• Марадона Кустурицы – попытка рецензии

    08.06.09 19:54

     

    Не так давно я приобрел диск с фильмом, именующимся без затей – «Марадона», автор – Эмир Кустурица, всемирно знаменитый кинорежиссер, автор фильмов «Время цыган», «Подполье», «Черная кошка, белый кот», «Папа в командировке», «Жизнь как чудо». Наверное, многие посмотрели его на 5-м канале.

    Отношение к Кустурице среди синефилов (киноманами называть их не буду, чтоб не путать с фанатами Виктора Цоя и группы «Кино») противоречивое. Одни считают его гением, другие – чуть ли не бездарем, полулюбителем, эксплуатирующим однажды найденные находки.

    Вообще-то я люблю Марадону, считаю его самым великим игроком из тех, что видел. У меня есть фильм, сделанный о нем просто, без затей, как о футболисте: нарезка голов, архивные интервью и пресс-конференции, воспоминания партнеров...

    Кустурица же снял фильм о человеке. Марадона в отличие от Пеле, Беккенбауэра, Платини, Кройфа, Зидана – больше, чем футболист, пусть даже великий. Он больше, чем великий, всемирно знаменитый  спортсмен, какими были, например, Мохаммед Али или Бобби Фишер.

    Он, может быть, против своей воли давно уже политическая фигура (не деятель, но фигура), идол Латинской Америки.

     В фильме Марадона выступает на антиамериканском митинге вместе с Уго Чавесом, обнимается с Фиделем Кастро, бичует империализм США и агрессию НАТО. С гордостью он демонстрирует татуировку знаменитого соотечественника – Эрнесто Че Гевары. Горячо, как будто это было вчера, говорит о войне Аргентины и Британии за Мальвины, вспоминает, как отказался от встречи с членом английской королевской семьи. 

     

    Марадона откровенен до самообнаженности. С какой горечью он говорит о себе: «Каким игроком мог бы я стать, если бы не кокаин?» и повторяет с иронией – «Какого футболиста все потеряли!»

    Кустурица не мог обойтись, конечно, без супергола Диего в ворота англичан на ЧМ-86. Этот гол показан несколько раз сперва «просто так», а потом он становится частью клипа – Марадоне противостоят в роли защитников мультяшные Маргарит Тэтчер, британский принц Чарльз, Рональд Рейган. Джордж Буш-старший. Гол положен на музыку «Секс пистолз», точнее, на гимн Великобритании «Боже храни королеву» в хулиганской аранжировке легендарной панк-группы.

    Не обошлось и без другого гола Марадоны в том же матче с англичанами. Того, что он забил с помощью «божьей руки». Кустурица показывает нам прихожан «Церкви Марадоны» - людей, боготворящих футболиста. Обряд посвящения в марадонопоклонники прост – надо всего лишь забить гол рукой в схожей ситуации – в прыжке замкнуть подачу верхом. И это делают мужчина и женщина, вступающие в брак – невесте не мешает повторить трюк Диего свадебная фата, а жениху – строгий костюм.

    Кустурица сделал свой фильм, очередной раз доказав аксиому, что футбол – это больше, чем спорт. Это – социальное явление. Из-за футбола начинались войны, футбол становился катализатором и детонатором революций.

    В свое время Марадона сказал: «Люди забудут Иисуса Христа и «Битлз», но не перестанут играть в футбол» – это он так ответил на историческую фразу Джона Леннона, что «Битлз» популярнее, чем Христос. И добавить к этому нечего.

    Марадона в фильме танцует (конечно же танго), поет песню о самом себе, естестенно играет в футбол вместе с Кустурицей и его сыном. В финале же ленты Марадона стоит возле своего дома и слушает как уличные музыканты поют о нем. Рефрен песни: «Если я был Марадоной, я бы…». Диего грустен, он улыбается, он выглядит простым, скромным, прямо таки застенчивым. И таким мы его почти никогда не видели. А ведь он почти Бог!

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»