-
Маленький игрок в большой футбол
Чего ждать от чемпионата мира в Катаре?24.11.17 11:08
Катар действительно подкупает. И похоже, ему воздастся по заслугам. По итогам трехдневного визита в Доху редактору «Спорта День за Днем» стало жаль, что мировое первенство в Азии пройдет через четыре года после российского, а не наоборот. Мы нашли бы, что почерпнуть из опыта ближневосточной страны и за счет чего сделать свой турнир беспрецедентно лучшим.
Гуляйте, гуляйте
Генеральный секретарь местного оргкомитета Хассан Аль Тавади не по-азиатски прямолинейно отвечает на вопрос, почему Катар категорически не хотят признавать хозяином чемпионата мира: «Потому что про нас ничего не знают». Безо всяких уловок признаюсь, что у самого не срасталась картинка — мало того что чемпионат в пустыне, так еще как будто на одной улице.
Первыми начали рассеиваться иллюзии по поводу расстояний. Толпиться на узком пятачке между тремя пальмами гостям не придется. Попробуйте прогуляться по Дохе. Скажем, дойти от огромного рынка Сук Вакиф до делового центра, где расположены все роскошные отели самых разных сетей. И непременно заложите час на променад вдоль бирюзового залива. Рискните добраться пешком до Эспайр-парка, куда не так давно заглядывал на сборы «Зенит», а этой зимой снова приедет «Бавария». Безумство храбрых здесь никому не нужно — расстояния огромны и пока ничем не связаны, кроме такси и малопонятных для иностранцев автобусов. Автомобиль тоже не всегда в помощь: с трех до девяти вечера главная магистраль города, идущая вдоль залива, стоит в пробках. Если у тебя мало свободного времени, лучше остаться в отеле, где, как правило, есть все, чтобы никуда без особой нужды не высовываться.
Но Катар изменится. И точно так же, как на месте бетонной плиты и металлической трубы, обозначающих центр поля «финального» стадиона «Лусаил», будут трава, разметка и торжествующий чемпион, на месте песчаных пустырей, которые почему-то называются пригородами, возникнут дома, парки, развлекательные комплексы, которые кто-то назовет чудесами света. Добраться до всего этого можно будет минут за 40 из любой точки.
Имя чемпиона мира 2022 года мы пока не можем предсказать даже в шутку. Но совершенно точно Катар через пять лет станет победным полем для высоких технологий. Единоличный правитель маленькой страны господин Хамад Аль Тани (его изображение здесь на каждом здании и ветровом стекле любой машины, словно без этого тебе ее не продадут) способен не только баловаться Неймаром. Инвестиции Катара в продвижение региона колоссальны, на фоне намерений государства завершить к 2030 году глобальный этап развития Ближнего Востока по всем направлениям блокада со стороны GCC (в июне этого года соседи Катара — ОАЭ, Бахрейн и Саудовская Аравия — разорвали с ним отношения) выглядит недоразумением.
Сделайте нам озеро!
«Каждый раз, когда я возвращаюсь в Доху, вижу, что в Сити, на месте, где был просвет, вырастает новое здание»,— говорит журналист канала Bein Sport. Деловой центр за каких-то несколько лет превратился из редкого частокола в нечто вызывающее ассоциации с Манхэттеном. При этом здания стильные, материалы — дорогие, в отличие от не менее богатых земель, где почему-то предпочитают жить и работать в муравейниках, напоминающих о недавнем прошлом, чем привлекать лучшие архитектурные бюро или хотя бы учиться у них.
Стадионы ЧМ2022, как обещают в один голос их кураторы, должны стать самыми красивыми в мире. Например, арену «Аль Баит» в городе Аль Хор (60 километров от Дохи), которая примет один из полуфиналов, спроектировал тот же архитектор, что мюнхенскую «Альянц Арену». Только декоративный короб будет изображать не автомобильную покрышку, а национальный гигантский тент. Катар при довольно строгом соблюдении законов ислама оказался далеко не «бородатым» государством — восточные традиционные символы вписаны в современную подачу аккуратно, не подавляя восприятие чужеземцев.
С тем, что чемпионат пройдет в непривычные сроки, в Катаре смирились относительно легко. Знаменитая система охлаждения воздуха постоянно совершенствуется, но вряд ли сможет существенно охлаждать воздух на стадионах и в фанзонах в 45-градусную жару, которая есть норма для местного лета. Даже если выходы кондиционеров подвести не просто под каждое сиденье, а в лицо каждому зрителю. Международный календарь рухнет во имя того, чтобы никто из гостей чемпионата не почувствовал себя туристом-экстремалом. Стоит ли? Как минимум это импульс. Не только для Ближнего Востока, но и для того, кто об этом еще не догадывается.
Даже отдаленные арены не будут лежать на песке причудливой грудой, как на картине Дали. Вокруг каждой будут созданы целые оазисы, рядом с тем же «Аль Баитом» обещают искусственное озеро. Жаль, его не сделали уже сейчас, к туру на стадион. За двадцать минут в готовой на 70 процентов чаше сознание начало мутнеть, а слабеющий ум отметил, что закрытые одежды местных возникли далеко не только из-за религиозных догм.
Пробкам место в прошлом
«Лусаил», рассчитанный более чем на 80 тысяч, нуждается в прилегающих территориях как ни один другой стадион. Ведь ему принимать финал и матч открытия, а значит, стоит ждать одновременного наплыва со всех уголков миниатюрной, но вместительной страны (гостиницы и апартаменты возводятся с такой активностью, словно катарцы уже наплевали на Дубаи, Абу-Даби и Манаму, решив обойтись своими силами). И подступы к арене будут масштабными — парк на Крестовском острове покажется Летним садом.
