• Марат Измайлов. Лиссабонский лев

    Персона

    26.12.09 17:14

    К концу футбольного года принято выявлять лучших игроков чемпионата, страны, по конкретным позициям, и так далее. Номинаций предостаточно, но редко где встретишь номинацию «Самый недооцененный игрок сезона». Если бы таковая существовала, ее можно было бы без колебаний отдать полузащитнику лиссабонского «Спортинга» Марату Измайлову.

    Может быть, не в этом сезоне, большую часть которого бывший хавбек «Локомотива» пропустил из-за травмы, но точно в предыдущем. Помимо командных достижений (победа в Лиге Португалии, серебро чемпионата, выход в плей-офф Лиги чемпионов), Измайлов может похвастать и личными. Чтобы понять, насколько Марат, который, к слову, стал самой дорогой покупкой в истории лиссабонского клуба, важен для «Спортинга» – достаточно пообщаться с коллегами или побывать на одной из игр португальского топ-клуба.

    Девять месяцев без футбола

    — Физически пока сложно выдержать даже тайм, — рассказал Измайлов сразу после матча Лиги Европы с «Гертой» в Берлине.

    — А по игре не скажешь. В первом тайме вы были на поле самым активным…
    — Что толку с этой активности? Нужно повышать КПД, забивать голы и отдавать голевые передачи.

    Уже в отеле, где мы встретились с футболистом, я вновь попросил Измайлова оценить свои действия и форму в последних матчах за «Спортинг».

    — В техническом и тактическом плане какого-либо дискомфорта совсем не ощущаю. А вот физических кондиций мне пока не хватает. Наш тренерский штаб и партнеры с пониманием относятся к этой ситуации, предоставляя мне возможность через матчи поскорее набрать форму. Хотя команда от этого, может, где-то и страдает, ведь, объективно говоря, я сейчас не готов на сто процентов.

    — Через игры форму набрать проще, так ведь?
    — Совершенно точно. Чем больше будет игрового времени, тем быстрее я выйду на пик формы. Нет сомнений, что в скором времени специалисты и болельщики нашего клуба увидят абсолютно иной футбол в моем исполнении.

    — Предлагаю перейти к одной из наболевших для вас тем. Вы пропустили из-за травмы почти девять месяцев. Что у вас было за повреждение и почему так долго проходило восстановление?
    — Из-за больших нагрузок воспалилось колено. В прошлом сезоне «Спортинг» бился на всех фронтах, и я принимал участие во всех матчах. Причем играл всегда «от флажка до флажка». Нагрузка была колоссальной и в какой-то момент травма дала о себе знать.
    С одной стороны, если бы организму дали паузу, этого можно было бы избежать. Но с другой, — «Спортингу» предстояла череда крайне важных встреч. В каждом турнире мы продолжали бороться за самые высокие места, и мне хотелось помочь клубу. Кубок и Лига Португалии, чемпионат, прибавьте сюда еще и Лигу чемпионов, в которой мы дошли до 1/8 финала. Ничего не хотелось пропускать, поэтому продолжал играть, а ситуация тем временем усугублялась все больше и больше.

     

    — А почему так долго проходила реабилитация?
    — Сначала мы пытались обойтись без хирургического вмешательства, ведь операция всегда рассматривается как самый крайний случай. Хотели обойтись методами физиотерапии и паузой, но этот способ не помог. При нагрузках колено по-прежнему продолжало воспаляться. Пока поняли, что все наши попытки тщетны, прошло какое-то время. Потом стало ясно, что без операции не обойтись. А операция, сами знаете, штука сложная. После нее нужно проходить долгий курс реабилитации. Так и набрались эти девять месяцев.

    — Наверное, сильно соскучились по мячу?
    — Конечно, соскучился. Но я стараюсь всегда реально смотреть на вещи, поэтому отдавал себе отчет в том, сколько по срокам займет вся эта процедура. Гораздо сложнее, когда сталкиваешься с неопределенностью.

    — Защитник «Зенита» Николас Ломбертс мне рассказывал, что за время реабилитации, когда нужно регулярно посещать физиотерапевтов и по несколько раз в день выполнять монотонные задания, приходит осознание, насколько классная все-таки игра — футбол. А у вас нечто подобное было?
    — Это чувство — имею в виду любовь к футболу — меня не покидало ни до, ни во время, ни после лечения. Я всегда понимал это.

    Не люблю обсуждать своих тренеров

    — Еще мне Ломбертс поведал: если игрок в бельгийском клубе выбывает на длительный срок, ему через какое-то время перестают платить полностью зарплату, а выплачивают лишь небольшую часть. В Питере с этим никаких проблем не было, за что Ломбертс был очень благодарен руководству «Зенита». А как ситуация с выплатой зарплаты травмированным игрокам обстоит в Португалии и конкретно в «Спортинге»?
    — Должен признать, у нас отнеслись с пониманием к моей ситуации. Все было на самом высоком уровне, причем это касалось самых незначительных мелочей. Руководство, тренеры, партнеры по команде и болельщики мне оказывали колоссальную поддержку. О понижении зарплаты предложений со стороны клуба не поступало.

