, которое позволило победить, что называется, на флажке. Поэтому сам факт выступления на третьей Олимпиаде уже был великим счастьем для меня. Я не верил в это практически до трапа самолета. И даже когда прилетел в Пекин, старался не думать о победе, а наслаждаться уже тем, что я на Играх.

    С: Теперь я понимаю, почему в тот звездный час, выйдя на берег, вы буквально рычали окружившим вас журналистам: «Мужики, ущипните меня! Мне кажется, я сплю и не верю, что сделал это».
    Действительно, эйфория была такой, что летать хотелось. Ведь перед теми Играми, кроме трудного отбора, на меня навалилось еще много чего. Сгорела наша гребная база в устье Ахтубы. Сторожу удалось отбить у огня лишь одну лодку, на которой я впоследствии и выиграл олимпийский титул. Еще не оставляли мысли, что я слишком долго шел к постоянно усколь­заю­щей цели. После серебра в Сиднее-2000 казалось, что вся жизнь еще впереди, успею. Но потом была обидная бронза в Афинах-2004. И обе олимпийские гонки развивались по одинаковому сценарию: с первых метров я уходил далеко вперед, а на последних метрах смертельно уставал и почти останавливался. Даже ощущения помню: весло втыкаешь будто не в воду, а в глину. Гребка не чувствовал.

    С: Я слышал также, что перед Афинами вы доверились одному известному психологу.
    Фамилию которого вспоминать не хочется. Он пообещал снять с меня напряжение. Из-за него я даже поссорился со своим тренером Владимиром Васильевичем Марченко – настолько сильным было желание стать чемпионом. Лишь поражение отрезвило, и к Пекину мы с Васильичем шли плечом к плечу, без услуг посторонних «помощников». А главное, отработали с тренером собственный сценарий гонки: на сборах первые 300 метров я шел один, а за 200 метров до финиша к работе подключались два моих товарища – и мы начинали грести наперегонки. Это помогло научиться выдерживать победный график и не вертеть головой по сторонам, что меня прежде часто подводило.

    С: Еще вы любили повторять, что Олимпиада – ваша вечная невеста.
    Был бы не прочь жениться на ней еще раз. Моя супруга Ольга не возражает (смеется).

    Два витка вокруг земли

    С: Не пытались сложить общий километраж за карьеру?
    Посчитайте сами: в юношескую сборную России я попал 16 лет назад, а на сборах обычно проезжаю до пяти тысяч километров. Получается, два раза «шарик» по экватору уже обогнул.

    С: Как готовились к этому сезону?
    Часть предсезонных сборов прошла дома, часть – на олимпийском гребном канале в Барселоне. Сейчас на все другими глазами смотрю и ценю каждый миг на воде и вне ее. Это и есть жизнь для меня. Надеюсь, у меня есть шанс снова победить.

    С: Выходные бывают?
    В Каталонии, когда выдавались редкие свободные дни, успевали съездить в Андорру покататься на горных лыжах или сходить на футбол. Матчи на «Камп Ноу» – нечто фантастическое. Сидя на трибуне, получаешь огромный заряд позитива. Рад за «Барсу» и ее победу в Лиге чемпионов.

    С: Ни разу не пожалели, что выбрали именно каноэ, а не футбол?
    Так я в детстве и в футболе себя пробовал, и в плавании. В гребле тоже начинал с байдарки. Равновесие хорошо держал, не переворачивался. Но в каноэ влюбился с первого раза, едва стоило встать в него и увидеть, какой водный простор перед тобой открывается. До сих пор выхожу утром на гладь озера или канала и любуюсь, как нос моей лодки разрезает воду.

    С:  Уточняю вопрос: не обидно получать намного меньше, чем футболисты?
    Каждому свое. Гребцы зарабатывают скромно, живут в основном от Олимпиады до Олимпиады. Но жаловаться на судьбу – не в моих правилах. Все-таки благодаря спорту я объехал весь мир и подружился с отличными парнями из других стран. Вы же знаете, что на Играх мы обычно живем обособ­ленно – у канала, вдалеке от большой Олимпийской деревни. Поэтому между представителями разных сборных возникают теплые дружеские отношения. Конкуренты мы только на воде, а вне дорожек – большая дружная семья. Награды обычно обмываем в общем кругу.