Сам пригород Лусаил, собственно, еще толком не существует — домов и небоскребов много, но больше половины из них «мертвые». Зато уже представлен трамвай, который будет бегать сюда из Дохи за двадцать с лишним минут. Пробки в Катаре — не только из-за большого количества машин, но и из-за неспешных светофоров, которые готовы гореть красным минут по пять. Корпус и салон трамвая, разработанного во Франции, уже выставлены в демо-вестибюле главной узловой станции метро. Которого пока в Дохе нет.
Четыре ветки подземки кто-то может посчитать роскошью, но ради того, чтобы перемещаться с места на место без ругани под нос, инвестиции того стоили. Население Катара растет, не в последнюю очередь за счет иностранцев, приезжающих сюда работать не только из Азии, но и со всего мира. «Оставим пробки в прошлом!» — слоган Qatar Rail буквально умоляет владельцев сплошь белых машин. На работу тяжело ездить всем, хотя тихая Доха — пока еще не Дубаи.
К примеру, красная ветка довезет из Сити до аэропорта меньше чем за полчаса. Почти все линии пересекутся в районе музеев и рынка Сук Вакиф — новодела под старину, но уже с магической репутацией. В метро, разумеется, можно будет подзаряжать телефон и пользоваться Wi-Fi — пожалуй, для 2022 года это можно назвать обязательной программой.
Когда Хави закончит
Для хозяев чемпионата обязательной программой считается также выход из группы своей сборной. У Катара не самая слабая сборная в регионе, но немало для ее рейтинга сделали иностранцы с местными паспортами — бразилец Табата и аргентинец Себастьян Сория. Уровень местных футболистов заметно отстает, что бросилось в глаза автору «Спорта День за Днем», посетившему матч между залипшим на дне таблицы «Аль Араби» и «Аль Райаном» Микаэля Лаудрупа. Сория и Табата заставляют тянуться за собой остальных, тогда как во многих других командах таких мастеровитых нет и толку от совместных упражнений местным немного. Лига Звезд изначально шла по пути наименьшего сопротивления, привлекая игроков с громким именем. Сейчас ситуация такова, что как только Хави закончит карьеру в «Аль Садд» — а произойдет это уже весной, — лига Катара будет звучать куда скромнее. Местные руководители способны меняться — огромные деньги (сколько еще раз мы повторим это словосочетание?) привлекаются для воспитания своих игроков и на различные спортивно-социальные программы, сопряженные с этой задачей. «Наша цель — изменить жизнь всего региона. Заставить людей не просто мечтать о том, какими продвинутыми мы могли бы быть, а стать образцом для всего мира здесь и сейчас», — говорит Хассан Аль Тавади, коллега Алексея Сорокина, просто чуть иначе выглядящий. Футбол видят в качестве свидетельства открытости Катара к новым проектам. Сильно ли интересует свой чемпионат жителей страны? Пока не очень. Нонсенс, но болельщиков «Аль Араби» на домашнем матче совсем не было видно, если исключить продавца каких-то зерен в красной футболке. Зато спортивный телеканал «Аль Касс» показывает футбол двадцать четыре часа в сутки. Может, кому-то это действительно надо?
Где найти траву
Катар производит впечатление ближневосточной Швейцарии. Спокойно, стильно, интеллигентно. Уровень образования тех, кто отвечает за свой чемпионат мира, — пожалуй, главное впечатление от первой поездки сюда. Тот же Хассан Аль Тавади говорит на трех языках, при этом не отставая от слов мыслью. В похожем ключе вели себя на презентациях проектов и директора стадионов, инженеры, занимающиеся кондиционерами, технолог, выращивающий траву. Да, Катар уже готов поставить рекорд — трава для кубкового финального матча на стадионе «Халифа» выращена здесь же, в километре от его боковой линии! Ни в одной стране мира газон не проделывал столь короткий путь к месту назначения…
Маленький питомник кажется неприметным из-за пустынных ландшафтов, но именно там день и ночь наблюдают за тем, как реагируют на уход образцы газона от разных поставщиков. Впрочем, задача провести тендер не стоит. Катарцы ставят целью вырастить и запатентовать свой собственный сорт, который не боится огнедышащего солнца. И для этого с помощью специального оборудования следят за поведением корней — сколько они потребляют влаги и за какое время. В Катаре нет иного способа добыть пресную воду, кроме как очищать морскую, поэтому даже увлеченное плескание под краном в общественном туалете здесь не приветствуется. Что говорить о поливе травы, которая хочет жить. В ближайшее время поле «Халифы» начнут тестировать в режиме чемпионата мира. Если эксперимент пройдет удачно, сложно сказать, чем будут заниматься катарцы в ближайшие пять лет.
Нынешняя стадия подготовки к ЧМ-2022 — словно археологические раскопки наоборот. Глядя на камни и бетон, ты видишь не что было, а что будет. И магии в этом, возможно, не меньше, чем если вы еще раз подниметесь к Парфенону. Катар взял на себя риск быть белой вороной. И, как и в вопросах архитектуры, ищет компромисс с окружающим миром — алкоголь-то в особых зонах во время чемпионата мира будет разрешен, хотя в обычной жизни он здесь доступен только в отелях топ-класса и по ценам, заставляющим переходить на трезвый образ жизни.
Этот полуостров в Персидском заливе вызывающе мал для того, чтобы ассоциироваться с таким крупным событием. Особенно если учесть, какого масштаба страна проводит чемпионат мира следующим летом. Но даже смешно напоминать, что и Наполеон не был гигантом. Ближний Восток ждут увлекательные пять лет. Как бы его представители ни рассаживались за игорным столом.
Доха — Санкт-Петербург
Фото автора
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»