    — Марат, вы не из тех, кто занимается самопиаром, что в нынешнее время, пожалуй, редкость. Вы настолько скромны или речь идет о воспитании?
    — Нужно быть и скромным и воспитанным, но в меру. Спортивная злость должна присутствовать. Я нахожусь в рамках нормы. Считаю, что самопиар в спорте да и вообще в любой профессии выглядит смешно, ведь на поле потом все равно видно, кто и чего стоит на самом деле.

    — Если в прошлом году «Спортинг» в каждом турнире боролся за самые высокие места, то в этом сезоне дело обстоит иначе. Команда занимает лишь седьмое место в национальном первенстве. В чем причины этого спада?
    — У каждой команды бывают неудачные отрезки. Но в нашем клубе собраны большие профессионалы, и в скором времени все наладится.

    — Из-за не самых удачных результатов в «Спортинге» недавно сменился главный тренер. С прошлым наставником Паулу Бенту, насколько мне известно, у вас были отличные отношения. Как восприняли его уход?
    — С сожалением. Как вы заметили, с Бенту у нас сложились добрые профессиональные отношения. Но карьера тренера, как и футболиста, не может быть всегда стабильной, и иногда происходят какие-то перемены.

    — Что скажете о новом тренере Карлуше Карвалхале?
    — Честно говоря, не люблю публично обсуждать своих наставников.

    Хотим побеждать во всех турнирах

    — «Спортинг» пробился в весеннюю часть еврокубков и что для вас сейчас наиболее приоритетно? Дойти как можно дальше в лиге Европы или же исправить дела в чемпионате? Многие европейские клубы с целью улучшить положение дел в своих лигах на матчи второго по престижности футбольного турнира выставляют резервные составы. Как у вас в этом плане?
    — У нас вообще нет такого разделения на первый и второй составы. В команде достаточно квалифицированных футболистов. Иногда тренер ротирует состав с целью дать кому-то передохнуть. У нас максимальные задачи как в национальном первенстве, где действительно нужно исправлять ситуацию, так и в Европе. Более того, все мы хотим выиграть и Кубок Португалии. Тренерский штаб настраивает нас на победы в каждом матче. Игроки придерживаются той же философии.

    — Главный тренер «Рубина» Курбан Бердыев сказал, что победа в Лиге Европы для казанцев вполне реальна.
    — На самом деле победа в Лиге Европы реальна для многих клубов. Фаворитов в этом турнире сразу несколько, и казанцы в том числе, здесь я соглашусь с Бердыевым. «Спортинг» тоже может рассчитывать на успех. Лично я не вижу в этом ничего невозможного.

    — Но ведь ваш клуб переживает сейчас не самое лучшее время, разве нет?
    — Да, в последнее время мы результатами не балуем: в чемпионате проиграли «Лейрии», в Лиге Европы потерпели поражение от «Герты», после этого мое высказывание может прозвучать слишком самонадеянно, однако я уверен, что ситуация уже в самом ближайшем будущем будет меняться в лучшую сторону. До февраля, когда пройдут матчи плей-офф, времени еще достаточно, чтобы поработать над ошибками и к февралю подойти в оптимальной форме.

    — В Португалии ведь небольшой перерыв между играми?
    — Да. В начале января мы уже играем матч на Кубок лиги, но дней десять официальных встреч проводить не будем. Будут только тренировки.

    — Вам даже небольшого отпуска не предоставят?
    — Почему? Несколько дней на Рождество дадут.

    — И какие у вас планы на это время?
    — Буду работать с тренером по физподготовке и докторами команды, которые, несмотря на выходные, будут приезжать на базу помогать травмированным ребятам и таким как я — пропустившим немало времени из-за повреждений.

    — Когда же собираетесь отдыхать?
    — Да я уже наотдыхался! Девять месяцев от футбола отдыхал. Достаточно.

    — В моменты реабилитации мысли темные в голову не лезут? Вроде «ну его все, к черту. Может, бросить это все?»
    — Конечно, бывают сложные моменты, но нужно терпеть и быть сильным. По-другому в спорте ничего не достигнешь.

    Новый год отмечать не буду

    — Как вы обычно встречаете Новый год?
    — В Португалии, как правило, Новый год не отмечаем. Когда жил в Москве, встречали в семейном кругу, с родителями дома. Здесь же каждый год второго или третьего января матчи, поэтому 31 декабря и первого января мы проводим на тренировочных занятиях. Для меня это теперь самый обыденный день.