    С: Обильно и крепкими напитками?
    В нашей среде напиваться не принято. Например, я себе могу позволить один-два бокала хорошего вина, не больше. Большинство моих знакомых гребцов относятся к спиртному примерно так же. Хотя бывают исключения.

    С: Правда, что прошлой осенью вы плясали на свадьбе своего немецкого приятеля Андреаса Диттмера?
    Так сказать, оказался в Германии в нужное время и в нужном месте. Церемония бракосочетания проходила в старинном замке под Берлином, невеста приехала на свадьбу в белом старинном кабриолете. Молодожены пригласили на торжество больше 200 человек, среди них были не только чемпионы по гребле, но и лыжники, биатлонисты, легкоатлеты. Мы с женой подарили Андреасу и его избраннице большой русский самовар, я спел песню Юрия Никулина про зайцев из «Бриллиантовой руки» и сплясал по просьбе гостей «Калинку-малинку» на столе. Было весело.

    Территория чемпионов

    С: Ваш родной город часто называют землей победителей. Согласны?
    А разве может быть по-другому в легендарном городе-герое? Волгоградская земля – настоящая кузница не только воинов, но и выдающихся спортсменов. Во время недавнего визита в наш город главы Счетной палаты Сергея Степашина мы ему вручили подарочное издание, посвященное 15 чемпионам Олимпийских игр, представляющим наш край. А чтобы рождались новые спортивные звезды, областная администрация реализует крупный инфраструктурный проект «Волгоград – территория побед». Недавно в областной столице и городе-спутнике Волжском открылись физкультурно-оздо­ро­ви­тельные комплексы. Также в Волгограде построен современный Центр водных видов спорта, где теперь базируются мужская и женская команды по водному поло.

    С: Что вас привело в комиссию спортсменов при Олимпийском комитете России?
    Желание участвовать в реализации социальных инициатив. На нашем поколении спортивная жизнь страны не останавливается. Необходимо донести до юных атлетов мысль, что каждый из них способен стать чемпионом, если не будет лениться и поверит в свои силы. По мере возможности у себя дома провожу мастер-классы для молодежи и вижу, каким счастьем светятся глаза ребят от того, что они могут потрогать олимпийского чемпиона, задать ему вопрос или испытать себя в соревновании с ним.

    С: Следите, как россияне выступают на чемпионатах мира в других видах спорта?
    Обязательно. Болел за Ивана Скобрева, когда он выиграл чемпионаты мира и Европы в классическом конькобежном многоборье. Ваня – настоящий красавчик! За волгоградских легкоатлеток переживаю – Татьяну Лебедеву, Елену Исинбаеву, Елену Слесаренко. В бассейн хожу мимо манежа института физкультуры и вижу, как девчонки много работают. Таня недавно родила второго ребенка, но уже потихоньку тренируется. Даже поехала на съемки «Больших гонок». Мы создали в Волгограде общественную организацию – Союз олимпийских чемпионов. Меня избрали председателем. Занимаемся продвижением спорта – как высших достижений, так и детского. Рассчитываем стать мощной силой в продвижении и реализации спортивных проектов на законодательном уровне.

    С:  Кризис сильно ударил по волгоградскому спорту?
    Губернатор Анатолий Григорьевич Бровко и руководство областного спорткомитета постарались сделать так, чтобы приоритетные в нашем регионе виды спорта – легкая атлетика, плавание, гребля, водное поло, гандбол и возрождаемая футбольная команда «Ротор» – от него не пострадали. А совсем недавно глава области нашел возможность установить пожизненные стипендии для выдающихся атлетов, сопоставимые по размеру с президентскими. Это обеспечит волгоградским олимпийским чемпионам достойный уровень социальной защиты.

    С: Гребцы, наверное, тоже не обижены?
    Лично я пытаюсь убедить власти заново отстроить сгоревшую базу под Волгоградом, которая могла бы дать новый толчок для развития гребного спорта не только в нашем регионе, но и во всей стране. Климатические условия в дельте Ахтубы позволяют тренироваться с ранней весны до поздней осени, там могла бы работать сборная России. Надеюсь, при поддержке губернатора моя родная база возродится и подарит миру новых чемпионов.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №22 (15-21 июня 2011 года).


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»