    — В Португалии Новый год праздником не считается?
    — У них здесь главный праздник — Рождество, к Новому году люди относятся гораздо спокойнее, чем в России.

    — Игроки «Зенита», переехавшие за рубеж, мне рассказывали, что премиальные, которые платят в их нынешних клубах, с питерскими несравнимы. То, что они могут получить здесь за весь сезон, в России иногда выплачивали за пару удачных матчей. Вы с подобным столкнулись?
    — Да, в России премиальные действительно гораздо выше.

    — В «Спортинге» платят бонусы за конкретные игры или за выполнение конкретных задач?
    — Второй вариант. Премиальные выплачивают после чемпионата и розыгрыша кубка.

    — А на сборах в Португалии закрывать принято?
    — Да, за день до игры мы подъезжаем к ужину и остаемся там на ночь.

    — В Европе подобное обычно не практикуется…
    — Не знаю. После России подобная практика не кажется чем-то особенным. Никаких проблем в связи с тем, что нас закрывают на сборы, не испытываю.

    — А живете хоть по отдельности во время сборов?
    — На выездах нас расселяют вместе с партнером по команде. На базе у нас двухкомнатный номер, который я делю с бывшим «сатурновцем» Симоном Вукчевичем.

    — Симон русский язык еще не забыл?
    — Нет, он русским владеет лучше, чем мы с вами.

    — Погребняк, перешедший летом в немецкую Бундеслигу, делился, что скучает по русской кухне. Павел теперь целыми месяцами не ест супов. Вы с этим тоже столкнулись на первых порах?
    — Это нормально, что первые несколько месяцев чего-то не хватает, но, скажу по собственному опыту, потом это все проходит. Лично меня чувство ностальгии по каким-то блюдам покинуло достаточно быстро.

    — А в Лиссабоне есть русские магазины?
    — Есть, так что если захочется, к примеру, гречки или пельменей, можно без проблем их здесь найти.

    О переходе в «Локомотив» не думал

    — Вас постоянно сватают в «Локомотив». Говорят, Семин вас ждет в столичном клубе. Реально ли возвращение в Россию?
    — Я не могу сказать, что когда-то всерьез задумывался о возвращении, находясь в Португалии. В данной ситуации мне банально нечего отрицать или подтверждать.

    — Будем откровенны, чемпионат Португалии не самый топовый в Европе. Даже Россия в клубном рейтинге стоит сейчас выше. Хотелось бы спросить: вас на данный момент все устраивает или же вы думаете о том, чтобы сделать еще один шаг вперед и перебраться в более сильную лигу?
    — Конечно, всегда хочется прогрессировать и двигаться дальше, но в данный момент я больше обеспокоен, чтобы поскорее набрать физические кондиции и помочь улучшить результат своей команде.

    — А какой из чемпионатов вам наиболее симпатичен?
    — Испанский. Я часто смотрю игры Примеры.

    — За российским чемпионатом успеваете следить?
    — Совсем немного. Не хватает на это времени.

    — Матчи вообще не смотрите?
    — Нет.

    — Сейчас одна из самых дискуссионных тем касается лимита на легионеров. Как вы смотрите на подобные ограничения?
    — Есть компетентные люди, которые этот вопрос долгое время изучают, и наверняка у них есть свои веские аргументы в пользу того или иного правила или ограничения.

    — Хотелось бы услышать лично ваше мнение.
    — Я вижу в ограничении на легионеров как плюсы, так и минусы. С одной стороны, это хорошо, ведь лимит дает повод раскрыться нашим молодым футболистам. С другой, легионер высокого уровня никогда не помешает. Наоборот, молодые игроки будут смотреть на него и брать пример. Потом, не всегда хорошо, когда игрок чувствует свою незаменимость из-за паспорта РФ, а не из-за собственного класса.

    Мне в Лиссабоне комфортно

    — Неужели даже в Лиге чемпионов за нашими клубами не следили?
    — Следил. Был очень рад и горд за «Рубин». Здесь в Португалии все были в шоке, когда видели, как достойно играет наша команда. Я многим и до начала Лиги говорил, что «Рубин» — сильный клуб, который даст жару европейским грандам, но мне никто не верил. Несмотря на то, что команда Бердыева не прошла дальше, в нашей команде все признали мою правоту.

    — Ни с кем пари не заключали? Жирков поспорил с кем-то из «Челси», что «Рубин» не проиграет на «Камп Ноу» и выиграл небольшую сумму.
    — Нет, пари ни с кем насчет счета не заключаю. Спорили на интерес.

    — Вы совсем не азартны?
    — Напротив! Именно, поэтому и не ввязываюсь во все эти штучки (смеется).

    — А что скажете об успехе ЦСКА? Последний раз наша команда выходила в плей-офф Лиги чемпионов аж шесть лет назад, когда вы еще были совсем молодым игроком «Локомотива».
    — Когда я об этом услышал, сначала даже как-то не поверилось. Было такое ощущение, что ЦСКА уже давным-давно в Европе играет и всех там проходит. Армейцев в Европе по крайней мере все знают. Они с регулярностью достойно выступают в еврокубках — взять ту же победу в Кубке УЕФА, когда в финале армейцы обыграли «Спортинг». Думаю, выход в 1/8 ЦСКА для большинства футбольных болельщиков сенсацией не стал. Лично я это воспринимаю, как что-то должное.

    — Сможет ли ЦСКА пробиться дальше, чем в 1/8 финала?
    — Почему нет? У армейцев неплохая и опытная команда. Но тут все зависит от соперника, от формы на конкретную игру, и так далее.

    — Наверняка смотрели трансляцию матчей сборной против Словении. Что испытали после финального свистка ответной встречи?
    — Первое чувство — шок. Я был уверен, что наши легко пройдут словенцев.

    — Даже после московского матча?
    — Даже после него. Ведь наш класс намного выше. Конечно, я очень расстроен итоговым результатом. До сих пор искренне переживаю за ребят. Точно так же я искренне радовался, когда наша команда выстрелила на чемпионате Европы.

    — В Португалии вы выступаете уже достаточно давно, с 2007 года. Чувствуете ли вы себя в этой стране своим?
    — Что значит «своим»? Могу сказать, что я ощущаю в Португалии себя вполне уверенно. Мне здесь комфортно, и каких-либо бытовых проблем не испытываю.

    — Как у вас с португальским?
    — Понимаю почти все, а вот говорить еще сложно. Времени на изучение языка не хватает.

    — В бытовом плане это никак не мешает?
    — В «Спортинге» здорово подтянул английский, поэтому проблем в общении никаких. Без вопросов могу на нем объясниться.

    — А подшутить над кем-нибудь из одноклубников в состоянии?
    — Да легко! Для этого мне даже знание языка никакого не нужно (смеется)!

    — А на русском кроме семьи и журналистов с кем-то еще практикуетесь?
    — Постоянно на связи с друзьями.

    — Друзья из России?
    — Не только, в плане общения дефицита не испытываю.

    — А из португальских футболистов с кем-нибудь подружились? В ресторан с кем-нибудь ходите?
    — В Португалии в этом плане — не проблема. Здесь народ очень приветливый и на просьбу куда-нибудь пойти всегда откликнутся!

    Фильм «Отцы и дети» впечатлил больше, чем книга

    — В свободное от футбола время чем обычно занимаетесь?
    — Как бы пафосно это ни прозвучало, но времени свободного фактически не бывает. Последние полгода график дня идентичный: тренировка — восстановление, восстановление — тренировка. Перед сном еще могу посмотреть какой-нибудь фильм, но не более того.

    — Что из последнего можете выделить?
    — «Отцы и дети», снятый по мотивам романа Тургенева. Смотрел с большим интересом. Знаете, когда читал, мне не было так грустно в концовке. А вот фильм зацепил. После просмотра стало печально, а после прочтения — нет.

    — Обычно люди после книги кино воспринимают с меньшим восторгом.
    — Мне тоже, как правило, книги импонируют больше. Тот же «Идиот» или «Мастер и Маргариту» Булгакова читать гораздо интереснее, чем смотреть экранизацию. Но тут дело может быть в том, что роман Тургенева я читал достаточно давно, когда еще был школьником. Возможно, тогда чего-то недопонял. Не знаю. Но впервые фильм я прочувствовал лучше, чем книгу. Наверное, сказалась визуальная картинка и прекрасная игра актеров.

    — Музыку предпочитаете португальскую или нашу?
    — Меня нельзя назвать любителем какого-то определенного жанра. В машине обычно слушаю российскую или европейскую поп-музыку.

    — Концерты российских артистов в Лиссабоне случаются?
    — К сожалению, таких гастролей, как по Испании, Италии и Германии, по Португалии никто не устраивает.

    — А вы выбираетесь когда-нибудь на выступление в одну из вышеперечисленных вами стран?
    — В последний раз на концерте был уже около двух лет назад. В Кельне выступала Земфира. Получил огромное удовольствие.

    — Фанаты «Спортинга» речевки какие-нибудь поют, вам посвященные?
    — Да, поют песни на мотив русских мелодий вроде «Калинки-малинки», правда, вместо оригинального текста вставляют мою фамилию.

    — Приятно?
    — Конечно, приятно, когда тебя так поддерживают.

    — А как вас называют партнеры по клубу?
    — Когда только пришел в «Спортинг», называли Измой или Ижмой. Через какое-то время стали обращаться по имени — Марат или Мара.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»